Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и короткого замыкания

 

(61) Дополнительное к авт. саид-ау (22) Заменяемо 2604.76(21) 2353754/24-07 с присоедииеиием заявки М (23) Приоритет

Опубликоваио 0501.80 Боллетеиь HP 1

Дата опубликовании описаний 05.01.80

Н 02 Н 7/08

Гоеударствеииый комитет ссср по делан изобретеиий и открытий (5З) Уд (б 21. 316 ° ,925 (088.8) (72) Автор изобретения

Л.Я,Кос яковский (71) Заявитель Научно-производственное обьединение Автоматгормаш (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

ОТ ПЕРЕГРУЗКИ И КОРОТКО ГО ЗАМЫКАНИЯ

Изобретение относится к устройствам защиты асинхронных электродвигателей и может быть использовано для их защиты при опрокидывании и незавершившемся пуске, Известны устройства защиты электродвигателей, состоящие иэ датчика тока с выпрямителем, порогового, времяэадающего элементов и исполнительного рел.е (1) 123 .

Недостатком известных устройств является то, что настройку необходимой установки срабатывания защиты в них можно осуществлять только вручную, в результате чего невозможно учесть изменякщиеся условия питания защищаемого двигателя, что приводит к ложным срабатываниям и отказам устройства защиты, к выходу из строя дв и гат ел я .

Известно также устройство для защиты электрических машин, в котором времязадающая цепочка, стабилизирующий элемент и транзисторный усилитель соединены параллельно и через пороговый элемент подключены к выходу датчиков тока (3), Недостатком известного устройства

,пля защиты электрических машин является отсутствие автоматической коррекции уставки срабатывания защиты изменяющимися условиями питания двига- теля, что снижает надежность защиты электродвигателя г ри эксплуатации °

Целью изобретения является ïîâûшение точности и надежности за циты электродвигателя путем автоматического формирования уставки срабатывания защиты величиной пускового тока .двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и короткого заьикания с перестройкой уставки срабатывания, содержащее в фазе защищаемого двигателя датчик тока с выпрямителем и делителем напряжения на выходе, к одному из входов которого подключена одна общая точка параллельно соединенных стабилизирующего элемента, времязадающей цепочки и транзисторного усилителя с исполнительным реле, вторая общая точка которых подключена к пороговому элементу, дополнительно снабжено блоком автоматической настройки уставки срабатывания, выполненным в виде последовательзо но соединенных резистора и стабили. 708457

-трОНа ВКЛЮ тЕННЫХ ПаРаЛЛЕ ЛЬ НО ДЕЛИ» телю напряжения, и аналогов тиристоров по числу ступеней переключения усТеВКН СРабатываниЯ р электРОдыр анодка»од которых под <лючены K соответствующимим выходам делителя напряжения, их управляющие электроды подключены к общей точке резистора и стабилитрона р причем пОрОгОвый элемент ПОдключен ко второму входу делителя напряЖЕНИЯ»

Такое устройство обеспечивает надежи /ю защит „ р электрОдвигателя за

Гателяо

На фиг. 1 представлена принципиальная электрическая схема устройства для защиты электродвигателя; на фиг. 2 — вольт -амперные характеристики датчика тОка при различных состОЯкиях аналогов тиристоров схемы. устройство (фиг, 1) содержит 1 датчик тока, включенный в фазу защищаемого двигателя 2, выпрямитель 3, фильтрующий конденсатор 4, делитель напряжения из резисторов 5-7, эа- 25 дающий элемент из резистора 8 и стабилитрона 9, коммутирующие элементы

10-11, а кKачестве которых могут приMB HHT ьс Я тиРи стОРы р их аналоги и ДР е р пороговый элемент 12, времязадающую gQ цепочку из резистора 13 и конденсатора 14, транзистор 15 и исполнительное реле 16 с контактной системой 17, Стабилизирующий элемент 18 включен параллельно времязадающей цепочке. З5

Размыкающий контакт контактной системы 17 включается в цепь управления замыкающего электродвигателя 2, Иа фиг. 2 линия 19 изображает зависимость выходного напряжения (Ug) датчика TOKB GT тока двигателя (Up ) при включенных тиристорах 10-11.

Линия 20 изображает ту же зависимость при включенном тиристоре 10, а линия 21 — при включенных тиристорах 10-11, 45

Прямая 22 характеризует порог срабатывания исполнительного реле 16.

Точки 23-25 указывают величины токов двигателя для включения исполнительного реле 16 соответственно для случаев 50 включенных тиристоров 10-11, включенного тиристора 10 включенных тиристоров 10-11.

При включении двигателя 2 величина его пускового тока измеряется 55 датчиком 1 тока, выпрямляется и поступает на задающий элемент 9 и делитель напряжения.

Напряжение последовательно вклю- ченных резисторов 6 и 7, пропорциональное измеренному пусковому току двигателя 2,сравнивается с -задающим напряжением стабилитрона 9.

Если это измеренное напряжение окажется меньше задающего, то тирис.

65 тор 10 не включится и уставка срабатывания устройства защиты будет соответствовать току двигателя в точке 23.

Если при включении двигателя 2 измеренное напряжение окажется выше задающего р то тиристор 10 включится, зашунтирует резистор 6 и перераспределят напряжение на резисторах 5 и 7.

Если при этом окажется, что падение напряжения на резисторе 7 меньше чем на стабилитроне 9, то тиристор 11 не включится и уставка срабатывания устройства будет соответствовать току двигателя в точке 24.

Если же падение напряжения на резисторе 7 окажется большим чем на стабилитроне 9, то тиристор 11 включится и уставка срабатывания устройства защиты будет соответствовать току двигателя в точке 25.

Таким образом, в момент включения двигателя осуществляется автоматичес— кая коррекция уставки срабатывания устройства защиты измеренной величиной пускового тока двигателя. Далее во время нормальной работы двигателя при изменении его тока в широких пределах выбранная автоматически уставка срабатывания не изменяется за счет сохранения тиристором или его аналогом своего состояния при снятии управляющего сигнала.

Предложенная структура устройства защиты позволяет выполнять схемы с любым количеством ступеней переключения уставки срабатывания,от двух и больше) . При этом схемы будут отличаться лишь количес вом резисторов в делителе напряжения (5, 6, 7,, .) и количеством коммутирующего тиристоров или их аналогов (10, 11 ...) .

Времязадающая цепочка обеспечивает задержку включения исполнительного реле 16 для исключения ложных срабатываний защиты при кратковременных перегрузках двигателя. Пороговый элемент 12 исключает ложные срабатывания устройства защиты при токах двигателя, не превышающих установку .

Возможно выполнение устройства защиты как с одним датчиком, так и с несколькими, включенными в разные фазы питания двигателя, Сравнительные испытания данного устройства с известным показали, что оно обеспечивает более эффективную защиту электродвигателей, повышает безопасность их эксплуатации за счет того, что уставка срабатывания защиты формирует ся автоматически в зависимости от величины пускового тока защищаемого двигателя при каждом его включении и поэтому. более точно учитывает условия работы дви гат еля.

Формула изобретения

Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и короткого за22 гз

Составитель Т.Щеголькова

Редактор Ю,Челюканов Техред М.Петко Корректор О.Ковинская

Заказ 8510/50 Тираж 783 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Филиал ППП Патент, г.ужгооод, ул.Проектная,4 махания с перестройкой уставки срабатывания, содержащее в фазе защищаемого двигателя датчик тока с выпрямителем и делителем напряжения на выходе, к одному из входов которого подключена одна общая точка параллельно соединен- $ ных стабилизирующего элемента,времязадающей цепочки и транзисторного усилителя с исполнительным реле,,вторая общая точка которых подключена к пороговому элементу, о т л и ч а ю — щ

М е е с я тем, что, с целью повышения точности и надежности защиты, оно снабжено блоком автоматической настройки уставки срабатывания, выполненным в виде последовательно соединенных резистора и стабилитрона, включенных параллельно делителю напряжения, и аналогов тиристоров по числу ступеней переключения уставки срабатывания, электроды, анод-катод которых подключены к соответствующим выходам делителя напряжения, их управляющие электроды подключены к общей точке резистора и стабилитрона,причем пороговый элемент подключен ко второму входу делителя напряжения.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции Р 1594569, кл, Н 02 Н 7/08р 1968

2, Патент США 9 3602771„ кл ° 3 17-1 312, 19 71 ° .3, Патент Великобритании

9 1419738, кл. Н 2 К, 1976.

Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и короткого замыкания Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и короткого замыкания Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и короткого замыкания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх