Радиальный сегментный подшипник

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Соцмалистическик

Республик

<»> 709858 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.02.78 (2! ) 2576731/25-27 с присоединением заявки РЙ— (23) Приоритет

Опубликовано 15.01.80. Бюллетень М 2

Дата опубликования описания 18.01.80 (51)М. Кл.

F 16 С 27/02

ГееудерственныИ кемнтет

СССР ао делам наобретеннй и открытие (53) УДК 621.822..5 (088.8) (72) Авторы изобретения

B.Â.ÃåHåðàë0â и В.А.Лесуков (7l) Заявитель (54) РАДИАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК

Изобретение относится к машиностроению, к подшипникам скольжения, и может найти применение в газодинамических подшипниках»

Известен опорный подшипник, содержа5 щий вал, сегментные вкладыши, связанные шарнирно с упругими пластинами, которые установлены в корпусе Pl).

Недостаток известной конструкции заключается в низкой надежности из-за малого демпфирования угловых колебаний сегментик х вкладышей. Демпфирование происходит в основном за счет неупругого . сопротивления в смазочном слое, которое тем эффективней, чем больше усилие прижатия сегментных вкладышей к валу, что приводит к повышенному износу рабочих поверхностей подшипника при пусках и остановах из-за увеиичения скоростей скольжения и времени работы подшипника в режиме сухого трения.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сушности яв» ляется радиальный сегментный подшипник, содержаший сегментные вкладыши, установленные в корпусе равномерно по окружности с возможностью самоустановки, и по крайней мере, один сегментный вкладыш подпружинен упругим элементом в направлении к валу, что обеспечивает автоматическое регулирование рабочего зазора между валом и сегментными вкладышами в зависимости от оборотов вала, а также стабильность радиального gàçîöà, при деформациях элементов конструкции f2), Недостаток такой конструкции заключается в низкой надежности из-за малого демпфирования угловых колебаний сег ментных вкладышей. Демпфирование происходит в основном за счет неупругого сопротивления в смазочном слое, которое тем эффективнее, чем больше усилие прижатия сегментных вкладышей к валу, что приводит к повышенному износу рабочих

)поверхностей подшипника при пусках и

I остановах из-за увеличения скоростей

709858 скольжения и времени работы подшипника в режиме сухого трения.

Цель изобретения - увеличение надежности и ресурса работы подшипника.

Это достигается тем, что в предлагаемом изобретении каждый вкладыш снабжен рессорой, закрепленной на его наружной стороне и опирающейся своими концами на упоры, смонтированные в корпусе, при этом упругие силы рессоры противонаправ- 10 лены упругой силе упругого элемента.

На чертеже изображен радиальный сегментный подшипник.

Радиальный сегментный подшипник содержит расположенные в корпусе 1 равно- s мерно по окружности самоустанавливаюшйеся сегментные вкладыши 2, каждый йз которых опирается на шарик 3, установленный в сферическое гнездо стержня

4, а хотя бы один из сегментных вклады- 20 щей находится под действием пружины 5, передающей усилие на сегментный вкладыш 2 через подвижный шток 6 и шарик

3. Усилие пружины 5 регулируется путем перемещения резьбовой заглушки 7. Яля дополнительного демпфирования подвижного в радиальном направлении сегментного вкладыша 3 используетсч демпферная прокладка 8. Радиальные перемещения штока

6 ограничиваются упорами 8 и =0. На наружной стороне каждого сегментного вкладыша 2 через шайбу 11 закреплена рессора 12, представляющая собой набор упругодеформированных пластин.

Концы рессоры опираются на упоры

13, смонтированжае в корпус, цри этом упругая сила рессоры направлена от вала

14.

Рессора 12 может представлять собои упругодеформированную пластину. демпфирование угловых колебаний сегментных вкладышей 2 происходит за счет внутреннего трения в упругих пластинах рессор 12, возникающего при их изгибе„ трения пластины о пластину и об упоры

13, трения в сферическом шарнире, а также за счет неупругого сопротивления смазочного слоя подшипника. Колебания каждого сегментного вкладыша демпфируются независимо от демпфирования колебаний других сегментных вкладышей. Работа радиального сегментного подшипника в динамическом режиме смазки на малых оборотах вала достигается тем, что, по крайней мере, один из самоустанавливающихся вкладышей прижимается к валу минимальным усилием, равным разности противонаправленных упругих сил пружины и рессоры.

Усилие в упругодеформированной рессоре, необходимое для демпфирования угловых колебаний сегментных вкладышей, непосредственно не связано с усилием поджатия сегментных вкладышей к валу.

Это позволяет иметь как оптимальное демпфирование угловых колебаний сегментных вкладышей, так и благоприятные условия работы подшипника при пусках и остановках вала.

Изобретение повышает надежность и увеличивает ресурс работы радиального сегментного подшипника, так как рессора, представляющая собой набор упругих пластин, обеспечивает одновременно необходимое демпфирование и жесткость установки каждого из сегментных вкладышей подшипника в отдельности, а регулируемое усилие прижима подвижного сегментного вкладыша к. валу можно выполнить минимальным, что обеспечивает благоприятные условия работы подшипника при пусках и остановках вала. Отсутствие гидравлических элементов демпфирования и смазки

B конструкции позволяет применять предложенный радиальный сегментный подшипник в системах, которые не допускают загрязнения рабочего зазора, например, в криогенной технике.

Формула изобретения

Радиальный сегментный подшипник, содержащий сегментные вкладыши, установленные в корпусе равномерно по окружности с возможностью самоустановки, и, по крайней мере, один сегментный вкладыш подпружинен упругим элементом в направлении к валу, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью увеличения надежности и ресурса работы подшипника, каждый вкладыш снабжен рессорой, закрепленной на его наружной стороне и опирающейся своими концами на упоры, смонтированные в корпусе, при этом упругие силы рессоры противонаправлены упругой силе упругого элемента.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

% 418642, кл. F 16c 33/08, 12.10.77;

2. Патент Франции Nq 1518392, кл. F 16с, 1967 (прототип).

709858

Составитель И. Рогожина

Редактор Г.Нечаева Техред Л.. Алферова Корректор В.Синипкая

Заказ 8735/41 Тираж 1095 . Подписное

ЫНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная,4

Радиальный сегментный подшипник Радиальный сегментный подшипник Радиальный сегментный подшипник 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к гидроэнергетике, теплоэнергетике и машиностроению и может быть использовано при создании опор скольжения мощных гидро- и теплоагрегатов ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения с жидкостной и газовой смазкой, используемым для осевой и радиальной подсветок роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, например турбохолодильников, турбодетандеров, турбокомпрессоров, турбонагнетателей, турбогенераторов, турбонасосов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения

Изобретение относится к машиностроению и касается создания подшипников скольжения, имеющих жесткие наружные и внутренние детали с эластичным материалом между ними

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения с керамическими парами трения, и может быть использовано в узлах трения, предназначенных для работы в абразивосодержащих, агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений

Изобретение относится к опорным подшипникам и в особенности к средствам предотвращения перекосов для гидродинамического воздушного подшипника

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении упругодемпфирующих подшипников скольжения

Изобретение относится к устройству подшипника, в котором на пластине или на аналогичной поверхности двери, окна или подобной части конструкции закреплен подшипник, действующий как в осевом, так и в радиальном направлении, и на нем - ручка или другое воздействующее средство, поворачивающееся относительно пластины

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным лепестковым газодинамическим подшипникам, и может быть использовано в радиальных опорах с газовой смазкой
Наверх