Система зажигания для двигателя внутреннего сгорания

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< >735819

Союз Советскик

Социалистические

Республик (6I ) Дополнительное н авт. свид-ву = (22) Заявлено 27.03.78 (21) 2593912/18-06 (51)М. Кл.

Г 02 P 5/08 с присоединением заявки 34,.Госудврстввикый камитет

СССР (23) Приоритет оо делам иэобретеиий и открытий (53) УДК : 621.43 .044 (O S8.8) Опубликовано 25.05.80. Бюллетень М 19

Дата опубликования описания 26.05.80 (72) Автор изобретения

Г. Л. Баканов

Московский институт радиотехники, . электроники и автоматики (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относит .я к бесконтактным системам зажигания дпя двигатепя внутреннего сгорания, в частности к системам с автоматическим электронным регупирбванием угла зажигайия .

Известны системы зажигания дпя двигателя внутреннего сгорания, содержащие катушку зажигания, подключенную к аккумулятору, распределитель с центробежным регулятором угла зажигания

1О и вакуумным регулятором (1)

Недостатком таких систем зажигания является низкая надежность из-эа раэрегулирования центробежного автомата в эксплуатации.

Известны также системы зажигания дця двигателя внутренного сгорания, содержашие магнитоэлектрическяй датчик ° частоты вращения двигателя с выпря мителем и формирователем, устройство регистрации угловых положений вапа, датчики температуры и нагрузки двигателя, соединенные через блоки формирования характеристик угла зажигания по частоте г

2 вращения и по нагрузке двят атепя с сЫ= новым ключом, включенным в цепь пер- . вичной обмотки катушки зажигания, транзисторные ключи и источники. опорных напряжений (21

Однако эти системы зажигания не могут формировать требуемую характеристику угла зажигания с высокой точностью и не обеспечивают снижения токсичности выхлопных газов.

Цель изобретения — уменьшение токсичности выхлопных газов путем формирования характеристики угла зажигания, а также уменьшение потребляемой энергии.

Поставленная цепь достигается тем, что устройство регистрации угловых положений -вала содержит датчики записи и считывания, а блоки формирования характеристики угла зажигания выполнены в виде магнитных аналоговых запоминаю-тцих устройств с обмотками считывания и записи, подключенными к источникам опорных напряжений и к датчикам через

3 7358 транзисторные ключи, причем вх:>ды клю,чей цепей записи запоминающих устройств подипочены к датчику записи. При этом вход ключа пепи считывания запоминающего устройства блока формирования характерис гики угла зажигания по частоте вращения может быть подключен к датчику. считывания, в магнитоэлектрический датчик через выпрямитель и формирователь включен в цепь записи последовательно с источни- о ком опорного напряжения. Причем вход ключа считывания запоминающего устройства блока формирования угла за-жигания по нагрузке двигателя может быть подключен к выходу запоминающего устройства блока формирования характеристики угла зажигания по частоте вращения, а датчики температуры и нагрузки двигателя включены последовательно с источниками опорных напряжений в цепи 20

:записи и считывания запоминающего устройства блока формирования характеристики угла зажигания по нагрузке. Кроме того к магнитоэлектрическому датчику дополнительно может быть подключено магийтное аналоговое запоминающее устройство стабилизатора времени накопления тока в катушке зажигания, причем вход последнего подключен к выходу запоминающего устройства блока формирования характеристики угла зажигания по нагрузке, а магнитоэлектрический датчик через выпрямитель включен в цепь записи запоминающего устройства стабилизатора последовательно с источником опорного 35 напряжения.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема предлагаемой системы зажигания, на фиг. 2 — временные диаграммы напряжений на элементах схем и индукций 4О в сердечниках запоминающих устройств; на фиг. 3 — характеристики угла зажит вния, формируемые системой зажигания; нв фиг. 4 — пример характеристики угла зажигания, которую может реализовать .4 система зажигания.

Система содержит мвгнитоэлектрический датчик 1, выпрямитель 2, формирователь 3, устройство регистрации 4 угл6$0 вых положений вала с датчиком 5 считывания и датчиком 6 записи, блок 7 формирования характеристики угла зажигания по частоте вращения, блок 8 формирования характеристик угла зажигания по нагрузке, стабилизатор 9 времени накопления тока в катушке зажигания 10, запоминающий триггер 11, реле-инвертор

12, .логический узел 13, усилитель 14, 19 ( силовой ключ 15, датчик 16 нагрузки двигателя потенциометрического типа, контактный датчик 17 температуры, транзисторные ключи 18 23, логические схемы

24 и 25, резисторы 26-41, конденсатор

42. формирователь 3 выполнен на двух стабилитронах 43 и 44 и резисторе 45.

Вход ключа 21 соединен с эмиттером ключа 19 через резистор 32 и порогс вый элемент 46. Вход ключа 23 соединен с эмиттером ключа 21 через резистор 35 и пороговый элемент 47.

Датчик 5 считывания соединен с эмиттером ключа 23 через триггер 11, логические схемы 24 и 25 и пороговый элемент 48. формирователи 7 и 8 характеристики угла зажигания и стабилизатор 9 выполнены на магнитных аналоговых запоминающих устройствах 49-51 представляющих собой ферромагнитные сердечники с обмотками.

Система зажигания работает следующим образом. На пусковых частотах двигателя напряжение на выходе датчика 1 мало, и реле-инвергор 12 совместно с логическим узлом 13 запрещает прохождение сигнала с блока 8 формирования угла по нагрузке и обеспечивает прохождение сигнала с датчика 5 на вход силового ключа 15.

При поступлении переднего фронта сигнала с датчика 5 ключ 15 открывается и начинается накопление энергии в первичной обмотке катушек 10. По заднему фронту сигнала датчика 5 ключ 15 закрывается,. что соответствует моменту искрообразования 1„, о (см. фиг. 2).

При повышении частоты вращения двигателя напряжение на выходе выпрямителе 2 повышается и с помощью реле-инаергора 12 и логического узла 13, происходит переключение входа усилителя 14 и ключа 15 на выход блока 8. При вращении вала двигателя датчик 6 записи вырабатывает сигнал на протяжении заданного угла поворота. Через определенный угол поворота аналогичный сигнал вырабатывает датчик. 5 считывания (О и

О на фиг. 2).

Сигнал датчика 6 открывает ключи

18, 20, 22 цепей магнитных запоминающих устройств на время я (см, фиг.2) и в их магнитных сердечниках под действием напряжений записи 0 >„происходит линейное нарастание индукции от значенияЬ до некоторых значений в течение вреФ мени „(,Ь, 69 на ф, иг. 2) . По окон40

0 0 0(ю)

e--e "к@ — — - О + <8

О 0 7 sn 0 s п О 7. sq> с 7 cry cv y

Ю 55 где g — угол сигнала датчика счиcv тывания, Q д- угол сигнала датчика записи;

5 73HR чании сигнала датчика 6 записи ключи 18, 20, 22 закрываются и сердечники запоминающих устройств "запоминают" информацию о режиме работы двигателя в виде приращений магнитных индукций за вр мя -4„

При йоявлении сигнала с датчика 5 считывания (0 на фиг. 2) триггер

11 "запоминает сигнал считйвания и открывает ключ 19 в цепи считывания 10 запоминающего устройства блока 7 .формирования характеристики угла зажи-. гания по частоте вращения. Под действием напряжения считывания 0 „> приложенного к обмотке считывания блока 7 индукции в середчнике запоминающего устройства 49 линейно уменьшается до значения — $ на фиг. 2 (график В„).

В процессе перемагничивания сердечника ток в цепи считывания мал и на ре- 20 зисторе 29 практически нет напряжения.

В момент достижения индукпии В значер ния - В„ток через резистор 29 резко увеличивается, создавая значительное падение напряжения на нем. Это напряжение 2 усиливается и формируемая пороговым элементом 46 до значения логической единицы (U на фиг. 2). Сигнал с вы46 хода элемента 46 подается на базу ключа 21 через резистор 32 и открывает ключ 21. Индукция в сердечнике запоминающего устройства 50 линейно падает от ранее запомненного значения Ь до значения - B>, после чего на резисторе 33 появляется импульс напряжения, усиливаемый и формируемый пороговым элементом 47.

Сигнал с элемента 47 (О у ) поступает через логический узел 13 и уси- литель 14 на ключ 15 и запирает его, вызывая искрообраэование (момент времени t на фиг. 2).

Если пренебречь падениями напряжения на открытых ключах записи и считы- вания и сопротивлениях обмоток запоми- 4 нающих устройств, то угол опережения зажигания Q относительно начального угла искрообразования (заднего фронта сигнала датчика 5 считывания) будет определяться по следующей формуле

19 6 () — опорное напряжение цепи зао> писи блока 7;

U „- напряжение цепи записи блока 8, Ц „- напряжение считывания блоог ка 7, 0 — -напряжение считывания

-блока 8;

К вЂ” отношение числа витков обмотки считывания к числу витков обмотки записи сердечника блока 7; — отношение числа витков

В обмотки считывания к числу витков обмотки за писи сердечника блока8; — управляющее напряжение в цепи записи блока 7 (на эмиттерном резисторе ключа );

u) — угловая частота вращения вала двигателя.

Из приведенного следует, что: — форма характеристики угла зажигания (Я=1Ь)) ) идентична форме зафисимости V(u))= (u)) (с учетом масштабов): — вертикальное смещенйе характеристики тики зажигания (см, фиг. 3) может быть осуществлено изменениями величин напряжения, входящих во второй и третий члены правой части уравйения (1); — если напряжение управления, линейно связанное с частотой вращения вала, подавать в пепи считывания за, поминающего устройства (знаменитали членов уравнении 1), то характеристика угла зажигания будет иметь форму гиперболы(см. фиг. 4).

В схеме приведенной на фиг. 1, напряжение управления, подаваемое на эмиттерный резистор ключа цепи записи блока 7, формируется стабилизаторами и резистором формирователя 3, на вход кото рого поступает напряжение c ..выпрямителя 2, пропорциональное частоте вращения вала. Зависимость напряжения на выходе формирователя 2 от частоты вращения вала и„ следовательно, характеристика угла-зажигания (зависимость угла зажигания от частоты вращения вала) будут иметь вид, показанный на фиг. 3. Путем некоторого усложнения схемы формирователя 2 можно получить характеристику зажигания практически любой формы.

Вертикальное смешение характеристи- ки угла зажигания в зависимости от на-.

735819

Благодаря формированию требуемой характеристики угпа зажигания предпагаемая система зажигания позволяет

7 ,грузки двигателя в схеме фиг. 1 осу1 — ществляется путем изменения напряжения записи блока 8 с помощью потенциометра, механически связанного с вакуумным датчиком нагрузки 16. Датчики других параметров двигатепя могут быть включены как в цепи записи, так и в цепи считывания блоков 7 и 8. На фиг. 1, например, контактный датчик температуры 17 включен в цепь считывания блока

8. При замыкании и размыкании контакта датчика характеристика угла скачко образно смещается по вертикали.

Стабилизация времени накопления энергии в катушке 10 зажигания, осуществляется следующим образом. В момент искрообразования 1 д (диаграмма U < > сигнал с выхода блока 8 открывает транзисторный кпюч 23 считывания блока 9 и в его сердечнике индукция линейно падает до значения — B> (диаграмма В9), после чего появляется напряжение на резисторе 40 (диаграмма 0, ). Напряжение с выхода блока 9 устанавливает запоминающий триггер 11 и, следовательно, всю схему в исходное состояние. Силовой ключ 15 находится в закрытом состоянии в течение времени считывания информации с сердечника блока 9.

Остальное время (до момента следующего искрообразования) ключ 15 открыт и происходит накопление энергии в катуш..ке 10 зажигания. Время накопления 4 может быть определено по формуле уменьшить токсичность выхлопных газов двигатепя. формула изобретения йЯ!й UО9luñðß Ñ9050 ОЬ )9 К9ОМ1

И

Ж cpg Qм+ (.2 где Я вЂ” число рабочих тактов двигателя на один оборот датчика записи;

Π— опорное напряжение пепи записи бпока 9;

Π— напряжение считывания блока 9; сг

О д) — напряжение управления цепи

9 записи блока 9; (— отношение числа витков обмот«

Я, ки считывания к числу витков обмотки записи блока 9. испи числитель первого спагаемого устремить к нулю (выбором конструктивных параметров блока 9) и принять во внимание, что то

К Ц

U(u))=Ku), К=const, С9 9 {$)

Время накопления g — величина

И постоянная и не зависит от частоты вращения вала двигателя.

1. Система зажигания дпя двигателя внутреннего сгорания, содержащая магнитоэлектрический датчик частоты вращения двигателя с выпрямителем и формирователем, устройство регистрации угловых положений вала, датчики. температуры и нагрузки двигателя, соединенные через блоки формирования характеристики угла зажигания по частоте вращения и по чагруэке двигателя с силовым ключем, включенным в цепь первичной обмотки . катушки зажигания, транзисторные ключи и источники опорных напряжений, о т— и и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения токсичности выхлопных газов путем формирования характеристик угла зажигания, устройство регистрации

25 угловых положений вала содержит дат чики записи и считывания, а блоки формирования характеристики угпа зажигания выполнены в виде магнитных аналоговых запоминающих устройств с об30 мотками считывания и записи, подключенными к источникам опорных напряжений и к датчикам через транзисторные ключи, причем входы ключей цепей записи запоминающих устройств подключены

35 к датчику записи.

2. Система по п. 1, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что вход ключа цепи считывания запоминающего устройства

40 блока формирования характеристики угла зажигания по частоте вращения подключен к датчику считывания, а магнитоэлектрический датчик через выпрямитель и формироватепь включен в цепь записи последовательно с источником опорного

45 напряжения.

3. Система по п. 1 и 2, о т л и ч аю щ а я с я тем, что вход ключа считывания запоминающего устройства блока

50 формирования угла зажигания по нагрузке двигателя подключен к выходу запоминающего устройства блока формирования характеристики угла зажигания по частоте вращения, а датчики температуры и на55 грузки двигателя включены последовательно с источниками опорных напряжений в цепи записи и считывания запоминающего устройства блока формирования характеристики угла зажигания по нагрузке.

7358

4. Система по пп. 1-3, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения потребления энергии, к магнитоэлектрическому датчику дополнительно подключено магнитное аналоговое запоминающее устройство стабилизатора времени накопления тока в катушке зажигания,. причем вход последнего подключен к выходу запоминающего устройства блока формирования характеристики угла зажигания по нагрузке,а магнитоэлектрический.

19 1О датчик через выпрямитель включен в цепь записи запоминающего устройства стабилизатора последовательно с источником опорного напряжения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патенг ФРГ ¹ 2604453., кл. F 02 Р 5/12, 1976.

2. Патент США ¹ 3768451, кл. 123-117, А, 1973,

Система зажигания для двигателя внутреннего сгорания Система зажигания для двигателя внутреннего сгорания Система зажигания для двигателя внутреннего сгорания Система зажигания для двигателя внутреннего сгорания Система зажигания для двигателя внутреннего сгорания Система зажигания для двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам управления двигателем внутреннего сгорания

Изобретение относится к автомобильной промышленности, а именно к электрооборудованию для обеспечения работы двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано в производстве и эксплуатации автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию автомобильного транспорта

Изобретение относится к системам зажигания для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к электрооборудованию бензиновых двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к области тепловых двигателей с внешним смесеобразованием и поджигом рабочей смеси от постороннего источника
Изобретение относится к автомобильной технике и служит для упрощения установки в двигателе автомобиля поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки при закрытых клапанах
Наверх