Устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя

 

1 :

<. ri

ОПИСА

ИЗОБРЕТЕ

К АВТОРСКОМУ СВИД

Союз Советски к

Социалмсткческнк

Республик (61) Дополнительное к авт. свнд (22) Заявлено07,04,77(21) 2 с присоединением заявки РЙ— (23) П рноритет

Опубликовано 25.05.80.

Дата опубликования опис

51)M. Кл.

Н 02 P 5/06

Гевударстввнный камнтет да делам наабратеннй н открытнй

З) > К 821.З16, .7 18.5 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. П, Лянзбург и А. А Шароглазов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТ ВО ДЛЯ СТ АБИЛИЗАЦИИ СКОРОСТИ

ВРАШЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводу с широким диапазоном изменения скорости врашения двигателя, например, по управляюшему сигналу.

Известны аналогичные устройства, 5 относяшиеся по принципу действия к астатическим системам регулирования скорости электродвигателя с фазовым управлением 1,1). Недостатки их обуслов

10 лены дискретностью фазового регулятора.

В области номинальных скоростей эта дискретность мало сказывается на ра6оте электропривода, так как электромагнитная и электромеханическая постоянные времени значительно больше интервала дискретности. Однако в области низких скоростей (0,1-1) об/мин вал двигателя поворачивается скачкообразно и наблюдаются сбои в работе фазорегулятора

Наиболее близким к изобретению по технической сушностн является устройство для стабилизации скорости врашения

2 электродвигателя, содержашее блок управления скоростью, входы которого подключены к источнику управляюшего сигнала и датчику положения ротора, и блок регулирования напряжения, двигателя (2).

Недостатком этого, устройства заключается в ограниченности диапазона регулирования скорости

Бель изобретения — расширение диапазона регулирования скорости двигателя.

Это достигается тем, что в блрк управления скоростью известного устройся, ва введены входной преобразователь, демодулятор, две пары дифференцируюших цепочек, две схемы задержки, два триггера, две пары схем, совпадения. два сумматора и схема вычитания, входы которой соединены с выходами сумматоров, а выход - со входом блока регулирования напряжения двигателя, причем выходы входного преобразователя и демодулятс p& соединены со входами первой пары схем совпедения через первую пару дифференцируюших цепочек, со входами первого триггера — через схемы =="ядер;-.В?с:; и Вторую лару диф@еленцируюших непочек и со входами сумматоров, Вторые Вхоссь? которых соединены с выходами первого триггера через первую пару схем сов(1Я=

5 дения, второй триггер и вторую пару .=хг;1 совпадения, соединяюшуюсч другими Вхо дами с выходами первого -pигггря„

На фиг. 1 приведена структур?1ая схема устройства; не фиг 2-4 — диаграммы напряжений.

Устройство содержит электродвига-тель 1 с датчиком 2 положения рот(.оря« питаюшийся от блока 3 регулироваеля напряжения, и блок управления скоростью двигаталя, входы которого подсоеди лены к источнику у(правляюшего сигнале и датчику 2, а выход соединен со В,до, блока регулирования напряжения дви Гстеля. ((Елок управления скоростью двигателя содержит Входной преобразоветапь демодулятор .5, первую пару дифференци-руюнц1х цепочек 6 и 7, схемы 8 и 9 задержки, вторую пару дифференцируюших цепочек 10 и 11, первый триг:;ер

12, первую пару схем 13 и 14 совпадения, второй триггер 15, Втору:-= перу схем 16 и 17 совпадения,, две сумматоре 18 и 19 и вычитятапь 20, Входы Вычитятеля 20 соединены с Выходами су-;.<«= маторов 18 и 19, а Выход — со Входок-;. блока 3, Выходы входного прсобразова«вЂ” теля 4 и демодуляторе 5 соединены че=рез дифференцируюшиг цепочки 6 и 7 ср входами схем 13 и 14 через схемы 8 и 9 и дифференцируюшие цепочки сС и 11 со Входами триггера 12 и непо.— ( редственно со Входами сумматоров 18 и 19, вторые входы которых соединены через схемы 16 и 17, триггер 15 и схемы 13 и 14 с выходами триггере

1 2> соединенными TQKK2 с д}гугими ь. . одами схем 16 и 17.Рассмотрим вначале работу двух ужом входного преобразоветапя 4 и линейного датчика 2 положения роторе с демодулятором 5. Первый узел представляет собой преобразоветапь непря50 жения в частоту, основанный не интегрирОвании ВходноГО сигнале HB еГО Вьгх.,=-де формируется напряжение пилообр- -,,?Ой ф рм ОО„. c à импуьсoD напряжения пропорциональна величине "- а текУшее значение напРЯжгниЯ }.}„а с-В;.— зано с }}„ через интеграл Ц „=,,}??

Линейный датчик 2 положе;- ротора представляет собой редуктосиь-.",. раббота?с8 4 щий В фазовок. режиме,. т.- е(, фазе eI-o

В«(:Хс(.. 1ЭГО НЕГ:ВЯЖЯ?П?Я ПЕРЕМВННОГО TGKB . < ;;;. G:"IIHPHÂËÜHß. УГЛ ((ПОВООО: Я РОТОРЕ., Не:, . (,:, г -едуктосиь?е Вкг ю(ггн;(}ем дулят(О}- .".с Осгпй преобее,(((.«1 сдвиг фа зьг .1ь?хо:.л:.С?с —:(впряжен? " .относит ль-но

; по .": ого В -=::-,пряженн постоянного токе. .}(.е Вьс:.:-..".:-. Дг;:; одуляторе 5 при пово= рот -. роторс редуктос ина формируется .-:P., ":::I.:«.Ие посто.1нногс токЯ }}ос, . 3B:.,: —.-ПН7 которого ?7}1огп?рцион: (1ьна углу г.овороте и скачкообразно умегсьлается дг; нуля пр: переходе через нулевое по p(v; I?HH p р-горя о едукт, сина., 1 Яким с бг Я Ом:1а Вьп:.одах преобреООБ Яг еля w и д ем од) лятора 5 форми "- ются и —,:,(1ооорезнь?г напряк;гния частоты кото-:.;-. х соотвгтсву?с" треб емой и дей(:тв? Т-:МЬНОЙ Сп(О})ОСТГ(М ДВИГЕТМ1Я, Е Напряжение ня Вьсходе модуля-.. Ора 5угловп ó положению его роторе.

При скяп(ссоорязном,г-зменении неп-,: = ." ?и;,. lj, „От максимального знание?гия до 11 ля не Выходе дифференпиру1ошей

Вепо-.?i# I 6 формируется короткий cHH."-ðîимггульс U. З17?1.. же перепадом наг.:р -(женин tj,„,„запускается схема 8, которая вь ребатывает узкпй и?а7ульс

НЯП, ((- ж(((1(,: 1! /}И1((4".(((1 ь(11((»?РУЮ цггть . 0 форми::угт по зс(с}нему фронту ! (НЬ. 17).: 1-С(IB ((("-(I",г(»П7 /Т1ЬС1)(I)<, ЕДгР-"

>:; ян?В„е утнос?ст-.-пь; О и(;.ггу:7ь::.- В ? } . на

Врг.;:".

ЪОГ, .(?7а?1оги чно фор сируюсся .ыа1;:,ьс.;1 - с *,с О, Hе Вьгходг диффгргнцн}".у(оиих (; ге((;((е(»: («1 (110 (-((рг(?яду 1»е I}(я ((1(н(1я !

}»} ((117(.уЛЬС Ы 0 r С ВЬСХ ОДЕ ДИф« с})еренц(ир пон?гй це?1очки 1 - сстуг!мх.

Вход я с Выхода дисференпи,,у(ошей цепсчки 1 .. ",.:.:". вход тригГ г",;. " «,:,, Од Возд ей(...»г (зи (I»I э т (1 импуль ,;ОВ;.риггер . 2 пер »лючас.тся: форм«(1ру.-.;. не Вьиода:, напряжени-:=. - -? „H }.?

1? фронты к; .рь1х смещень1 ня Время с с,(7 стнос»(«1.ел :;но Фронтов на(пвягггний ?.} (и

?,) Ë.>. w,- МРП(ЕНИЯ: —. »; @PI «ГЕ:((1;,(1 Г(-УТЬС

Вг ГХ(! ЕМ(-.I С ИМГ! г «ЬСЬ? О. с.

Г,:- ..Стс1?Ц(нс На ВХСп СХЕМ-... „ „ -, „Е СОВ=

НЯНЯ. -; Пс(э?(со?(«1-у на Вц,",(-(д (г схемы 1 4

1I; .-:-.l!Всое;н-:, ". На Вхоп P TnHI»I еря

",(.1? 1:„ I-,, .-".не?1огичца В?(.п7улг сы }} . с Выхода

:=:.=::=,-: 7 HI совпадают Во Времени с

HI.-;гг=.(-самH ... поэтому ня Вход 5 — ( тригг.ре «5 импульсы не подеются и поло» =иие "-того три1-"cpa зависит ст

Прг,:. -; — »1О :: И ЭабОТЬ-. и рОйСтВЯ. ДЛя Са

5 7363 крашения чертеж (см. фиг. 2) импульсы О„, изображены вверх, а импульсы

U вниз относительно оси времени.

Аналогично изображены напряжения U-I > и 0 р 0 и 0 /-/(и Ог г

Пусть, например, в момент времени =O было вкнючено напряжение питания и триггер 16 занимал неблагоприяткое с точки зрения длительности переходного процесса положение, при котором 1( вьщается напряжение О, с инверсного выхода (см. фиг. 2). Так как ка входы R и э импульсы не поступают, то триггер сохраняет свое состояние. Напряжение U подготавливает схему совпадения 16 к открыванию. При поступлении с триггера 12 импульсов напряже/ ния 0„„на выходе схемы совпадения

16 формируются импульсы напряжения О переменной длительности с нормированной амплитудой, равной максил;.".льному значению U напряжений 0 и U, /

Напряжения 0 и UIK суммируются сумматором 18, с выхода которого снимается напряжение U

Так как О г =О, то схема 17 за-! крыта и напряжение U„=O. Поэтому вь.ходкое напряжение сумматора 19

0„=0,, + U„„=U„„, что и показано на фиг,2.

ЗО

Из-за уменьшения фазового сдвига напряжений О// и U о относительная длиос тельность импульсов 0 постепенно ул<енвшается. Вследствие этого среднее значение напряжения U уменьшается, 1 а среднее значение напряжения 0 остаЕтся постоянным. Вычитатель 20 выделяет разность b,0 =- U<- U г напряжений О, и Ог . Из фиг. 2 видно, что напряжения

0„, 0 г имеют зубчатую, а напряжение 0 гладкую форму. В рассматриваемом режиме U > U4 поэтому а0 имеет отрицательную полярность. Выходное напряжение Up блока 3 пропор45 ционально величине ЬU а момент двигателя M в свою очередь, пропорционален напряжению . Знак ве- личин Ор и М совпадает со знаком йО.

Так как 6040, то и М(0, т.е. дви50 гатель развивает тормозной момент. Под действием этого момента скорость двигателя снижается от первоначального значения -Й.. Списанный режим продолжается до тех пор, пока не возникнет

55 ситуация, при которой в промежутке между двумя скачками напряжения 0ос появпяется два скачка напряжения U!„,..и (Ноказано пунктиром ка фиг. 2) в третьем периоде напряже/п1я 0О . При этом

1 между дву мя илпГ. льс ми 0 / с выхода схемы 1 1 проходят два импульса с вы.хода схемы 6 и соответствуюшие им два импульса дифференцируюшей цепочки 10

U с въ:хода, Первый из этих импульсов устанавливает триггер 12 по входу

R, ко не савпада с импульсом U <, а второй импульс 0 совпадает с импульсом U „в момент времени < (пока 2. зано на фиг. 2 вертикальным пунктиром).

При этом на выходе схемы 14 возникает импульс, устанавлива|отий триггер 15 по входу Я, т.=:. в момент времени t триггер 15 переключается, и на прямом въыходе его появляется напряжение

/ а 0-/. становптся равным нуюпо.

Схема 16 закрывается, а схема 17 подготавливается к открыванию и при поступлении очередного импульса 0 . на ее выход" формируется импульс напря/ жения 0„. С выхода сулалатора 19 снимается сул ма напряжений О<= 0 „„+ 01

На выходе сумматора 18 напряжение равРазность напряжений и 0

=U<-U г имеет положительнъй знак и нарастает вследствие увеличения разности фаз Л 1 между напряжениями U„„и

0ос . Напряженке Uð H мсмент М имеют почожит. льный знак,, вследствие чего скорость двигателя возрастает.

Е ; смент времени i разность фаз

А 1 =- 180 + п Hнапряжение 60 скачком уме п,шаетс"., а::;;,тем в ювь нарастает.

Такил: образом. скорость двигатечя плаено подходит к -Do-".K:ó установившемуся зкачекию Я, в мол ент времени 1

На этом заканчивается переходный про- цесс. Ес./:и на- алькое положение триггера 15 будет про",-:Опо/ Ожкъпп рассмст- .

P BHH0I/iV// то С!-О ЮСТЬ С-i" ЗУ НаЧКЕТ ВОЗ

pic aTE От значения Й О и достигнет заданной вели"ины „, за бопее корот"с/ кий промежуток времени, MOM Eíò а времени f, начинается

4 режим стабилизации скорости, при кото рол частоты напряжени!» 0 и

UA равны между собой. Напряжение д0 пропорционмп.-по сдвигу фаз ь /// напряжений U и UО, KQTopbtA зависит От нагрузки двигатс!IH. Например. с возрастанием нагрузки угол //!. М увеличивается, вследствие чего увеличиваотся K U

0 р и N> которыЙ кОмпенсиру ет Нарастание нагрузки двигателя. Следовательно предложенное устройство обеспечивает астатическую стабилизацию скорости относительно напряжения 0 „„

7 73631 а погрешность стабилизации скорости относительно сигнала 0 равна погрешности преобразователя напряжениечастота

Допус Гим, что по каким-спибо причинам в момент времени с скорость двигателя возросла выше значения Л. .

При этом вследствие уменьшения разности фаз b, Ч напряжение а Ч начнет уменьшаться. Если равновесие не восстановится, то наступит ситуация, при которой два скачка напряжения О, последуют в промежутке между двумя скачками напряжения 00„. При этом схема совпадения 13 зафиксирует в момент rs времени 1 6 совпадение импульса Ос с выхода схемы 13 и подает импульс на вход S триггера 15, который переключится. Вследствие этого на выходе схемы 16 формируются импульсы напряжеI ния U длительность которых постепенно возрастает из-за изменения Ь М

Сумматор 18 формирует напряжение 0> а сумматор 19 вырабатывает напряжение 0 = О„„. Так как 0 > U то ЬЧ-U<-U<(OH двигатель тормозится, причем величины 1 и тормозного момента нарастают. Продолжение режима после момента времени 1 7 показано на фиг. 3. Постепенно скорость й. становится ниже стабилизируемого значения, а частота напряжения Uo меньше частоты напряжения U „„и неизбежно возникает ситуация (см. фиг. 3 в четвергом периоде Оо ), при которой между двумя скачками напряжения U „проходит два скачка напряжения U . При этом схема 14 фиксирует совпадение импульсов go и Ц „и переключает триггер

15 в момент времени 4 > . После этого возникнет вышеописанный режим разгона двигателя с последуюшим режимом стабилизации

g$

Рассмотрим режим первоначального пуска двигателя, когда частота f на<Х пряжения Uo намного меньше частоты ос напряжения Uz (см. фиг. 4).

В течение первого периода напряжения

Я

О, размешается несколько периодов напряжения U „„. Триггер 12 уста-. навливается по входу- R в положение выдачи напряжения О,< . Поэтому в конце первого периода напряжения О

5$ триггер 15 устанавливается в положение выдачи напряжения Uz» в результате чего на выходе схемы 17 формируются импульсы напряжения 0 . С выхода

8 8 сумматора 19 снимается напряжение

U = U o+ U, а с выхода сумматора

18 — напряжения U = 0 ° Разность этих напряжений ь О = U <- U в отличие от фиг. 2 имеет не гладкую, а зубчатую форму, поэтому двигатель разгоняется с переменной скоростью до момента времени 1, после которого плавно достигает установившегося значения.

Из сказанного видно, что во всех случаях скорость двигателя установившегося значения, точно пропорционального частоте I „„импульсов выходного напряжения интегрируюшего преобразователя. Скорость двигателя синхронизируется так же, как в известных устройствах частотой, . В отличие от известных в предложенном устройстве имеется синхронизация углового положения ротора с помошью линейного датчика 2 и блока аналого-дискретной синхронизации. Это расширяет диапазон регулирования скс . рости и повышает равномерность врашения вала двигателя.

Формула изобретения

Устройство для стабилизации скорости врашения электродвигатепя, содержашее блок управления скоростью, вход которого подсоединен к источнику управляюшего сигнала и датчику положения ротора двигателя, и блок регулирования напряжения двигателя, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью расширения диапазона регулирования скорости двигателя, в блок управления скоростью введены входной преобразователь, демодулятор, две пары дифференцируюших цепочек, две схемы задержки, два триггера, две пары схем совпадения, два сумматора и схема вычитания, входы которой соединены с выходами сумматоров, а выход — co входом блока регулирования, напряжения двигателя, причем выходы входного преобразователя и демодулятора соединены со входами первой пары схем совпадения через первую пару дифференцируюших цепочек, со еходами первого триггера — через схемы задержки и вторуго пару дифференцируюших цепочек и со входами сумматоров, вторые входы которых соединены с выходами первого триггера через первую пару схем со;ràäåíèÿ, второй триггер и вторую нару схем совпадения, соединенную другими входами ,= выходами первого триггера.

"иа

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Трахтенберг P. М. Астатические дискретные системы электропривода

9g

v, И

Я

2у с 38318 10 постоянного тока. Электричество М 4, 1972,. с. 47-53.

2,! Авторское свидетельство СССР

34 474891, кл. Н 02 P 5/06, 1971

HHHHHH Заказ 2443/45 Тираж 783 Лоилисис е

Филиал ППИ Патен ., t". Ужгород, уг. Г рсектяая,, 4

Устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя Устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя Устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя Устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя Устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя Устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх