Способ получения дорожного битума

 

Союз Советик

Социалистическим

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<1>740806 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 091078 {21) 2671574/23-04 с-присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 150680. Бюллетень Мо 22

Дата опубликования описания 20. 06. 80 (51 Щ Кл 2

С 10 С 3/04

Государственный номнтет

СССР по делам нзобретеыый

ы открытый

{53) УДК665,637.88 (088.8) P. С. Султанов, P С, Ахметова, Б. B. Фрязинов, И. A. Чернобривенко, Е. A. Бугай и N. Х. Хисамутдинов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54 ) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА

Изобретение относится к способа получения дорожных битумов окисле.нием различных нефтяных остатков и может быть использовано в нефтепере" рабатывающей промышленности.

Известны способы получения различных марок битумов на основе прямогонных нефтяных остатков путем их окисления воздухом (11 .

Одним иэ факторов, влиякщих на качество битумов, является природа сырья, Так, хотя процесс окисления нефтяных крекинг-остатков при получении битума проходит быстрее, но качество битумов уступает полученным иэ прямогонных остатков (2).Поэтому в производстве битумов крекингостатки не находят практического применения.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ получения дорожного битума путем окисления воздухом смеси прямогонного гудрона и вакуумного дистиллята (различ-25 ных погонов) Ромашкинской нефти. Температура окисления составляет

-250 С (3) .

Дорожные битумы, получаемые таким способом, имеют больший интервал плас-З() тичности, .низкую температуру хрупкости, в то же время они имеют низкие значения pacTRRHMocTH при 250Ctнедостаточно высокие адгезнонные свойства.

Кроме того, этот способ получения бибумов экономически невыгоден, так как вовлекает в битумное производство дорогостоящие н дефицитные масляные фракции.

Целью изобретения является повышение качества целевого продукта.

Поставленная цель достигается описываемым способом получения дорожного битума путем окисления воздухом при повышенной температуре смеси прямогонного нефтяного гудрона и тяжелой ra зойлевой фракции каталитического крекинга.

Предпочтительно газойлевую фракцию используют в количестве 10—

20 вес. Ъ от исходной смеси.

Отличительные признаки способа заключаются в использовании в качестве дистиллятной нефтяной фракции тя-, желой газойлевой фракции каталитического крекинга, а также в предпочтительных условиях проведения процесса.

Продувку воздухом исходной смеси проводят при 240-260 С.

74 0806

Таблица l

Пример 1 1 T

БHP БВq

130/200 90/130

Показатель

Температура размягче ния по Киш, С

Глубина проникания иглы при температуре, ОС: 25

1 3 0

190

170

О

P аст яжи«ост ь, см „при те«пер ат уре, С:

85

80 120

9,0 5,6

Температура хрупкости, ОС вЂ” 20 — 17

60 60

20 — 18 б 1

Интервал пласти . ности

Индекс пенетрации

О, Покрыто 33% поверхности мрамора

-0,7 -0,8

Покрыт о l 0 0".- 1оверхности мра

«Dp а

Сцеплен Äe с мра«ором

3. 800 г гуцрана с«е- Характеристика полученных битумов тяжелого газойля ката- приведена в тасл. 2. Вр л. 2. емя окисления 3 екинга. Полученную смесь биту«ов составляет 11 и 3 ч.

Таблица 2

Пример 2

Пример 1

Показатель качества битумов

БИД

О/60

/60 60/90

БНД

60/20

Температура размягчения по Киш, С

53

Глубина проникания иглы при температуре, C: 25

47

49

24

В приведенных ниже примерах используют прямогонный гудрон высокосернистой нефти с условной вязкостью при 80 C 28 с, температурой размяг0 чения 29 С и тяжелый газойль каталитического крекинга 350-450ОС с кинематической вязкостью при 100ОС 3,8 сСт.

Получение битума по предлагаемому способу осуществляют следующим образом, Гудро н смешив ают с т я же лым га зойлем каталитическогo кре кинга выки ,- о пающего в пределах 350-450 С, взятого в количестве 10-20 вес. % и далее

Пр имер шивают с: 200 r литического кр продувают ноздухо« в количестве

2 л/мин при 250 C,. Время окисления составляет 9 и ll ч. Получают битумы.

Пример 4,,Пля сравнения получают битум по известному способу. Гудрон н том же -оотношении смешивают с тяжелил вакуумным гогоном перегонки

50 нефти и окисляют в условиях примера 1. смесь подвергают продувке воздухом при 240-260 С.

Пример 1, 900 r гудрона смешивают со 100 г тяжелого гаэойля каталитического крекинга. Полученную смесь продувают воздухом в количестве 2 л/мин при 25 С, П р и и е р 2. Для сравнения получают битум по известному способу.

Гудрон в том же соотношении смешивают с тяжелым накуумным погоном прямой

16 перегонки нефти и окисляют в условиях примера 1.

Характеристика полученных битумов приведена в табл. 1.

Таким образом, способ согласно изобретению позволяет получить вязкие дорожные битумы с улучшенными показателями по растяжимости и адгезии, для более вязких марок битумов с улучщен» ными низкотемпературными свойствами.

Кроме того, сокращается время окисления.

740806

Продолжение табл.2

Растяжимость, см, при температуре, С: 25

80 30

100

3,0

0,6

3,6

Температура хрупкости, С

-16

Интервал пластичности

62 64

-.0, В

Индекс пене трации

Сцепле ние с мрамором

-0,2

-0,6

Покрыто 3 33 поверхности мрамора

Покрыто 100% поверхности мрамора

Формула изобретения

Сост ав итель Н. Королева

Ж.Кастелевич Корректор И. Муска

Редактор Т. Девятко Техред

:545 Подписное

Заказ 3151/30 Тираж

ЦНИИПИ Государственного комитета итета СССР по д елам изобретений и открытий

4/5

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. р

II оектная, 4

1. Способ получения дорожного битума путем окисления воздухом при повышенной температуре смеси прямогонного нефтяного гудрона и дистиллятной нефтяной фракции, о т л и ч а ю — 30 шийся тем, что, с целью повышения качества целевого продукта, в качестве дистиллятной нефтяной фракции используют тяжелую газойлевую фракцию каталитического крекинга. 35

2. Способ по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что тяжелую гаэойлевую фракцию каталитического крекинга берут в количестве 10-20 вес.Ъ от исходной смеси, Источники информации, принятые Во внимание при экспертизе

1. Гун P. Б. Нефтяные битумы М., Химия 1973, с. 104-152.

2. Там же, с. 259-262.

3.Патент ГДР 9 74912,кл.22 Н 7/01, опублик. 1975 (прототип).

Способ получения дорожного битума Способ получения дорожного битума Способ получения дорожного битума 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическому управлению реакторными установками для окисления нефтяных остатков до битума различных марок

Изобретение относится к области нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для получения строительных битумов

Изобретение относится к производству нефтяных битумов и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности при получении окисленного битума путем окисления нефтяных остатков при повышенной температуре кислородом воздуха

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к процессам получения битумов путем окисления кислородом воздуха остаточных продуктов прямой перегонки нефти и их смесей с асфальтами и экстрактами масляного производства

Изобретение относится к способу получения пека-связующего для электродных материалов

Изобретение относится к получению битумов окислением нефтяных остатков (гудронов, полугудронов и т.п.) и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к области производства нефтяных битумов и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности при получении окисленного битума путем окисления при повышенной температуре остаточных продуктов переработки нефти кислородом воздуха

Изобретение относится к способам получения окисленного битума и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности, дорожном строительстве и других отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к способам получения битума и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности, в частности при производстве дорожного битума

Изобретение относится к получению битума окислением нефтяных остатков (гудронов, полугудронов и т.п.) и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности
Наверх