Дифференциальная волновая зубчатая торцовая передача

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Соцмалмстмческкх

Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 0 40178 (21) 256 3715/25 28 {51) ph. КЛ.

F 16 Н 1/00 с присоединением заявки14о (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий

Опубликовано 150780. Бюллетень М 26

Дата опубликования описания 150780 (53) УДК 6 21 . 8 33. 7 (088 . 8) (72) Авторы изобретения

Е. И. Желонкин и B. Л. Баженов (71) Заявитель марийский политехнический институт имени N. Горького (5 4 ) ДИФФЕ PE НЦИАЛ ЬНАЯ ВОЛНОВАЯ ЗУБ ЧАТАЯ

ТОРЦОВАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, в частности к дифференциальным механизмам волнового типа, и может быть использовано в разных областях народного хозяйства при проектировании механических передач.

Известна волновая зубчатая передача, содержащая корпус, входной вал с установленным на нем вдвоенным генератором волн, выходной вал, два плоск их жестких колес а, скрепленные соосно друг с другом и закрепленные на выходном валу, два плоских гибких колеса, скрепленные соосно своими 15 противоположными от зубчатых венцов торцами через промежуточную втулку друг с другом, закрепленные на корпусе и зацепляющиеся с плоскими жесткими колесами под действием генератора 20 волн .

В этой передаче осевые усилия, возникающие в зацеплениях торцовых зубчатых колес вэаимоуравновешены, .но передача не обладает свойствами 25 дифф ере нци ала.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности являетс я дифференциальная волновая зубчатая торцовая передача, содержащая корпус,30 выходной вал, два коаксиально расположенных входных вала с генераторами волн, два плоских жестких колеса, одно из которых, закреплено на выходном валу, а другое-на корпусе, плоское гибкое колесо с зубчатыми торцовыми венцами, зацепляющимися с плоскими жесткими колесами.

Недостатком передачи являетс я то, что она имеет низкий КПД из-за отсутствия уравновешивания осевых усилий в зубчатых з ацепл ени ях, так как осевые усилия, возникающие в зубчатом зацеплении, замыкались на опорах вала, что приводит к быстрому их износу и выходу из строя осей передачи.

Целью изобретения является уравновешивание осевых усилий и повышени е КПД пер едачи .

Это достигается тем, что плоское гибкое колесо выполнено из двух параллельных пластин, а между генераторами волн, расположенных между àñтами, установлены распорные элементы.

Кроме того, распорные элементы могут быть выполнены в виде тел качения,тора из антифрикционного материала или кольца из антифрикционного материала.

748066

5 !

О

30

На Фиг. 1 показала передача, общий нид; на фиг. 2 — развертка волнового зацепления.

Дифференциальная волновая зубчатая торцовая передача содержит корпус 1, выходной вал 2, два коаксиально расположенных входных вала 3 и 4 с генераторами 5 и б волн соответственно, которые на наружных торцовых поверхностях имеют рабочие кулачки 7, плоское жесткое колесо 8, закрепленное на выходном валу, плоское жесткое колесо 9, закрепленное на корпусе, распорные элементы 10, установленные между генераторами волн на радиусе действия осевых усилий, возникающих в зацеплении, плоское гибкое колесо, выполненное из параллельных пластин

11 и 12, скрепленных друг с другом противоположными от зубчатых венцов торцами через промежуточную втулку

13 и свободно установленных.

Передача работает слЕдукЩим образом.

Возможны следующие случаи передачи вращения от входных валов к выходному, 1.Вращается внутренний вхОд вала3, а наружный по отношению к нему выходной вал 4 неподвижен. Вращение в этом случае передается с учетом редукции через пластину 11 и жесткое колесо

8 на входной вал 2. Пластина 12 при этом неподвижна.

2. Вращается наружный входной вал

4, а коаксильный ему вал 3 неподвижен.

Движение при этом передается через пластину 12 с учетом редукции от зацепления с жестким колесом 9 на пластину 11 через промежуточную втулку 13, которая, обкатываясь по неподвижному кулачку 7 генератора 5 волн и зацепляясь с жестким колесом 8 передает вращение на выходной вал 3 передачи с учетом дополнительной редукции в последней паре зацепления.

3 ° Вращаются одновременно оба входных вала Э и 4. В передаче вращения принимают участие обе волновые золы зацепления.При совпадении яаправлеяий вращений вращения входных валов иа выходном валу 2 получается разность их редуцированных вращений, а при вращении входных валов в противоположные стороны-сумма редуцированных вращений.

В процессе работы передачи осевые усилия, возникающие в зацеплениях, действуют .яавстречу друг другу< замыкаются на распорных элементах 10 и поскольку эти усилия равны друг другу вслЕдствие идентичности обоих зацеплений,то ояи ураннонешинаютсь на данных распорных элементах,т. е. на опоры входных валов не действуют осевые. силы, что дает возможность применения s качестве опор входных валов подшипники легкой и сверхлегкой серий, беэ какого-либо ущерба для долговечности работы передачи.

Также вследствие уравновешивания этих усилий улучшается качество торцового зацепления, поскольку обе пары зацепления стали работать н одинаковых условиях, что исключает в случае неточности ныставки зацепления больший износ одной из пар зацепления . по отношению к другой. Все это способствует повышению КПД передачи и ее сроку службы. даже при вращении только одного иэ входных валов передачи цепь: жесткое колесо 8, пластина 11, кулачок 7 генератора 5 волн, распорный элемент

10, генератор б волн, его кулачок 7, пластина 12, жесткое колесо 9, остается замкнутой посредством распорного элемента 10, т. е. осевые усилия передаются (в зависимости от того, какой входной нал вращается) либо на корпус передачи, либо на ее выходной вал, а опоры входных валов осевых усилий не испытывают.

Формула и з об р ет ени я

1. Дифференциальная волновая зубчатая торцовая прредача, содержащая корпус, выходной вал, два коаксиально расположенных входных вала с генераторами волн, два плоских жестких колес а, одно из которых з акр епл ено на выходном валу, а другое — на корпусе, плоское гибкое колесо с зубчатыми торцовыми неяцами, зацепляющимися с плоскими. жесткими колесами,о т л и ч а ю щ а я с я тем,что, с целью уравновешивания осевых усилий и повышения КПД передачи, плоское гибкое колесо выполнено из двух параллельлых пластин,а между генераторами воля, расположеяяых между пластинами, установлены распорные элементы.

2. Передача по п. 1, о т л и.ч а ющ а я с я тем, что распорные элементы выполнены в виде тел качения.

3. Передача па пп. 1 и 2, о т л ич а ю щ а я с я тем, что распорные элементы выполнены в виде тора из антифрикционного материала.

4. Передача по пп. 1 — 3, о т л ич а ю щ а я с я тем, что распорные элементы выполнены н виде кольца из антифрикционного материала.

748066 р 7 ff

Ссставитель В. Никишин

Редактор В. Трубченко Тысред я. Бирчак КорректорС; Шекмар

Заказ 4209/ 24 Тираж 1095 Подпис ное

ЦНКИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Дифференциальная волновая зубчатая торцовая передача Дифференциальная волновая зубчатая торцовая передача Дифференциальная волновая зубчатая торцовая передача 

 

Похожие патенты:

Привод // 741008

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, в частности в транспортных средствах для бесступенчатой регулировки скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности

Изобретение относится к механике, к разделу передач, ближе всего к планетарным передачам
Наверх