Гибридная опора скольжения

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик

750159 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 21.06.78 (21)2632011/25-27 (5l )Ì. Кл. с присоединением заявки №

F 16 С 17/02

Государстввииый комитет (23) Приоритет— по делам изооретеиий и открытий

Опубликовано 23.07.80. Бюллетень № 27 (53) УДК621.822.,5 (088.8 ) Дата опубликования описания 25.07.80 (72) Авторы изобретения

A. П. Костогрыз и Т. B. 11апенко (71) Заявитель

Херсонский филиал Одесского технологического института им. М. В. Ломоносова (54) ГИБРИДНАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах скольжения различных машин и приборов.

Известна гибридная опора скольжения, 5 содержащая подвижный элемент и неподвижный элемент со смонтированной на нем упругой втулкой, устройство для деформации упругой втулки в радиальном направлении, выполненное в виде зафиксированных, в окружном и осевом направлениях пружин, равномерно расположенных по окружности и смонтированных в сегментных пазах неподвижного элемента, один из концов которого размещен в глухих в радиальном направлении канавках на внутренней поверхности упругой втулки, устройство для регулирования величины радиального зазора, имеющее регулировочный винт, элементы для предотвращения проворота упругой втулки в окружном направлении относительно неподвижного элемента и систему подвода смазки в рабочий зазор, при этом подвижный элемент вьттюлнен в виде вращающейся обоймы, а неподвижный элемент выполнен в виде оси с центральным отверстием 11 .

При этом устройство для деформации упругой втулки в радиальном направлении выполнено в виде арочных плоских пружин, а устройство для регулирования величины радиального зазора выполнено в виде р рулировочного винта, смонтированного со стороны торца, и клина, взаимодействующего в осевом направлении клиновыми поверхностями с концами соседних арочных пружин и имеющего уступ, взаимодействующий с регулировочным винтом.

Однако известная гибридная опора скольжения обладает недостаточными точностью, несущей способностью и технологичностью, так как наличие в системе регулирования зазором клиньев требует значительных затрат при их изготовлении и, кроме того, применение их в опорах малых габаритов не представляется возможным.

Hem изобретения — повышение надежности, несущей способности и точнссти регулирования рабочего зазора.

Это достигается тем, что опора снабжена установленными в пазах коническими роликами, пазы выполнены радиальными, а пружины выполнены в виде гофрированных плоских пружин, второй конец которых кинематически связан с коническими роликаMH, npH этом регулировочный винт смонтирован в центральном отверстии оси с ,возможностью контакта с коническими роликами. Кроме того, регулировочный винт выполнен с коническим хвостовиком, а канавки на внутренней поверхности упру— гой втулки выполнены глухими в осевом направлении.

На фиг. 1 изображена гибридная опора скольжения, в продольном разрезе; на фиг. 2 — поперечное сечение Б-Б на 20 фиг. 1; на фиг. 3 — поперечное сечение

А-А на фиг. l.

Гибридная опора скольжения содержит подвижный элемент 1 в виде вращающейся обоймы, неподвижный элемент в виде оси 2 со смонтированной на ней упругой втулкой 3, устройство для деформации упругой втулки 3, выполненное в виде гофрированных плоских пружин 4, равномерно расположенных по окружности и 30 смонтированных в радиальных пазах 5 неподвижного элемента 2, в которых, кроме того, установлены конические ролики

6, кинематически связанные с пружинами 4, и систему подвода смазки в рабо- 55 чий зазор 7, выполненную в виде цент рального отверстия 8 и радиальных отверстий 9 в неподвижном элементе 3 и глухих в осевом направлении канавок 10, выполненных на наружной поверхности 11 40 упругой втулки 3.

На внутренней поверхности 12 упругой втулки 3 выполнены глухие в радиальном 4, и осевом направлениях канавки 13, .в коTophIx размещены концы 14 гофрированных плоских пружин 4. другие концы 15 пружин 4 кинематически связаны с коническими роликами 6, с возможностью кон50 такта с ними.

Устройство для регулирования величины радиального зазора выполнено в виде регулировочного винта 16 с коническим хвостовиком 17, установленного в центре оси 2 со стороны торца. Конический хвостовик 17 регулировочного винта 16 взаимодействует с коническими роликами 6.

Работает опора следующим образом.

159 ф

Смазываютцая среда (жидкая или газообразная) под избыточным давлением от источника питания через центральное отверстие 8 и радиальные отверстия 9 подается в канавки 10, образовывая в зазс ре 7 гидростатические несущие зоны. При вращении наружной обоймы. находящаяся под избыточным давлением смазывающая среда из гидростатических несущих зон увлекается за счет сил гидро- или газодинамического трения в окружном направлении, и в зоне конфузорных участков зазора создается давление смазывающей среды на порядок, выше, чем в канавках 10, то есть опора работает в гидро- или аэродинамическом режиме смазки.

Зто давление, отнесенное к площади проекции опоры на направление, перпендикулярное направлению приложения радиальной внешней нагрузки, создает реакцию смазочного слоя, которая уравновешивает радиальную внешнюю нагрузку, приложенную к вращающейся обойме. В процессе эксплуатации опоры при изменении режима работы и радиальной внешней нагрузки автоматически поддерживаются оптимальные размеры угловой протяженности несущих нагрузку смазочных зон.

Надежность работы опоры повышается за счет того, что в период пуска и остановки обеспечивается гидро- или аэродинамический режим смазки, а при случайных виброперегрузках опоры, изменении условий эксплуатации, величины радиальной внешней нагрузки и циклическом изменении режима работы опоры наружная вращающаяся обойма имеет возможность самоустанавливаться в пространстве в радиальном направлении за счет деформации упругой втулки 3 и гофрированных плоских пружин 4, что устраняет механический контакт между быстро вращающейся обоймой и упругой втулкой 3.

Несущая способность и жесткость смазочного слоя опоры повышается за счет автоматического управления размерами несущих зон и за счет образования многоклинового рабочего зазора, что способствует увеличению реакции смазочного слоя.

Температура в зоне рабочего зазора уменьшается эа счет того, что через рабочий зазор опоры принудительно под повышенным давлением от источника сжатого газа подается повышенное количество газа, который охлаждает опору, унося с собой излишки тепла, образовавшегося в результате газодинамического трения.

7503 !!шумность опоры уменьшается за счет обеспечения плавности ее работы, являющейся следствием применения газовой смазки, имеющей малозависящий от температуры и давления коэффициент трения.

Изобретение позволяет повысить надежность и несущую способность опор.

Формул а изобретения щ

1. Гибридная опора скольжения, содержащая подвижный элемент и неподвижный элемент со смонтированной на нем упругой втулкой, устройство для деформа S ции упругой втулки в радиальном направлении, выполненное в виде зафиксированных в окружном и осевом направлениях пружин, равномерно расположенных по окружности и смонтированных в пазах не- go подвижного элемента, один из концов которых размещен в глухих в радиальном направлении канавках на внутренней нов верхности упругой втулки, устройство для регулирования величины радиального зазо- gg ра, имеющее регулировочный винт, элементы для предотвращения проворота упругой втулки в окружном направлении относительно неподвижного элемента и систему подвода смазки в рабочий зазор, 59 6 при этом подвижный элемент выполнен в виде вращающейся обоймы, а неподвижный элемент выполнен в виде оси с центральным отверстием, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, несущей способности и точности регулирования рабочего зазора, она снабжена установленными в пазах коническими роликами, пазы выполнены радиальными, а пружины выполнены в виде гофрированных плоских пружин, второй конец которых кинематически связан с коническими роликами, при этом регулировочный винт смонтирован в центральном отверстии оси с возможностью контакта с коническими роликами.

2. Гибридная опора скольжения по и. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности регулирования радиального зазора, регулировочный винт выполнен с коническим хвостовиком.

3. Гибридная опора скольжения по п. 1 ип.2, отличающаяся тем, что канавки на внутренней поверхности упругой втулки выполнены глухими в осевом направлении.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 554427, кл. F 16 С 17/02, 1975.

750) 59

11

12

Составитель Г. Колтанюк

Редактор Н. Воликова Техред А. Щепанская Корректор M. Вигула

Заказ 4594/28 Тираж 1095 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гибридная опора скольжения Гибридная опора скольжения Гибридная опора скольжения Гибридная опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх