Зубчатая передача

 

I МТЕ11 т 1 Ми%ЛЗУ те M

О П

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

1,763636

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

3 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (51) М. Кл з (22) Заявлено 13.07.78 (21) 2643314/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

F 16 Н 55/00

Государственный комитет (53) УДК 621.833 (088.8) Опубликовано 15.09.80. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 25.09.80 по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Г. А. Журавлев, А. У. Дергаусов, В. В. Эфрос, В. М. Игошин и Г. И. Скундин

Ростовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет и Государственное специальное конструкторское бюро

Владимирского тракторомоторостроительного объединения (71) Заявители (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к зубчатым передачам на базе зацепления Новикова, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для передачи крутящего момента между параллельными, скрещивающимися и пересекающимися осями.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к настоящему изобретению является зубчатая передача, содержащая колеса с исходным контуром зубьев одного из колес, выполненным на базе зацепления Новикова (1).

Недостатком описанной передачи является невысокая нагрузочная способность.

Цель изобретения — повышение нагрузочной способности передачи.

Это достигается тем, что угол профиля прямолинейного участка, соединяющего дуговые участки исходного контура зубчатого колеса на базе зацепления Новикова, ограничен диапазоном:, < р .1д,1 гдето„-угол профиля прямолинейного участка исходного контура на базе зацепления Новикова;

a(— угол профиля исходного контура зубьев парного колеса, например, эвольвентного зацепления, в зоне делительной линии, а теоретический угол давления дуговых участков и толщина зуба исходного контура по делительной линии выбраны из сле5 дующих соотношений: (0,8-: 4д,„„аз- х

Б = " " . (>-бу -3)> где< -теоретический угол давления дуговых участков исходного контура зубьев на базе зацепления Новикова;

h - высота делительной головки исходного контура зубьев парного колеса, например, эвольвентного зацепления;

X — высота отрезка дугового участка исходного контура зуба зацепления Новикова от теоретической точки контакта до его вершины;

Я вЂ” отрезок нормали к дуговому участку исходного контура зубьев от теоретической точки контакта до ее передо сечения с начальной прямой;

3 мб -толщина зуба исходного контура по делительной линии соответственно колеса на базе зацепления Новикова и парного колеса;

763636

Формула изобретения и$и -толщина зуба исходного контура по линиям теоретических точек контакта зон зацепления Новикова соответственно головки и ножки;

1т — модуль зацепления;

3 — окружной боковой зазор.

На чертеже схематично изображено зацепление разноименных реек цилиндрического колеса на базе зацепления Новикова — 1 и эвольвентного цилиндрического колеса — 2, зубчатой передачи. Головка зуба рейки 1 в точке К с углом про- tp филя eL= с контактирует с ножкой зуба рейки 2, а ножка зуба рейки 1 одновременно находится в точечном контакте (т. К «) с головкой зуба рейки 2. Толщина S зуба рейки 1 по делительной линии выбрана из

1S приведенного выше соотношения с учетом возможности массового производства колес передачи с одинаковым исходным контуром !

Б = Ь Sr) и поэтому в средней зоне имеется зазор

2(+ яэ 3) Р— Ян 2О

Работает зубчатая передача следующим образом.

При вращении колеса, образованного рейкой 1, выпуклые головки зубьев касаются выпуклых ножек зубьев колеса, образован2% ного рейкой 2, а по мере износа ножек контакт становится выпукло-вогнутым. Одновременно, вогнутые ножки зубьев колеса на базе зацепления Новикова касаются выпуклых головок зубьев эвольвентного колеса.

По мере приработки зубьев вступает в работу эвольвентная околополюсная зона. Зацепление становится трехзональным.

Зубчатая передача, содержащая колеса с исходным контуром зубьев одного из колес, выполненным на базе зацепления Новикова, отличаюи1аяея тем, что, с целью no4g вышения нагрузочной способности передачи, угол профиля прямолинейного участка, соеди няющего дуговые участки исходного

4 контура зубчатого колеса на базе зацепления Новикова, ограничен диапазоном: („= (0,8 —: 3,а) (э, где/„-угол йрофиля прямолинейного участка исходного контура на базе зацепления Новикова;

di â€,угол профиля исходного контура зубьев парного колеса, например, эвольвентного зацепления, в зоне делительной линии, а теоретический угол давления дуговых участков и толщина зуба исходного контура по делительной линии выбраны из следующих соотношений: (=(08-:1,6)arcs1w аз-х

Н

" —.(Х т -g, 8)где — теоретический угол давления дуговых участков исходного контура зубьев на базе зацепления Новикова;

", — высота делительной головки исходного контура зубьев парного колеса;

Х вЂ” высота отрезка дугового участка исходного контура зуба зацепления Новикова от теоретической точки контакта до его вершины;

Я вЂ” отрезок нормали к дуговому участку исходного контура зубьев зацепления

Новикова от теоретической точки контакта до ее пересечения с делительной прямой;

5 5у м у толщина зуба исходного контура по делительной линии соответственно колеса на базе зацепления Новикова и парного колеса;

Sr S " толщина зуба исходного контура по линиям теоретических точек контакта зон зацепления Новикова соответственно головки и ножки; т — модуль зацепления; — окружной боковой зазор зубьев.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 254284, кл. F 16 Н 1/08, 1968 (прототип).

763636

Составитель А. Верховский

Редактор Т. Кузнецова Техред К. Шуфрич Корректор Г. Назарова

Заказ 6259I32 Тираж 1095 Подлнсное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и инструментальному производству и может быть использовано при изготовления многозаходных червячных пар

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических редукторах для приводов различных машин и станков как в качестве прямозубой, так и косозубой передач

Изобретение относится к области передач с гибкой связью, а именно к цепным передачам

Изобретение относится к усовершенствованию зуба шестерни и к способу его изготовления

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к зубообработке

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных агрегатах, содержащих двухваловые и многоваловые цепные передачи

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в цепных передачах строительных, дорожных, сельскохозяйственных и т.п
Наверх