Упругая шестерня

 

Союз Советских

Соцналнстнческнх

Республнк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Г 16 H 55/14 с присоединением заявки ¹вЂ”

Государственный комитет (23) Приоритет по делам изобретений и открытий

Опубликовано 23.07.80. Бюллетень № 27

Дата опубликования описания 25.07.80 (53) УДК621. .833. 12 (088.8) (72) Автор изобретения

С. А. Петраков

Донецкий государственный проектно-конструкторский и экспериментальный институт комплексной механизации шахт (7I) Заявитель (54) УПРУГАЯ ШЕСТЕРНЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных приводах машин, Известна упругая шестерня, содержащая зубчатый венец и ступицу, имеющие

5 радиальные перегородки, торцовые диски, один из которых соединен со ступицей а другой — с венцом, и образующие с перегородками венца и ступицы замкнутые полости с размещенными в последних уп1о ругими элементами (1).

Недостатками известной упругой шестерни являются отсутствие возможности предварительного нагружения упругих элементов и недостаточная надежность упру- 15 гих элементов, выполненных из резины.

Целью изобретения является обеспе- . чение предварительного нагружения упругих элементов и повышение надежности их работы.

Это достигается тем, что радиальные перегородки выполнены в виде концентри ческих секторов, а шестерня снабжена размещенными между радиальными перегородками и упругими элементами обкладками, выполненными каждая в виде двух сопряженных между собой клиновых пластин.

На фиг. 1 изображена шестерня в осевом разрезе, на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 изображена обкладка, Упругая шестерня состоит из зубчато го венца 1, ступицы 2, упругих элементов 3, обкладок 4, полуколец 5, колец

6 и 7. Торцовые диски 8 и 9 зубчатого венца 1 и ступицы 2 соединены с радиальными перегородками 10т выполненными в виде концентрических секторов.

При сборке упругие элементы 3, выполненные из металлорезины, располага ются между обкладками 4 и устанавливаются с предварительным нагружением между радиальными перегородками ступицы 2. На ступицу 2 насажен зубчатый венец 1 таким образом, что радиальные перегородки зубчатого венца 1 входят в

3 75019 соответствующие пазы между перегородками ступицы 2. За счет этого образуются замкнутые полости, ограниченные дисками 8 и 9, ступицей, ободом зубчатого венца и торцовыми поверхностями перегороцок 10. Зубчатый венец центрируется относительно ступицы при помощи дисков 8 и 9 и фиксируется в осевом направлении при помощи полуколец 5 и колец би7. 10

Обкладки 4 (см. фиг. 2} выполнены в виде клиновых пластин 11 и 12, сопряженных между собой по наклонным плоскостям, имеющим наклон в радиальном и осевом направлениях . При совмещении 15 пластин образуется клиновидная в радиальном направлении призма. B осевом направлении сечение обклацок буцет прямоугольным.

Упругая шестерня работает следующим образом.

При воздействии усилия на зубчатый венец 1 и ступицу 2 происходит их о н осительный поворот. Радиальные перегородки 10 через обкладки 4 воздействуют на упругие элементы 3, которые деформируются и созцают упругое сопротивление.

При уменьшении нагрузки упругие элементы возвращают зубчатый венец и ступицу в исхоцное положение. При деформировании упругих элементов происходит сглаживание ударных нагрузок и поглощение части колебательной энергии. При реверсированиинагрузки работа упругой шестерни аналогична описанной выше. Регулировка жесткости упругой шестерни происходит за счет нелинейного характера изменения жесткости упругих элементов из металлорезины.

Банная конструкция упругой шестерни позволяет максимально увеличить площадь поперечного сечения упругих элементов и обеспечивает их одновременную работу независимо от направления дей5 4 ствия сил, Эти особенности, а также использование упругих элементов из металлорезины, имеющей большие значения допускаемых удельных нагрузок, позволяет существенно повысить максимальный крутящий момент без увеличения габаритов упругой шестерни.

Наличие обкладок позволяет равномерно распределить нагрузку на упругие элементы. Конструкция обкладок облегчает установку упругих элементов с предварительным нагружением их и дает возможность подбором толщины обклацок уста— новить требуемый уровень жесткости упругих элементов.

Установка упрутих элементов в замкнутых полостях обеспечит их надежную работу.

Формула изобретения

Упругая шестерня, содержащая. зубчатый венец и ступицу, имеющие радиальные перегородки, торцовые циски, один из îторых соединен со ступицей, а цругой— с венцом, и образующие с перегородками венца и ступицы замкнутые полости и размещенные в последних упругие элементы, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения предварительного нагружения упругих элементов и повышения надежности, радиальные перегородки выполнены B виде концентрических секторов, а шестерня снабжена размещенными между радиальными перегородками и улругими элементами обкладками, выполненными каждая в виде двух сопряженных между собой клиновых пластин.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Кожевников С. Н, и gp, Механизмы. N.,""Màøèíoñrðoåíèå", 1976, с. 748, рис. 12.96 (прототип) . ; остави т ель /-,., Мат.аееа

Редактор Т. Кюпоап а Текред 14. Келемеи Корректор Г. Иазарова

- с Заказ 4595/29 Гараж 1395 Подл гсное

ИНИИГЯ Государственного ком те-.à CCCF по делам изобретений л Открь77яй

113035, Москва, Ж=-35, Раушска араб., д. 4/5 Ф:й:В3Г " — Р АРФ - — — — — — — — — - - - . ° - . - — - % Ф " . -=- «4 Ф

Филпал ППП Патент", г. Уигорор, ул. Проектлал, 4

Упругая шестерня Упругая шестерня Упругая шестерня Упругая шестерня 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах преимущественно с цилиндрическими, коническими зубчатыми колесами, выполненными из металла, неметаллических материалов (пластмассы, полимеры) их сочетания (армирование), в металлополимерных зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных зубчатых передачах разнообразных машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяговых передачах локомотивов и редукторах общего машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции составного зубчатого колеса привода машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к амортизатору колеса, в частности к амортизатору колеса мотоцикла

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано в приводах вращательного движения
Наверх