Двухзвенное транспортное средство

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()785099

Союз Советских

Социалистических

Республик (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (51 ) М. Кл. д

В 62 0 53/04

В 60 В 39/00 (22) Заявлено 30.11.78 (21) 2686598/27-11 с присоединением заявки .%

Гоаударстввнный комитат

СССР (23) Приоритет в данам изобретений и открытий

Опубликовано 07.12.80. Бюллетень .% 45

Дата опубликования описания 07.12.80 (53) УД К 629.114.

3 (088.8) (72) Авторы изобретения

Н. В. Богдан, В. П. Бойков, Ю. М. Жуковский, А. M. Расолько и С. И, Сизова

j !

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (7!) Заявитель (54) ДВУХЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано для улучшения тягово-сцепных качеств тягача при агрегатированин его с прицепом.

Известно двухзвенное транспортное средство, содержащее тягач с передним и задним ведущими мостами, оборудованный муфтой включения переднего ведущего моста, связанное с тягачом дышло прицепа и увеличитель сцепного веса

1а тягача, выполненный в виде упругого элемента, одним концом опирающегося на дышло, а другим шарнирно соединенного с гидроцилиндром, установленным на поворотном устройстве прицепа (1).

Недостатком указанного транспортного средства является то, что увеличение сцепного веса тягача происходит независимо от условий движения, поэтому узлы и детали тягача постоянно подвергаются действию дополнительной нагрузки„ что отрицательно сказывается на их долговечнос- ти.

Известно и другое транспортное средство, содержащее тягач с передним и задним вещптйми мостами, оборудованный муфтами включения переднего моста н блокировки днфференWana заднего моста, связанное с тягачом дышло прицепа н увеличитель сцепного веса тягача, выполненный в виде упругого элемента, одним концом опирающегося на дышло, а другим шарнирно соединенного с гндроцилиндром, при этом тягач имеет гндросистему, включающую распределитель (2).

Данное средство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком его является то, что повышение тягово-сцепных качеств транспортного средства обеспечивается только путем подключения переднего моста и увеличителя сцепного веса, а блокировка дифференциала заднего моста ие происходит автоматически в этом случае.

Кроме того, для увеличения сцепного веса тягача не используется вес прицепа, à поскольку упругий элемент опирается на дышло в строго определенном месте (не регулируемом),,то требуется при догрузке развивать большое давление масла в гидросистеме..

785099

3

Целью изобретения является повышение тягово-сцепных качеств транспортного средствг . путем обеспечения автоматического срабатывания- увеличителя сцепного веса и муфт блокировки дифференциала заднего моста и включения переднего моста.

Для этого транспортное средство снабжено

-дополнительным гидроцилиндром с подпружиненным штоком, закрепленным на дышле, и соединенным с увеличителем сцепного веса ползуном, выполненным с возможностью продольного перемещения на дышле посредством дополнительного гидроцилиндра, при этом гид. роцилиндр увеличителя сцепного веса установлен на тягаче, его штоковая полость связана через регулируемый дроссель с бесштоковой полостью дополнительного гидроцилиндра, а полость управления муфты включения переднего моста тягача соединена со штоковой полостью гидроцилиндра увеличителя сцепного веса и посредством упомянутого распределителя — с рабочей полостью муфты блокировки дифференциала заднего моста.

На чертеже изооражено предлагаемое транспортное средство, вид сбоку.

Транспортное средство содержит тягач 1 и прицеп 2. Тягач 1 оборудован муфтой 3 блокировки дифференциала (дифферанциал на чертеже не показан) заднего моста и муфтой 4 включения переднего ведущего моста, гидроцилиндром 5 увеличителя сцепного веса.

На дышле 6 прицепа 2 установлены ползун

7 и дополнительньгй гидроцилиндр 8, связанные между собой подпружиненным штоком 9. При этом полость 10 управления муфты 4 соединена трубопроводом 11 со штоковой полостью

12 гидроцилиидра 5 увеличителя сцепного веса и посредством трубопроводов и распределителя

13 гидросистемы с рабочей полостью 14 муфты

3 блокировки дифференциала заднего моста.

В свою очередь, распределитель 13 связан со сливом и трубопроводом 15 — с источником давления, а трубопроводом 16 — с датчиками, фиксирующими угловые скорости вращения, передних и задних колес тягача 1 (датчики на чертеже не показаны), Кроме того, штоковая полость 12 гидроцилиндра 5 увеличителя сцепного веса также связана трубопроводом и регулируемым дросселем 17 с бесштоковой полостью 18 дополнительного гидроцилиндра 8.

Увеличитель сцепного веса выполнен в вида упругого элемента 19, который одййм койцом опирается через полэуи 7 на дышло 6, а другим шарнирно соединен через рычажный механизм ,20 с гядроцилиндром 5. При этом полэун 7 выполйе1т"с возможностью продольного перемещения на дышле 6 посредством дополнительно- го гидроцилиндра 8.

При движении транспортного средства, когда сопротивление перемещению тягача 1 и прицепа

2 не вызывает буксования левого и правого задних колес тягача, их угловые скорости вращения, а также скорости вращения передних колес, находятся в определенном кинематическом соотношении, при котором сигнал-команда по трубопроводу 16 с датчиков на распределитель 13 не поступает. В этом случае распределитель 13 гидросистемы соединяет полости 10 и

14 муфт 3, 4 со сливом, поэтому дифференциал заднего моста разблокирован, а передний ведущий мост тягача отключен. Кроме того, упругий элемент 19 находится в статическом положении, поскольку давление в полостях 12 и 18 гидроцилиндров 5 и 8 отсутствует, т. е. движение транспортного средства происходит без уве-. личения сцепного веса тягача 1.

При низком коэффициенте сцепления под

20 одним из колес заднего моста тягача 1 оно начинает пробуксовывать, установленное соотношение угловых скоростей вращения левого и правого колес нарушается, При определенном рассргласовании, которое фиксирует датчик, 25 он подает по трубопроводу 16 сигнал на распределитель 13 гидросистемы, который в свою очередь соединяет рабочую полость 14 муфты

3 с источником давления (трубопроводом 15).

Таким образом, муфта 3 блокирует дифферен30 цйал заднего моста тягача, левое и правое колеса этого моста начинают вращаться с одинаковой угловой скоростью. Если рассогласование между передним и задним мостами при этом не нарушалось, то через определенный промежуток времени датчик подаст сигнал на распредели35 тель 13, и он соединит полость 14 со сливом, т. е. разблокирует дифференциал заднего моста.

В случае, когда сцепление задних заблокированных колес с почвой недостаточно для преодоления сопротивления движению и они начинают пробуксовывать, установленное соотношение угловых скоростей вращения задних и передних колес тягача нарушается. При рассогласовании, достигающем 5-6Ф, датчик фиксирует

45 его M подает сигнал-команду по трубопроводу

16 на распределитель 13 гидросистемы. Последний занимает положение, при котором в по лость 10 муфты, 4 также поступает жидкость под давлением из трубопровода 15, т. е, кру50 тящий момент передается на передний ведущий мост, а дифференциал заднего моста остается заблокированным. Одновременно жидкость но трубопроводу ll поступает в полость 12 гидроцилиндра 5 увеличителя сцепного веса.

В результате шток гидроцилиндра 5 начинает перемещаться и через рычажный механизм 20 воздействует на упругий элемент 19, перерас- пределяя вес прицепа.2 на тягач 1. Если и в этом случае буксование колес тягача продол785099 жается, то с определенным запаздыванием, которое обеспечивается регулируемым дросселем 17, жидкость под давлением поступает в бесштоковую полость 18 дополнительного гидроцилнндра 8, вызывая перемещением штока

9 изменение положения ползуна 7 по длине дышла 6, Таким образом, обеспечивается дополнительная догрузка задйих колес тягача 1 за счет изменения плеча приложения силы веса прицепа 2 на тягач 1. 1Е

При уменьшении сопротивления движению тягача 1, когда вращение задних колес. происходит без буксования, соотношение их угловых скоростей соответствует первоначально установленному, датчик подает команду на распредели-15 тель 13, который соединяет полости 10 и 14 муфт 4 и 3 со сливом. В результате дифференциал заднего моста разблокируется, а передний . ведущий мост перейдет на режим холостого хода. Одновременно снижается давление в полостях 12 и 18 гидроцилиндров 5 и 8. 3а счет уменьшения давления и воздействия веса прицепа упругий элемент 19 и шток 9 дополнительного гидроцнлиндра 8 займут первоначальное положение, при котором движение тягача 25 происходит без увеличения сцепного веса.

Ф о р м у л а. и э о б р е т е н и я

Двухзвенное транспортное средство, содержа-щее тягач с передним и задним ведущими мостами, оборудованный муфтами включения переднего моста и блокировки дифференциала заднего моста, связанное с тягачом дышло при- З цепа и увеличитель сцепного веса тягача, выполненный в виде упругого элемента, одним концом опирающегося на дышло, а другим шарнир. но соединенного с гидроцилнндром, при этом тягач имеет гидросистему, включаюгцую распределитель, о.т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения тягово-сцепных качеств транспортного средства путем обеспечения автоматического срабатывания увеличителя сцепиого веса и муфт блокировки дифференциала заднего моста и включения переднего моста, оно снабжено дополнительным гидроцилиндром с подпружиненным штоком, закрепленным на дышле, и соединенным с увеличителем сцепного веса ползуном, выполненным с воэможностью продольного перемещения на дышле посредством дополнительного гидроцилиндра, при этом гидроцилиндр увеличителя сцепного веса установ.лен на тягаче, его штоковая полость связана через регулируемый дроссель с бесштоковой полостью дополнительного гидроцилиндра, а полость управления муфты включения переднего моста тягача соединена со штоковой полостью гидроцилиндра увеличителя сцепного веса и посредством распределителя — с рабочей полостью муфты блокировки дифференциала заднего моста тягача.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР N 545504,,кл. В 62 0 53/04, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке

54 2536441/l l, кл. В 62 0 53/04, 1977 (протоnm) .

785099

Составитель Н. Веялко

Тенред Ж. Кастелевич Корректор Н. Григорук й

Редактор Г. Бельская

Тираж, 730 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5, Заказ 8734/15

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Двухзвенное транспортное средство Двухзвенное транспортное средство Двухзвенное транспортное средство Двухзвенное транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механизмам, использующимся в транспортных средствах, в частности в автопоездах с ведущими колесами полуприцепа, приводимыми в движение механической передачей

Изобретение относится к области эвакуации поврежденной военной техники

Изобретение относится к транспорту

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для соединения двузвенного самоходного транспортного средства

Изобретение относится к области коммунальных и строительно-дорожных машин и, в частности, к машинам, имеющим шасси, состоящее из двух шарнирно сочлененных полурам

Изобретение относится к устройствам для соединения звеньев мобильных машин, например сельскохозяйственных тракторов с полурамами, связанными шарнирно
Изобретение относится к способам управления подвижными объектами

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к сочлененным боевым машинам

Автопоезд // 2240249
Изобретение относится к транспортной технике
Наверх