Многодвигательный электропривод

 

Союз Советскик

Социалистическими

Республик

ОП И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

<п>785938

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ау Р 692050 (22) Заявлено 23. 01. 78 (21) 2571484/24-07 с присоединением заявки ¹вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 071280.ББюллетень ¹ 45

Дата опубликования описания 10,12.80 (51)М. Кл 3

HP 7/62

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений н открытий (53) УДК 621. З1З. .292 (088.8) (72) Авторы изобретения

Ю.И.Кирьянов, В.К.Лозенко, A.M.Càíòàëoâ и В.Ф.Шалагинов (71) Заявитель (54 ) ИНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение для построения систем синхронного вращения нескольких механически не связанных валов в широком диапазоне изменения нагрузки.

В основном авт.св. М 696050 описан многодвигательный электропривод с синхронно вращающимися электродвигателями, содержащий каждый синхронную машину с датчиком положения ротора и коммутатор, в котором синхронное вращение механически не связанных валов электродвигателей обеспечивается эа счет того, что многоканальный датчик положения ротора связан по части каналов с цепью управления по крайней мере одного клокоча коммутатора через первый функциональный преобразователь сигнала в сигнал с задержанным передним фронтом на интервал времени, соответствующии углу рассогласования между ротором данного электродвигателя и ротором электродвигателя отстающего по углу поворота (1) .

Недостатком известного электропривода является значительная неличина угла рассогласования и значительное время переходного процесса в электроприводе при возмущающих воздействиях.

Целью изобретения является уменьшение времени переходного процесса при возмущающих воздействиях.

Это достигается тем, что в многодвигательный электропривод (1 дополнительно введен функциональный преобразователь сигнала в последовательность импульсов, следующих друг за другом с интервалом времени, соответствующим выявленному углу фазового рассогласования, включенныи между цепью управления ключа

15 коммутатора и выходом выявителя фазового рассогласования.

На фиг. 1 изображена блок-схема двухдвигательного электропривода) на фиг. 2 — пример реализации

20 на элементах, логики первого и второго функциональных преобразователей; на фиг. 3 вЂ,диаграмма напряжений в узлах известного двухдвигательного злектропривода (1, 25 на фиг. 4 - диаграмма напряжений в узлах двухдвигательного электропривода, схематически изображенного на фиг. 1 и 2.

На фиг ° 1 изображен двухдвига30 тельный электропривод с двумя элек785938 тродвигателями 1 и 2. Электродвигатели 1 и 2 содержат соответственно синхронные машины 3 и 4 с многоканальными датчиками 5,6 положения ротора и двухполупериодные коммутаторы

7 и 8. Синхронные машины могут быть любого типа, например с магнитоэлектрическим возбуждением, и содержат роторы 9 и 10 и якорные обмотки

11 и 12. Датчики положения ротора могут быть любого типа, например индуктивные с подмагничиванием, и содержат в данном конкретном случае по шесть чувствительных элементов (каналов) ка;кдый, соответственно каналы 13,14,15,16,17, 18 и 19,20t21

22,23,24. Коммутаторы могут быть выполнены на любых известных управляемых переключающих приборах (ключах), например транзисторах, и содержат в данном конкретном случае по шесть ключей каждый, соответственно ключи 25,26,27,28,29,30 и 31,32,33,34,35,36. Электродвигатели в данном конкретном Случае содержат по три первых функциональных преобразователей каждый, соответственно преобразователи 37,33,39 и 40, 41,42, осуществляющие преобразование сигнала датчика в сигнал с задержанным передним фронтом на интервал времени, соответствующий углу рассогласования между ротором данного электродвигателя и ротором электродвигателя отстающего по углу поворота. Электродвигатели в данном конкретном случае содержат по три вторых функциональных преобразователя, соответственно преобразователи

43,44,45 и 46,47,48, осуществляющие преобразование сигнала с задержанным передним фронтом в последовательность импульсов, следующих друг за другом с интервалом времени, соответствующим укаэанному углу рассогласования. Электродвигатели 1 и 2, подключены к .источнику электроэнергии любого типа, например источнику

49 постоянного тока.

Якорные обмотки 11 и 12 синхронных машин 3 и 4 подключены к выходам коммутаторов 7 и 8.

Многоканальные датчики 5,6 положения.ротора по части каналов .(чувствительных элементов) 16,17,1() и 22,23,24 связаны с цепями управления ключей 28,29,30 и 34,35,36 коглмуфиторов 7 и 8 соответственно. По другой части каналов (чувствитель ных элементов) 13,14,15 и 19,20,21 датчикй 5,.6 положения ротс 3 связаны с цепями управления ключей

25,26,27 и 31,32,33 коммутаторов 7 и 8 в каждом канале через первый и второй функциональные преобразователи 37,43, 38,44; 39,45; 40,46, 41,47 и 42,48 соответственно. Первые функциональные преобразователи

37,38,39 и 40,41,42 электродвигателей 1 и 2 связаны с каналами 19, 20, 21 и 13, 14, ". 5 датчиков 5, б поло>кения ротора. Эти связи являются еобходимыми (но не достаточными и показаны условно в том смысле, что каждый конкретный первый функциональный преобразователь, наприг1ер преобразователь 37, осуществляет преобразование сигнала канала 13 датчика 5 положения ротора в cÿãнагг с задержанным передним фрснтом на.интервал вреглени, соответствующий углу рассогласования между ротором 9 данного электродвигателя 1 и ротором

10 электродвигателя, отстающего по углу поворота, и измеренныи с помощьи сигнала одноименного с каналом 13 канала 19 датчика б положения ротора.

На фиг. 2 показан пример реализации на элементах логики первого и второго функциональных преобразователей на примере двухдвигательного электропривода, изображенного на фиг. 1.

Первый и второй функциональные преобразователи электродвигателя 1, например преобразователи 37 и 43, могут быть реализованы с помощью логической ячейки 50, включающей одну двухвходовую логическую схему ИЛИ 51 и две схемы совпадения, одна из «оторых двухвходовая схема 52, а другая — трехвходовая схема 53.

Первый и второй функциональные преобразователи 40 и 46 электродвигателя 2 реализованы соответственно логической ячейкой 54, включающей аналогичные логические схемы 55,56, 57. К двум входам схе"ы совпадения

51 подключены канал 13 датчика 5 и канал 24 датчика б, а к входам схемы совпадения 52 подключены каналы

40 13 и 17 датчика 5 и канал 19 датчика б. Выходы схем совпадения 53 и 52 подключены к входам логической схемы ИЛИ 51, выход которой подключен к цепи управления ключа 25 коммута45 тора 7. Аналогичные соединения выполнены и для логических схем 53,55 электродвигателя 2. В каналах 14, 15,20,21 датчиков 5 и б включены соединенные аналогично логические ячейки 58,59,60,61., Работа известного и предлагаемого электроприводов поясняется диаграммами напряжений в их узлах на фиг. 3 и 4.

Известный электропривод работает следующим образом. Роторы 9 и 10 в общем случае вращаются синхронно, но несинфазно. Предположим„ что ротор 10 отстает от ротора 9 на угол

А . Сигналы в каналах датчика б

60 0 g- U >4 отстают в фазовом отношении от одноименных с ними сигналов 0 -0 8 в каналах датчика 5 на угол Д

Первые функциональные преобразователи 37,38,39 электродвигателя 1 осуществляют преобразование сигнала

785938

55 в каждом канале в сигнал с задержанным передним фронтом на интервал времени, соответствующий углу рассогласования Ь между роторами 9 и 10. В соответствии с этим на ключи 25-27 коммутатора 7 поступают преобразованные сигналы O g — 0 7 . На ключи 28-30 коммутатора 7 и на ключи

31-36 коммутатора 8 электродвигателя

2 поступают непреобразованные сигналы с каналов 16-18 датчика 502 -0 О и датчика 6(l < — (l 4 . Функциональные преобразователи 40-42 не осуществляют преобразования, поскольку ротор 10 электродвигателя 2 отстает в фазовом отношении от ротора 9 электродвигателя 1. Линейное напряжение 0 л на якорной обмотке 11 для рассматриваемого случая изображено на фиг. 3.

Для сравнения там же изображена форма линейного напряжения U << 2 на якорных обмотках 11 и 12 при синфазном вращении роторов электродвигателей 1 и 2.

Электропривод в этом же случае, т.е. когда ротор 10 отстает от ротора 9 на угол Ь, работает следующим образом.

Сигналы в каналах датчика 60 g—

U 4 отстают в фазовом отношении от одноименных с ним сигналов Ua- U48 в каналах датчика 5 на угол Ь

Преобразование сигналов в данном случае будет осуществляться в каналах 13,14,15 датчика 6 первыми и вторыми функциональными преобразователями. Причем первый функциональный преобразователь, например преобразователь 38, осуществляет задержку переднего фронта за интервал времени, соответствующий углу рассогласования Ь между роторами 9 и 10, а второй — дальнейшее преобразование сигнала в последовательность импульсов UZg, следующих друг за другом с интервалом времени, соответствующим укаэанному углу рассогласования

Д . Сигналы в каналах 16,17,18 датчика 5 без преобразований поступают в цепи управления кличей 28,29,30 (028 ()29 0 %ofð функциональные преоб-. разователи электродвигателя 2 не осуществляют преобразования, поскольку его ротор отстает в фазовом . отношении от ротора 9 электродвигателя 1. Линейное напряжение 0 g на якорной обмотке 11 для рассматриваемого случая изображено на фиг,4.

При синфазном вращении роторов электродвигателей 1 и 2 форма ли5

t0

35 нейного напряжения U p C gq л „на якорных обмотках 11 и 12 представлена на фиг. 4.

Сравнение линейных напряхеннй

0 лл 1 реализуемых в известном и предложенном электроприводах и изображенных соответстве «Но на фиг.3 и фиг.4, показывает, что при одной и той же величине угла рассогласования Ь величина линейного напряжения Ll и лл в предложенном электроприводе (фиг.4) меньше, чем величина линейного напряжения в известном (1 . Это означает, что определенная величина угла рассогласования Ь соответствует большей величине разности моментов нагрузок на валах первого и второго электродвигателей, или определенной величине разности моментов нагрузок соответствует меньшая величина угла рассогласования между синхронно вращающимися роторами электродвигателей. Это важно для особо точных электроприводов, где кроме синхронного вращения, необходимо минимальное фазовое рассогласование.

Уменьшение времени переходного процесса в предложенном электроприводе при возмущающих воздействиях, например при сбросе нагрузки на одном из электродвигателей, достигается за счет того, что ротор этого электродвигателя при прочих равных условиях должен сместиться в фазовом отношении на меньшей угол (относительно ротора другого электродвига теля).

Формула изобретения

Многодвигательный электропривод по авт.св. Р 692050, о т л и ч а ющ и и с я тем, что., с целью уменьшения времени переходного процесса при возмущающих воздействиях, дополнительно введен функциональный преобразователь сигнала в последовательность импульсов, следующих друг за другом с интервалом времени, соответствующим выявленному углу фазового рассогласования, включенный между цепью управления ключа коммутатора и выходом выявителя фазового рассогласования.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР

9692050, кл. HP 7/62, 1977.

785938

Составитель Е.Перемыслова

Редактор Т.Загребельная Техред Е.Гаврилешко Корректор Г.Решетник

Заказ 8858/56 Тираж 783 Подписное

БНИИЛИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП"Патент, г.ужгород,ул.Проектная,4

Многодвигательный электропривод Многодвигательный электропривод Многодвигательный электропривод Многодвигательный электропривод Многодвигательный электропривод Многодвигательный электропривод Многодвигательный электропривод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к силовым преобразователям напряжения и частоты, используемым для управления работой двигателей переменного тока с короткозамкнутым ротором общего применения

Изобретение относится к электромагнитным вибраторам, используемым в различных областях, например, для создания вибрации, для транспортировки по трубам сыпучих веществ, при создании вибровоздействий на сыпучие вещества с целью их уплотнения и просеивания, для интенсификации технологических процессов в жидких средах и т.д

Изобретение относится к электротехнике, в частности к специальным электроприводам, где исполнительный орган совершает колебательные и возвратно-поступательные движения, и может быть использовано для механических испытаний кабельных изделий на многократный перегиб, в устройствах укладки длинномерных изделий при намотке их на катушки, бобины и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для стабилизации частоты вращения электродвигателей переменного тока (и в частности демпфирования ее колебаний) - синхронных, синхронно-гистерезисных или асинхронных, как общего применения, так и специального, выполненных без доступа к валу, например, гироскопических, или используемых в многодвигательных электроприводах синхронного вращения

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электроприводам переменного тока с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока на базе асинхронного двигателя с фазным ротором, преимущественно для крановых механизмов подъема и передвижения, требующих получения пониженных (ползучих) скоростей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях, в электрических машинах, предназначенных для работы в широком диапазоне изменения частоты вращения, в устройствах, в которых необходим большой пусковой момент

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим вибрационным двигателям (ЭВД)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке высокочастотных зарядных устройств и источников питания с гальванической развязкой выходного напряжения для тягового электропривода аккумуляторных электромобилей
Наверх