Объемно-переставная опалубкадля обделки туннелей

 

Оп ИСАЙИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ с ай

< >, ио с : а 1 е. Д

Союз Советски к

Социалистическии

Ресвублик (и> 796362

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 07.07.78(21) 2639745/29-33 с прнсоелкненкеи заявки,% (23) П рнорнтет

3 (5 I ) М. Кл.

Е 04 Ст 11/20

Государственный комитет

СССР

Опубликовано 15.01.81, Бюллетень М 2 ав делам изобретений и открытий (53) УД К 624. 191, ° 8 (088.8) Дата опубликования описания 2 5,01. 8 1 (72) Авторы изобретения

Г. П. Копышев, В. А. Егоров, А. С. Ефимов и В. А. Серебрякова

Таджикское специализированное управление Сведена Ленина

Всесоюзного объединения по специальным работам Гидроспецстрой

Министерства энергетики и электрификации СССР (71) Заявитель (54) ОБЪЕМНО-ПЕРЕСТАВНАЯ ОПАЛУБКА ДЛЯ ОБДЕЛКИ

ТУННЕЛЕЙ

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при выполнении бетонной обделки (крепи) туннелей различной формы сечения..Известна объемно-переставная опа5 лубка для изготовления туннельной обделки, содержащая подвижные секции опалубки, средства для подготовки и укладки бетона и механизмы для отрыва ши10 тов опалубки от готового изделия и их перемещения на новый участок работы

И

Наиболее близзеим техническим решением к предлагаемому является объемно!

5 переставная опалубка для обделки туннелей, содержащая несущую пространственную ферму квадратного сечения, установленную катками на рельсовые направляющие, шарнирно прикрепленные на ферме секции наружных шитов опалубки с замками и силовыми механизмами для поворота и закрепления их в рабочем положении, механизм перемещения фермы по

2 направляющим вдоль оси тунйеля и пульт управления 12 .

Недостатками известных объемных опалубок являются невысокая их производительность и ненадежность и эксплуатации, что связано с необходимостью сооружения рельсового пути сразу на всю длину туннеля -:или перестановки участка пути по мере продвижения опалубки вперед., l

Цель изобретения — повышение производительности и надежности эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что опалубка, содержащая несущую пространственную ферму квадратного сечения, установленную катками на рельсовые направляющие, шарнирно прикрепленные на ферме секции наружных шитов опалубки с замками и силовыми механизмами для поворота и закрепления их в рабочем положении, механизм пере- мещения фермы по направляющим вдоль оси туннеля и пульт управления, снабжена подвижными в вертикальной плос30

3 7963 кости опорами, размещенными по краям внешних сторон фермы для установки ее в рабочем положении, и каретками с катками, причем рельсовые направляющие размещены внутри фермы и снабжены с од5 ной стороны упорами для фиксации механизма перемещения фермы, с другой стороныоткидными опорами, а секции опалубки попарно присоединены к угловым элементам фермы посредством шарниров, при этом механизмом перемещения фермы является гидротолкатель, который шарнирно прикреплен корпусом к ферме, а штоком взаимодействует с упорами рельсовой направляющей. 15

Наличие опор по краям внешних сторон фермы и упоров для фиксации механизма перемещения фермы, размещение рельсовых направляющих внутри фермы позволяет выводить последние в рабочий период из зоны бетонирования назад, обеспечивая возможность одновременного бетонирования свода и лотка туннеля. Установка шарниров, попарно связывающих шиты опалубки с ее угловыми элементами, вне плоскости разъема пары позволяет упростить сдвиг щитов при подготовке опалубки к перемещению.

На фиг. 1 изображена опалубка для бетонирования круглого туннеля, на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3— опалубка, подготовленная к перестановке; на фиг. 4 — гнездо для штока гидротолкателя механизма перемещения фермы; на фиг. 5 — то же, вид сбоку; на фиг. 6— то же, вид сверху; на фиг. 7 — опалубка в рабочем положении; на фиг. 8 — замок, соединяющий щиты опалубки; на фиг. 9 — вид A на фиг. 8.

Опалубка содержит щиты 1, расположенные симметрично вокруг фермы 2.

Шиты имеют форму частей цилиндра и выполнены из металлических листов, упрочненных ребрами жесткости. Ферма представляет собой жесткую объемную кон- 45 струкцию прямоугольного сечения, сваренную иэ двутавровых балок, с которыми шарнирно связан цилиндр гидротолкателя

9, служащего для ее перемещения. Ферма может иметь и другое сечение, например арочное. Средняя часть каждого щита 1 опалубки связана с гидроцилиндрами 3, укрепленными на ферме 2.

Свободные продольные края щитов 1 снабжены пальцевыми замками 4 для попарного фиксирования их относительно друг друга в рабочем положении. Каждый замок представляет собой фигурную пластину с отверстием под палец, прикреп62 4 ленную к краю щита опалубки. В рабочем положении отверстие пластины совпадает с отверстием, выполненным в соседнем шите, при этом оба шита фиксируются относительно друг друга с помощью пальца. По периметру щитов может быть выполнено несколько таких замков, Ферма установлена на четырехосной тележке 5, катки которой отстоят от ее краев ближе к центру, и перемещается по рельсовым направляющим 6. Углы фермы, расположенные ближе к ее краям, снабжены подвижными в вертикальной плоскости опорами — домкратами 7. Рельсы 6 уложены на опорной платформе 8, помещенной на лотке перед фермой. Вдоль средней линии платформы для соединения со штоком гидротолкателя 9 выполнены гнезда 10, передний край платформы снабжен опорами 11. Возможен вариант без откидных опор, например при фиксировании заднего края платформы. Для перемещения портала и платформы может быть применен и независимый привод, например лебедки.

Края щитов 1, расположенные вдоль туннеля посредством шарниров 12 связаны с продольными ребрами 13 фермы, причем с каждым ребром связаны два смежных шита. При этом шарниры 12 каждого щита 1 располагают под смежным щитом и тем самым вне плоскости их разъема.

Такое расположение шарниров приводит к подвижности шитов 1 относительно не только фермы 2, но и друг друга, что упрощает процесс распалубки и повышает надежность эксплуатации опалубки.

Устройство работает следующим образом.

Ферму 2 приподнимают и оставляют стоять на домкратах 7, при этом тележка 5 оказывается в подвешенном состоянии. Гидроцилиндрами 3 шиты 1 опалубки выдвигаются в рабочее положение— навстречу своду и лотку туннеля и поддерживаются ими в этом положении все время бетонирования. При этом замки 4 на краях шитов 1 защелкиваются и последние обрамляют все сечение туннеля.

После установки щитов начинают укладку бетона в эапалубное пространство на ранее смонтированный армокаркас.

По достижении бетоном распалубочной прочности начинают подготовку опалубки к перемещению на новый участок бетонирования . Для этого предварительно освобождают связанные замками 4 концы шитов 1, выбирая пальцы замков, 796362

10

20 шиты 1 с помощью гидроцилиндров 3 перемешают назад к ферме, к центру туннеля, за счет чего объем опалубки уменьшает-. ся, Одновременно с этим ведут монтаж армокаркаса на новом впередилежащем участке бетонирования. Затем шток гидротолкателя 9 укрепляют в первом (от фермы) гнезде 10 опорной платформы 8 и, втягивая его, задвигают платформу под ферму на длину хода штока.

Затем шток выводят из первого гнезда, укрепляют во втором и снова перемещают платформу.

Так поэтапно, шагами, платформу. задвигают под ферму далее вглубь тун- неля на расстояние не менее длины опалубки. После окончания перемещения передний край платформы опирают на откидные опоры 11, так как ее задний край опирается на готовый бетон лотка и поэтому расположен выше переднего.

Поскольку ширина рельсовой колеи, уложенной на опорной платформе 8, равна поперечному расстоянию между катками тележки 5, то платформа 8 при переме- 25 щекин проходит между домкратами 7, расположенными у краев фермы. После установки платформы ферму с помощью домкратов 7 опускают, пока катки тележки 5 не установятся на рельсах 30

6. Затем гидротолкателем 9 ферму перемещают по рельсам вперед, вглубь туннеля, до тех пор, пока задний край опалубки не установится на одной прямой с передним краем ранее эабетонированного участка. Это позволяет обеспечить сплошную, без просветов, обделку туннеля. Гидротолкатель 9 служит, таким образом, средством перемещения как фермы 2, так и рельсовых направляющих 40

6. Затем ферму снова приподнимаютиустанавливают на домкратах. При этом, если ширина опалубки меньше ширины фермы, то передняя пара домкратов 7 опирается на черновой, незабетонированный, 45 участок лотка туннеля, а задняя пара— на готовый, забетонированный.

Далее с помощью гидротолкателя 9 опорную платформу 8 вытягивают иэ-под фермы . назад. Теперь опорная платформа устанав- 50 ливается на готовом бетоне лотка туннеля. Щиты 1 опалубки вновь устанавливают. в рабочее положение, поджимая гидроцилиндрами 3 к своду и лотку туннеля. Далее цикл повторяется. 55

Если туннель имеет отличную от круга, например элипсоидную форму сечения, то и элементам опалубки придают соответствующую форму.

Применение предлагаемой опалубки позволяет уменьшить расход металла на ее изготовление, вдвое повысить скорость бетонирования, сократить количество обслуживающего персонала. Кроме того, отпадает необходимость в трудоемком и длителЬном процессе перестилки рельсового пути.

Ф ормула изобретения

1. Объемно-переставная опалубка для обделки туннелей, содержашм несущую пространственную ферму квадратного сечения, установленную катками на рельсовые направляющие, шарнирно прикрепленные на ферме секции наружных щитов опалубки с замками и силовыми механизмами для поворота и закрепления их в рабочем положении, механизм перемещения фермы по направляющим вдоль оси туннеля и пульт управления, о т л ич а ю ш а я с я тем, что, с целью повышения производительности и надежности эксплуатации, она снабжена подвижными в вертикальной плоскости опорами, размещенными по краям внешних сторон фермы для установки ее в рабочем положении, и каретками с катками, причем рельсовые направляющие размещены внутри фермы и снабжены с одной стороны упорами для фиксации механизма перемещения фермы, с другой стороныоткидными опорами, а секции опалубки попарно присоединены к угловым элементам фермы посредством шарниров.

2. Опалубка пои. 1, отл ич а— ю щ а я с я тем, что механиэмомперемещения фермы является гидротолкатель, который шарнирно прикреплен корпусом к ферме, а штоком взаимодействует с упорами рельсовой направляющей.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

No. 319667, кл. Е 04 Cj 11/20, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР

М 223847, кл. Е 04 С 11/20, 1963.

Составитель Е. Кегелев

Редактор M. M итровка Техред И.Асталош

Корректор И. Муска

Подписное филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 9730/42 Тираж, 776

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Объемно-переставная опалубкадля обделки туннелей Объемно-переставная опалубкадля обделки туннелей Объемно-переставная опалубкадля обделки туннелей Объемно-переставная опалубкадля обделки туннелей Объемно-переставная опалубкадля обделки туннелей Объемно-переставная опалубкадля обделки туннелей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительной технологии и может быть использовано, например, при возведении монолитных гаражей боксового типа с применением объемно-переставной туннельной опалубки

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для возведения различных монолитных стен, и в первую очередь, небольших по размеру сооружений, таких как коттеджи

Изобретение относится к строительной промышленности, в частности к опалубке

Изобретение относится к строительству и, в частности, к переставным опалубкам для возведения стен из бетонных блоков

Изобретение относится к области строительства, в частности к строительству стен из жесткой пескоцементной смеси с использованием переставной опалубки при немедленной распалубке

Изобретение относится к возведению монолитных домов

Изобретение относится к строительному оборудованию и может быть использовано для возведения жилых и общественных монолитных зданий с помощью комплекта объемно-переставной опалубки

Изобретение относится к области строительного оборудования, в частности к конструкции опалубки и ее элементов, и может быть использовано при возведении жилых и общественных монолитных зданий при помощи единого комплекта
Наверх