Установка кондиционирования воз-духа b транспортном средстве

 

Сееэ Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ оц797919

К АВТ©РСКОМУ Сви ВТИЗЬСТЗУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 17.11. 78 (21) 2686334/27-11 (51)М. Кл з с присоединением заявки No

В 60 Н 3/00

Государственный комитет

СССР ио дмам изобретеиий и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 23.01,81 Бюллетень N9 3

Дата опубликования описания 23.01. 81 (53) УДК629.113.063

:628.83 (088.8) (72) Авторы изобретения

А.И. Лавочник и Г.С. Вальдман

Ташкентский тракторный завод им. 50-летия СССР и Ташкентский политехнический институт им. A.Áåðóíè (71) Заявители (54) УСТАНОВКА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

В ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ

Цель изобретения — расширение диапазона температурных режимов эксплуатации установки путем обес25 печения ее работы в режиме теплового насоса при одновременном обеспечении плавного регулирования теплопроизводительности в зависимости от изменения отопительной

gp н грузки. Кроме того, в предлагаемой

Изобретение относится к установ- кам, обеспечивающим подцержание требуемого температурного режима и может быть использовано в транспортных средствах, например в кабинах тракторов, автомобилей и других самоходных транспортных средств, имеющих преимущественно, двигатели внутреннего сгорания с воздушным охлаждением.

Известны установки кондиционирова" ния воздуха в транспортном средстве, содержащие компрессор с приводом от электродвигателя, конденсатор, испаритель, воздухоохладитель и теплообменники, один иэ которых соединен с конденсатором через регулирующий вентиль (1$ .

Однако указанная установка может работать лишь в режиме охлаждения, в связи с чем эксплуатационные возможности ее ограничены.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является установка кондиционирования воздуха в транспортном средстве, содержащая компрессор с приводом от вала отбора мощности двигателя транспортного средства через гидравлическую муфту с переменной степенью наполнения, связанную с масляным насосом системы смазки двигателя посредством соединительной магистрали, теплообменники, последовательно соединен,ные трубопроводом между собой и с компрессором, установленные перед теплообменниками вентиляторы,расположенный в соединительной магистрали основной регулятор температуры воздуха, ресивер и охватывающий один из теплообменников основной кожух (2).

Недостатком данной установки также является малый срок ее эксплуатации, так как она работает только в режиме охлаждения, а это экономически нецелесообразно, поскольку стоимость установки значительная, и требуется много времени для ее окупаемости.

797919 установке дополнительно повышается эффективность ее работы за счет утилизации тепла от двигателя внутреннего сгорания. указанная цель достигается введением в установку распределительных устройств, состоящих из параллельно соединенных между собой обратного . клапана и капиллярной трубки, размеденных в трубопроводе соединения теплообменников между собой, ресивер расположен между этими устройствами,,а теплообменники соединены с компрессором установки через многоходовой вентиль.

Установка снабжена дополнительным регулятором температуры воздуха, установленный параллельно основному регулятору температуры.

Кроме того, установка снабжена и дополнительным кожухом, охватывающим двигатель. транспортного средства, причем этот кожух соединен с основным кожухом теплообменника при помощи воздуховода, в котором выполнены окна с регулируемыми заслонками.

На чертеже схематично представлена установка кондиционирования воздуха.

Установка состоит из парокомпрессионной машины, включающей компрессор 1, который посредством трубопровода 2 связан с теплообменником 3, заключенном в основной кожух 4.

В свою очередь теплообменник 3 трубопроводом 2 соединен с распределительными устройствами, каждое из которых образовано из параллельно соединенных между собой обратных клапанов соответственно 5 и 6 и капиллярных трубок 7 и 8. Между распределительными устройствами, расположенными последовательно, установлен ресивер 9. Распределительные устройства соединены с теплообменником 10, который через многоходовой вентиль 11 соединен с компрессором

1 и трубопроводом 2. На валу 12, соединенным коленчатым валом двигателя 13 внутреннего сгорания установлена гидромуфта 14 переменного наполнения со встроенным на ней вентилятором 15. С помощью соединительной магистрали 16 гидромуфта 14 фединена с системой смазки двигателя 13. Между основным кожухом 4 и дополнительным кожухом 17, охватывающим двигатель 13, установлен воздуховод 18. Кожух 4 и воздуховод

18 снабжены окнами 19 и 20, оборудованными раздвижными пружинными заслонками 21 и 22, связанными с одной стороны со скручивавлщимися пру жинами 23 и 24, à с другой стороны соединенными при помощи поводков 25 и тяги 26 с блочным механизмом 27, снабженным рукояткой 28 и фикса«тором 29. Для направления движения

$A

$0

55 бО

65 поводков в требуемом направлении установлены ролики 30.

Исполнительный механизм 31 и основной датчик 32 температуры воздуха являются элементами пропорционального регулятора, управляющего установкой в режиме охлаждения. На соединительной магистрали 16 параллельно с исполнительньй механизмом 31 установлен исполнительный механизм 33,соединенный с дополнительным датчиком

34 температуры воздуха расположенньм аналогично датчику 32 в кабине 35.

Исполнительный механизм 33 и датчик

34 температуры являются элементами дополнительного пропорционального регулятора, управляющего работой установки в режиме отопления. Для обдува двигателя 13 установлен вентилятор 36, а для теплообменника

10 — вентилятор 37.

Установка работает следующим образом.

В режиме охлаждения многоходовой вентиль- 11 установлен в положение, при котором хладагент нагнетается .компрессором 1 в теплообменник 3, далее через обратный клапан 5 к ресиверу 9, капиллярной трубке 8 и в теплообменник 10. Пары хладагента через вентиль 11 отсасываются компрессором 1, при этом в теплообменнике 10 создается низкое давление, за счет чего тепло на испарение хладагента отбирается от проходящего через теплообменник 10 воздуха который охлаждает кабину 35.. Привод компрессора 1 осуществляется от двигателя 13 через гидромуфту 14, на ведомом валу которой вращается вентилятор 15, обдувающий теплообменник

3. Подача масла в гидромуфту 14 происходит от системы смазки двигателя

13 по соединительной магистрали 16.

Датчик 32 температуры, диапазон температуры которого находится в пределах 22-28 С, в зависимости от тем0 пературы воздуха в кабине 35, подает импульс на исполнительный механизм

31, который изменяет количество масла, подаваемого.в рабочую полость гидромуфты 14, тем самым целенаправленно изменяя частоту вращения компрессора 1 и вентилятора 15 обдува теплообменника 3. При этом соответственно изменяется холодопроизводительность установки. Исполнительный механизм 33, датчик температуры 34 которого настроен на диапазон температур 14-22 С не работает, так как при устанавливаемой и контролируемой температуре воздуха в кабине

35 свыше 22 С он закрыт.

Рукоятка 28 блочного механизма, 27 установлена в положение, при котором фиксатор 29 отпускает блочный механизм 27, тягу 26 и поводки 25, при этом за счет скручивания пружин

23 и 24 заслонки 21 и 22 скручивают 797919

< я, тем самым открывая окна 19 и 20.

Этим обеспечивается забор наружного воздуха в окно 19 для охлаждения теплообменника 3 и выброс нагретого при охлаждении двигателя 13 воздуха наружу через окно 20.

В режим отопления многоходовой вентиль 11 установлен в положение при котором хладагент нагнетается компрессором 1 в теплообменник 10, далее через обратный клапан 6 к ресиверу 9, капиллярной трубке 7 в теплообменник 3. Иэ теплообменника 3 пары хладагента через вентиль 11 отсасываются компрессором 1 и нагнетаются под высоким давлением при соответстзующей высокой температуре в теплообменник 10, где происходит нагр в внутрикабинного воздуха.

Привод компрессора 1 и вентилятора

15 осуществляется также от двигателя

13 через гидромуфту 14, подача масла в которую происходит от системы смазки двигателя 13 по соединительной магистрали 16.В данном случае датчик температуры 34, диапазон температуры которого находится в пределах 14-22 С, в зависимости от температуры воздуха в кабине 35, подает импульс на исполнительный механизм

33, который изменяет количество масла, подаваемого в гидромуфту 14, тем самым изменяя частоту вращения компрессора 1 и вентилятора 15, а, следовательно, и теплопроизводительность установки. Исполнительный механизм 31, датчик температуры 32 которого настроен на диапазон 2228 С,не работает,так как при устанавливаемой и контролируемой температуре воздуха в кабине 35 ниже

22 С он закрыт.

Рукоятка 28 блочного механизма

27 тяга 26 наматывается на блок 27, тем самым с помощью поводков 25 заслонки 21 и 22 раскручиваются, преодолевая усилие пружин 23 и 24,при этом заслонки 21 и 22 перекрывают окна 19 и 20. При полном закрытии окон блочный механизм стопорится фиксатором 29. Этим обеспечивается подача нагретого в двигателе 13 воздуха к теплообменнику З,тем самым утилизируется тепло двигателя 13 внутреннего сгорания.

Формула изобретения

1. Установка кондиционирования воздуха в транспортном средстве, содержащая компрессор с приводом от вала отбора мощности двигателя транспортного средства через гидравлическую муфту с переменной степенью наполнения, связанную с масляным насосом системы смазки двигателя посредством соединительной магистрали, теплообменники, последовательно соединенные трубопроводом между собой и с компрессором, установленные перед теплообменниками вентиляторы, расположенный в соединительной магистрали основной регулятор температуры воздуха, ресивер и охватывающий один из теплообменников основной кожух, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения диапазона температурных

20 режимов эксплуатации установки пуо тем обеспечения возможности ее работы

ia режиме теплового насоса при одно-! временном обеспечении плавного регулирования теплопроизводительности в зависимости от изменения нагрузки, она снабжена распределительными устройствами, состоящими каждое из параллельно соединенных между собой обратного клапана и капиллярной трубки, размещенными в трубопроводе их соединения теплообменников между собой, ресивер расположен между этими устройствами, а теплообменники соединены с компрессором через многоходовой вентиль.

2. Установка по и ° 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, она снабжена дополнительным регулятором температуры воздуха, установленным параллельно основному регулятору

4Q .температуры воздуха B дополнительным кожухом, охватывающим двигатель транспортного средства, причем оба кожуха соединены воздуховодом, в котором выполнены окна с регулируе45

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

9 472828, кл. В 60 Н 3/00, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР

В 532540, кл. В 60 Н 3/00, 1973 (прототип).

797919

Тираж 743 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 9908/17

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Составитель Г. Петрова

Редактор Г. Волкова Техред С.Беца Корректор М. Шароши

Установка кондиционирования воз-духа b транспортном средстве Установка кондиционирования воз-духа b транспортном средстве Установка кондиционирования воз-духа b транспортном средстве Установка кондиционирования воз-духа b транспортном средстве 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для кондиционирования воздуха транспортного средства

Изобретение относится к устройствам для кондиционирования воздуха транспортных средств, в частности кабин управления, преимущественно грузовых автомобилей

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха и может быть использовано в транспортных средствах, а также в качестве бытового кондиционера в системах подогрева и охлаждения воздуха в помещениях

Изобретение относится к оборудованию рельсовых транспортных средств

Изобретение относится к оборудованию рельсовых транспортных средств, обеспечивающему комфортные условия в пассажирских вагонах, в частности, к климатической установке для кондиционирования воздухом скоростного вагона

Изобретение относится к термоэлектрическим кондиционирующим и холодильно-морозильным устройствам, применяемым, например, на пассажирском железнодорожном и другом транспорте

Изобретение относится к устройствам теплообмена и теплопередачи

Изобретение относится к технике мокрой очистки газов от взвешенных частиц, пыли и других примесей и может быть использовано для очистки запыленного воздуха и/или отходящих производственных газов в различных отраслях промышленности
Изобретение относится к способам и устройствам для регенерации активированного угля, используемым преимущественно в устройствах для обработки воздуха в транспортных средствах, в частности в их салонах
Наверх