Зубчатый накатник для обработкицилиндрических зубчатых колес

 

Союэ Советскик

Социалистическик

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дсполнительное к авт, свид-ву— (22) Заявлено 020379 (21) 2733541/25-27 с присоединением заявки ¹â€” (51)М. Кл.

В 21 Н 5/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано15.0281. Бюллетень №

Дата опубликования описания 15.0281 (53) УДК 621. 7., S. .068(088.8) A.M. Кузнецов, В.В. Клепиков и Ю.A. Пимпов (72) Авторы изобретения

I

Завод ВТУЗ при Московском дважды ордена Лейина и*брдена

Трудового Красного Знамени автомобильйом зав ;з ---им. A.È. Лихачева (71} Заявитель (54 ) 3 :БЧАТ6!И НАКАТНИК ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ

ЗУБЧАТ61Х КОЛЕС

Изобретение относится к механиче кой обработке металлов,,а именно к устройствам для обработки зубчатых колем поверхностным пластическим деформированием металла.

Известны станки для калибровки зубьев тремя накатниками, имеющими деформирующие поверхности по всей поверхности зуба накатника (1j.

Недостатком указанного устройства является то, что во время обработки возникают значительные усилия, вызывающие прогибы зубьев, которые приводят к дефектам из-за неравномерного распределения точек приложения силы.

Наиболее близким решением иэ известных является инструмент для калибровки зубчатых колес, содержащий корпус в виде зубчатого колеса и расположенные на зубьях корпуса, деформирующие элементы, смещенные на соседних зубьях по высоте от одного зуба к другому (2).

Однако накатники имеют и существенные недостатки. В частности, изго товление заданной схемы располо>кения деформирующих элементов на накатнике ограничено возможностями зуборезного оборудования. В настоящее время такие накатники изготавливаются подобно шеверам и возможно получить лишь смещение кромок, т.е. ту или иную величину перекрытия. На этом возможность применяемых схем накатывания и ограничивается. Оптимальные схемы должны определяться в зависимости от формы и направления зубьев материала, модуля факторов. Это достигается при использовании сборного накатника. Например, при обработке косозубых цилиндрических колес прогиб и удельное давление на боковых поверхностях зубьев изменяется по

15 длине зуба. При прямозубом зацеплении линия касания зубьев происходит параллельно головке зуба по всей длине зуба. При косозубом зацеплении линия касания зубьев начинается

20 у головки зуба с одной стороны, затем нарастает по мере прохождения по длине зуба и покидает зубчатое .зацепление у ножки зуба с другой стороны. Поэтому удельное давление на боковых поверхностях головки зуба в верхней части плоскости измерения значительно выше, чем в нижней части плоскости измерения, когда головка и весь профиль находится в

ЗО зацеплении. Со стороны высокого

804146 удельного давления на боковь.х поверх ностях пластической деформации подвергаются больше материалы, чем с противоположной стороны. Кроме того, разный уровень точек приложения силы, обусловленной косой линией касания зубьев, приводит к изменению величины прогиба зубьев. Применение оптимальной схемы накатывания позволяет уменьшить или полностью устранить прогиб зубьев. Изготовление такой схемы возможно практически только 10 на сборном накатнике. Существенное значение на стабильность качественных показателей процесса накатывания и стойкость инструмента оказывает стойкость кромок зубчиков накатника, убе- 15 речь которые от смятия и выкрашивания довольно трудно. Причем выкрашивание одной из секций или кромок зубчиков накатника приведет к необходимости его полной замены. Изготовление накатников целиком из твердого сплава представляет значительные трудности и потребует больших затрат средств и времени.

Цель изобретения — обеспечение

25 улучшения качества обрабатываемых поверхностей зубчатых колес, увеличение долговечности и упрощение технологии изготовления накатника, уменьшение трудоемкости и себестоимости его изготовления, а также 30 расширение его возможиостей для применения различных схем накатывания.

Указанная цель достигается тем, что корпус накатника выполнен в виде соосно установленных несущих плас- 35 тин с торцовыми срезами на зубьях,. а деформирующие элементы выполнены в виде пластин разной толщины, установленных на торцовых срезах несущих пластин. 40

На фиг. 1 изображен сборный накатник, фронтальный вид; на фиг. 2 то же,вид в плане. Накатник состоит из несущих пластин 1 с торцовыми срезами и вставленными в них деформирующими (твердосплавными) пластинами 2, расположенными между боковыми несущими пяастинами 3, которые соединены между собой винтами 4 и 5.

Шлифование накатника производится ь сборе. В средней части твердосплав- ® ные пластины могут иметь различные дополнительные упоры, увеличивающие их жесткость. Предлагаемый накатник предусматривает расположение всех твердосплавных пластин с определен- 55 ной величиной смещения, т.е. в последовательности, необходимой для постепенного накатывания поверхности зуба колеса, что повышает качество обработки и, уменьшает усилия деформирования и себестоимость изготовления накатника. Накатник снабжен небольшим количеством несущих пластин и винтов, что упрощает его конструкцию.

Применение предлагаемых конструкций.накатников позволяет повысить стойкость накатников в 3-4 раза за счет обеспечения стойкости граней накатных профилей. В связи с уменьшением усилий накатывания, связанных с последовательным входом в работу деформирующих твердосплавных пластин, их высокой стойкостью и надежностью, повышается качество обрабатываемых поверхностей зубьев. Применение сборной конструкции позволяет легко заменить изношенные или случайно вышедшие из строя рабочие элементы. Применение твердосплавных пластин, в качестве рабочих элементов, позволяет значительно повысить

I высоту рабочих поверхностей, следовательно, и количество переточек, что также повышает стойкость накатника в 3-4 раза. Возможность изготовления твердосплавных пластин с различными рисунками íà — îðöîâûõ поверхностях позволяет значительно расширить количество применяемых схем деформирования, тем самым повысить качество обрабатываемых поверхностей зубьев, .уменьшить и оптимально распределить усилия деформиро— вания.

Формула изобретения

Зубчатый накатник для обработки цилиндрических зубчатых колес, содержащий корпус в виде. зубчатого колеса и расположенные на зубьях корпуса деформирующие элементы,смещенные на соседних зубьях по высоте от одного зуба к другому, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения качества обрабатываемых поверхностей зуба и увеличения стойкости, корпус накатника выполнен в виде соосно установленных несущих пластин с торцовыми срезами на зубьях, а деформирующие элементы выполнены в виде пластин разной толщины установленных на торцовых срезах несущих пластин.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ф 572322, кл. B 21 Н 5/02,, 74. . 2. Патент ФРГ Р 364146, кл. В 21 Н 5/02, 804146

Составитель В. Муконин

Редактор M. Погориляк Техред H. Ковалева Корректор С. Шекмар

Заказ 10758/14

Тираж ?51 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. ужгород, ул. Проектная, 4

Зубчатый накатник для обработкицилиндрических зубчатых колес Зубчатый накатник для обработкицилиндрических зубчатых колес Зубчатый накатник для обработкицилиндрических зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления и восстановления накаткой зубчатых колес с внутренними зубьями в ремонтном производстве

Изобретение относится к способу для упрочняющего накатывания нагружаемой вдоль оси нагрузки детали в проходящей примерно перпендикулярно оси нагрузки канавке, которая имеет минимальный радиус кривизны, который должен определяться в параллельном оси нагрузки поперечном сечении

Изобретение относится к металлообработке, отделочно-упрочняющей обработке крупномодульных зубчатых колес, например, тяговых редукторов подвижного состава

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в разных областях машиностроения, а именно для упрочнения различных деталей с чередующимися выступами и впадинами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к обработке материалов, в частности к изготовлению профилей накатыванием роликами

Изобретение относится к области накатки, а именно к изготовлению компонента, имеющего зубья с внутренним зацеплением в виде барабана многодисковой муфты сцепления или зубчатого колеса внутреннего зацепления

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к обработке прямозубых зубчатых колес поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к обработке прямозубых зубчатых колес поверхностным пластическим деформированием
Наверх