Способ обработки зубчатых колесшевером

 

Союз Советскик

Соцнанистическнк

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ElHlbCTOÓ (61) Дополмительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 300579 (2I) 2772195/25-08 (51)М КЛ. с присоединением заявки ЙоВ 23 F 19/06

Государственный коннтет

СССР по делан изобретений и открытий (23) Приормтет—

Опубликовано 23,02,81. Бюллетень Н9 7 (53) УДК 621. 914. .7 .04:621.833. .23 (088.8) Дата опубликования описания 230281 (72) Автор изобретения

В.О.Кургановнч (7! ) Заявитель

Омский политехнический институт (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

ШЕВЕРОМ

Изобретение относится к металлообработке, а именно к обработке зубчатых колес шевингованием.

Известен способ зубошевингования шевером, режущие кромки на зубьях которого выполнены с конструкционной подачей 5, то есть смещены от зуба к зубу на определенную величину. Величина S обычно определяется зависимостью

S =T/20, или Sz=T/2г, где Т вЂ” шаг режущей кромки, 2, 2 число зубьев шевера, или количество зубьев в группе (при разбиении общего числа зубьев шевера на прогрессирующие группы). При обработке обрабатываемое колесо и шевер образуют винтовую пару. При этом одному из элементов пары сообщают возвратно поступательное движение продольной подачи g1) .

Однако для этого способа возможна ситуация, когда величина конструкционной подачи совпадает с величиной 25 продольной подачи для некоторой группы зубьев. Тогда микрорезы, остав ленные на зубьях колеса при первом контакте с зубьями шевера, могут совпадать с микрорезами от всех после- 3Q дующих контактов, что приведет к обратному эффекту — ухудшению чистоты обрабатываемых зубьев. Описанное явление существенно сказывается и на точности профиля зубьев обрабатываемых колес, особенно в тех случаях, когда обрабатываются цилиндрические эвольвентные прямозубые колеса при углах скрещивания осей инструмента и детали меньше 5 . Так как в этом о случае скорость скольжения профилей (скорость резания) в зоне начальной окружности черезвычайно мала, то при совпадении микрореэов происходит интенсивный наклеп обрабатываемых поверхностей зубьев,. упрочнание начальной зоны контакта. При дальнейшей обработке этот участок плохо обрабатывается, режущие кромки зубьев шевера при контакте с упрочненными участками неравномерно изнашиваются и быстро эатупляются. Все перечисленные явления приводят к иска-жению профиля зубьев обрабатываемых колес и к преждевременному эатуплению шевера.

Целью предлагаемого изобретения является повышение чистоты обрабатываемой поверхности зубьев, а так806303

55 же увеличение стойкости шевера за счет эффективного использования известных прогрессивных конструкций инструментов путем согласования режимов обработки с конструкционными параметрами шевера (режущие кромки которого выполнены с наклоном и конструкционным смещением от зуба к зубу по винтовой линии, нормальной к направлению зубьев, с шагом Т) и параметрами станочного ! зацепления.

Поставленная цель достигается тем, что одному из элементов пары после каждого возвратно-поступательного движения сообщают аксиальное смещение на половину шага винтовой линии режу- 15 щих кромок.

На фиг.1 изображена схема контакта зубьев шевера и колеса при несовпадении направления продольной и конструкционной подач, íà фиг.2 — схема ф контакта зубьев шевера и колеса .при совпадении направления продольной и конструкционной подач.

При первом контакте зуба колеса 1 с шевером 2 режущие кромки 3 и 4 зуба шевера 2 с поверхности зуба колеса соскабливают микростружки и оставляют микрорезы 5 и 6, ширина которых (в первом приближении) постоянна и равна С>.

Для получения минимальной шероховатости необходимо, чтобы микрорезы, образующиеся при поворотном контакте зуба колеса 1 с зубьями шевера 7, были смещены относительно уже имеющихся на величину лз, соизмеримую, но некрат ную величине C . Условие соизмеримосS ти и некратности может быть описано аналитически

Ь =3С / (3К -1), где К+ — коэффициент, определяющий 40 соотношение влияний продольной и конструкционной подач на величину шероховатости зубьев (К =2,3,4,...).

Чем больше К, тем меньше сдвиг микрорезов и тем выше результирующая чис-45 тота поверхности, однако тем ниже производительность процесса.

При .есовпадении направлений векторов S и S целесообразно обеспечить перекрытие микрорезов 6 и 8, образую- 50 щихся от смежных режущих кромок 3 и

4 шевера, а при совпадении — микрореэов 5 и 6, оставленных одной режущей кромкой. Тогда из построений на фиг.1 имеем .

+ а на фиг. 2. (( So. =5 -St. где b@,bS — величины смещения микро резов для случаев несовпадения и совпадения направлений векторов 5(и 5 соответственно;

S, 5(— величины продольной и конструктйвной подач, отнесенные к одному обороту обрабатываемого колеса

=Sy/n, S(=Т (z +1)/Z0

Для повышения производительности обработки целесообразно начало обработки осуществлять при максимальной величине перекрытия микрорезов (при величине К, соответствующей

Х =2), то есть при наибольшей продольной подаче (для данного конкретного случая) и по мере снятия припуска снижать величину S (что соответствует увеличению К до 8-10). Целесообразен следующи((цикл обработки". первые два двойных хода при продольной подаче 5+, соответствующей Кь

=2, а следующие два хода — при S, соответствующей К =3, и так далее, с постепенным снижением скорости продольного движения колеса вдоль его оси для каждой последующей пары двойных ходов. .Реализация предлагаемого способа осуществляется на существующем серийном оборудовании при незначительной его модернизации за счет включения в магистрали гидропровода стола станка регуляторов скорости, что позволяет изменять скорость движения стола станка (а следовательно и подачи 5,(.) как при изменении направления его движения, так и после выполнения определенного числа двойных ходов.

Формула изобретения

Способ обработки зубчатых колес шевером, режущие кромки которого расположены по винтовой линии, в соответствии с которым обрабатываемое колесо и шевер образуют винтовую пару, а одному из элементов пары сообщают возвратно-поступательное движение продольной подачи, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения чистоты обработки, одному из элементов пары после каждого возвратно-поступательного движения сообщают аксиальное смещение на половину шага винтовой линии режущих кромок.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1."Авторское свидетельство СССР

Р 207674, кл. В 23 F 21/28, 1966.

806303

Фиг!

Составитель В.Слиткова

Техред С, Беда Корректор М.Демчик

Редактор В.Данко

Филиал ППП "Патент", r.Óæãàðoä, ул.Проектная,4

Заказ 123/19 Тираж 1159 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Способ обработки зубчатых колесшевером Способ обработки зубчатых колесшевером Способ обработки зубчатых колесшевером 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес, и может быть использовано для финишной обработки конических колес с прямыми и криволинейными зубьями в автомобильной, тракторной промышленности, сельскохозяйственном машиностроении, станкостроении и других отраслях машиностроения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к червячным инструментам для обработки зубчатых изделий

Изобретение относится к технологии машиностроения

Изобретение относится к области зубообработки, крупносерийному и массовому производству зубчатых колес

Изобретение относится к области технологии машиностроения, обработке резанием

Изобретение относится к области машиностроения, производству зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, к зубообработке и может быть использовано при чистовой обработке зубьев червячных колес

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке круговых или арочных зубьев цилиндрических зубчатых колес

Изобретение относится к технологии машиностроения, к зубообработке и может быть использовано для чистовой обработки зубьев червяков спироидных передач [1]

Изобретение относится к технологии машиностроения, к зубообработке, и может быть использовано при чистовой обработке зубьев прямозубых или косозубых цилиндрических колес
Наверх