Устройство для крепления лобовыхчастей обмотки ctatopa электричес-кой машины (его варианты)

 

<)ij807451

Союз Советсник

Социалистичесинк

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополиительиое к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.05.79 (21) 2769364/24-07

{51)М. Кл.

Н02 К 3/50 с присоединением заявки М—

Гееудеретеелкык KIHINTtT

CCCP ле делам кзебретенвй в еткрытвв (23) Приоритет—

Опубликовано. 23.02.81. Бюллетень М

{53) УДК 621.313. .045.8(088. 8) Дата опубликования описания 23.02.81

Б. В. Спивак, Е. Х. Глидер, B. С. Кильдишев и В. Г. Ракогон (72) Авторы изобретения (7I} Заявитель (54) УСТРОЙСТВО Ш1Я КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ

ОБМОТКИ CTATOPA ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ЕГО ВАРИАНТЫ) 1

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкциикрепления лобовых частей обмотки статора крупных электрических машин, например турбогенераторов.

Известно устрдйство для крепления ло5 бовых частей обмотки статора электричес. кой машины, содержащее обмоткодержатели с упругими элементами, крепящимися к нажимной плите статора. B качестве тй упругих элементов используются волнообразные пружинные пластины, соединенные с обмоткодержателями и обеспечивающие возможность аксимального перемещения обмоткодержателей при тепловом удлинении обмотки (11.

1$

Нецостатком такой конструкции является относительно низкая жесткость в ра— диальном направлении.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины,. содержащее установленные по окружности .обмоткодержатели с упругими элементами, имеющими выступы, соединяющиеся с нажимной плитой. В этом устройстве упругие элементы выполнены в виде плоских Г-образных trpy-, жин, установленных попарно с обеих.сторон каждого обмоткодержателя у его тор цовой стороны, обращенной к нажимной плите. Такая конструкция обеспечивает достаточную жесткость в радиальном направлении и возможность аксиального перемещения обмоткодержателей нри тепловом удлинении обмотки 2 (.

Недостатком такой конструкции является сложность технологии изготовления и сборки, особенно в турбогенераторах. вы-. сокой мощности, где для обеспечения необходимой прочности требуется увеличение количества упругих элементов, что не всегда возможно из-за отсутствия места, Цель изобретения — упрощение технол гии изготовления.

Указанная цепь достигается тем, что упругие элементы образованы обращенной к нажимной плите частью обмоткодержа3 8074 геля, имеющей прорезн, расположенные в плоскостях, перпенцнкулярньи продольной осн машнны. Кроме того, устройство может содержать отцельные упругие элемен- ты, в которых выполнены прорези, распо% ложенные в плоскостях, перпендикулярных продольной оси машины.

На фиг. 1 представлено устройство цля креплення лобовых частей обмотки статора электрической машины; на фнг.

2.- упругий элемент, образованный часстью обмоткоцержателя; на фнг. 3 — выполненный отдельно упругий элемент с

Ilpopesямне

Усрой:тво для крепления лобх 15 частей 1 обмотки 2 статора 3 электрической машины содержит установленные по окружности обмоткодержатели 4 с упругими элементамн 5. Упругие элементы нмеют выступы 6 и 7, соециняющиеся, например дри поможи болтов, с нажнмной плнтой 8. Лобовые части обмотки при помощи эластичных вязом 9, например лавсанового шнура, привязываются к обмоткддержателям, стянутым в рациальном направлении кощ цом 10. Обмоткодержатели выполняются иэ изоляционного материала с щэстаточнымн упругими свойствами. Обмоткодержатели фиксируются относительно лобовых частей кольцом 11.

В обращенной} к нажимной плите частн

l2 обмоткоцержателя выполнены в плоскостяк, перпендикулярных продольной оси машнны, прорези 13 и 14. Пцореэь 15 образуется за счет выступов В н 7 и полок 16 и 17. Количество прорезей и их размеры опрецеляются цля каждого конкретноГо случая отдельно н завнсят от величины снл, действующих на обмоткоцер. жатели, и .Йсснального перемещения обмотки относнтельно статора, Устройство для крепления лобовых частей обмоткн статора электрической машины может также содержать. отдельные упругне элементы 18. В этих элементах выполнены прорези 19,.20 и 21, расположенные в плоскостях, перпендикулярных продои ной оси машины. B атом варианте. обмоткодержатель 22 изготавливается из немагнитной стали. Крепление обмоткодержателя 23, к упругому элементу 18 осуществляется любым известным способом, например при помощи шипа 23, вхо

51 4 цящего в паз 24, выполненный и упругом элементе со стороны, обращенной к обмоткодержателю. Затем пазовое соединение скрепляется болтами.

Во время работы электрической машины обмотка 2, имеющая больший коэффициент линейного расширения, чем сталь статора, стремится сместить лобовые части 1 в аксиальном направлении. Лобовые части увы«ают за собой обмоткодержатели. Компенсация разности линейных перемещений стальной части статора н обмотки происходит за счет изгиба упругих полок 16 и 17 или 25 и 26.. При этом упругие полки обеспечивают эластичность конструкции только в аксиальном направлении, оставаясь жесткими в радиальном направлении. Эта жесткость обеспечивает надежное закрепление лобовых . частей обмотки s радиальном направлении в случае внезапных коротких замыканий, «огда на обмотку действуют повышенные радиальные сдвнгающие усилия.

Предлагаемая конструкция устройства для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины позволяет упростить технологию изготовления н сборки статора.

Формула .изобретения

1. Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора алектрической машины, содержащее установленные по ок-. ружности обмоткодержатели с упругими элементами, соединяющимися с нажимной плитой, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью .упрощения технологии изго« товления,упомянутые упругие. элементы образованы обращенной к нажимной плите частью обмоткодержarena, имеющей прорези, расположенные в плоскостях, перпендикулярных .продольной .осн машины.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью упрощения технологии изготовления, в упругих элементах выполнены прорези, расположенные в плоскостях, перпендикулярных продольной осн машины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе .

1. Авторское свнцетельство СССР

34 428499, кл. Н 02 К 3/50, 1973.

2. Патейт Франции N 2249467, кл. Н 02 К 3/46, 1975.

Устройство для крепления лобовыхчастей обмотки ctatopa электричес-кой машины (его варианты) Устройство для крепления лобовыхчастей обмотки ctatopa электричес-кой машины (его варианты) Устройство для крепления лобовыхчастей обмотки ctatopa электричес-кой машины (его варианты) Устройство для крепления лобовыхчастей обмотки ctatopa электричес-кой машины (его варианты) 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается изготовления роторов электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и крупного электромашиностроения и может быть использовано в производстве гидрогенераторов, а именно в конструкциях бандажных колец

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии электромашиностроения, в частности к контролю величин натягов горячей посадки бандажных колец роторов крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к способу фиксации проводников и катушек обмоток электрических машин и заполнения промежутков в обмотках электрических машин посредством протягивания шнуров-корделей из волокон, образующих фитиль, окруженный упругой и пропускающей пропитку оболочкой, причем распорное средство выбрано таким образом, что его толщина превышает заполняемое свободное пространство, куда оно втягивается и затем пропитывается

Изобретение относится к области электротехники, касается электрических машин и позволяет повысить надежность за счет исключения замыканий электрического тока через лобовые части обмотки и бандажные кольца

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройству для крепления концов витков статорной обмотки в динамоэлектрической машине

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в производстве крупных электрических машин с изоляцией "Монолит-4"
Наверх