Якорь электрической машины
(72) Авторы изобретения
А. Д. Глущенко и А. П. Федотов ...:. /
Ташкентский ордена Трудового Кр сного Знамени институт инженеров железнодорожного рац порта ! (2! ) Заявитель (54) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ле 523.
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например, в тяговых электродвигате- лях тепловозов.
Известна конструкция якоря электрической машины, содержащего сердечник ,из листов электротехнической стали, обмотку с обмоткодержателями, лобовые части которой закреплены бандажом, выполненным из проволоки или специ10 алькой нетканой стеклоленты 513.
Эта конструкция якоря недостаточно надежна.
Известен также якорь электрической
1$ машины, содержащий установленный на валу сердечник, обмотку с обмоткодержателем, лобовые части которой закреплены бандажом; обмоткодержатель выполнен коническим; между обмоткой и обмоткодержателем размещены разрезная прокладка и разрезная коническая втулi
Известная конструкция в сочетании с известным бандажом обладает пониженной надежностью из-за наличия замковой части у проволочного и стеклобандажа; нагревом лобовых частей обмотки под стеклобандажом из-за плохой его теплопроводности; нетехнологичности намотки. Целью изобретения является повышение надежности работы якоря электрической машины путем исключения замко. вой части в бандаже н уменьшения тепловой нагрузки лобовых частей из-за снижения нагрева бандажа вихревыми токами. Эта цель достигается тем, что в известном якоре электрической машины, содержащем установленный «а валу сердечник, обмотку с коническим обмоткодержателем, бандаж для закрепления лобовых частей, коническую разрезную втулку, размещенную между обмоткодержателем и лобовыми частям«, бан8712 Формула .изобретения 25 даж выполнен из собранных в пакет кольцевых металлических пластин, электрически изолированных одна от другой, а коническая втулка на торце имеет участок тороидальной формы. охватывающий головки лобовых частей и контактирующий с бандажом через упругий элемент. На чертеже показан якорь электрической машины. Якорь содержит сердечник 1, обмотку 2, обмоткодержатель 3, бандаж 4 из кольцевых металлических пластин, изолированных одна от другой покрытием 5, подкладку 6 из изоляционного материала, предохраняющую обмотку 2 от механического воздействия бандажа на изоляцию, разрезную втулку 7 с участком 8 тороидальной формы, контактирующую с бандажом через упругий 20 элемент 9. Якорь собирается в следующей последовательности. Кольцевые пластины бандажа 4, выштампованные предварительно из листового металла, покрываются изоляционным покрытием, например лаковым, затем одеваются на лобовые части обмотки 2, изолированные подкладкой 6. Обмотка 2 втулкой 7 поджимается к бандажу 4, а своим тороидальным участком S,через элемент 9 подпрессовывает бандаж в осевом направлении, препятствуя его аксиальным перемещениям. Элемент 9 может быть выполнен (как 35 показано на чертеже), в форме втулки с радиальными прорезями, жестко связанной с участком 8 втулки 7. В процессе работы электрической машины нагрев бандажа вихревыми тока40 ми незначителен вследствие малой толщины кольцевых пластин бандажа. Тем 78 4 самым снижается температура изоляции. лобовых частей и, следовательно, повышается долговечность работы якоря электрической машины. Бандаж посредством упругого элемента прижат к крайним зубцам сердечника, препятствуя их распушению. Применение якорей предлагаемой конструкции на тяговых электродвигателях тепловозов позволит значительно сократить выход последних из строя из-за нарушения целостности изоляции лобовых частей под действием повышенных температур и исключить размотку бандажей. Якорь электрической машины, содержащий установленный на валу сердечник, обмотку с коническим обмоткодержателем, бандаж для закрепления лобовых частей, коническую разрезную втулку, размещенную между обмоткодержателем и лобовыми частями, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, бандаж выполнен из собранных в пакет кольцевых металлических пластин, электрически изолированных одна от другой, а коническая втулка на торце имеет участок тороидальной формы, охватывающий головки лобовых частей и контактирующий с бандажом через упругий цемент. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Степанов В.P. и др. Тепловоз 2ТЭ10Л. - M. Транспорт, с. 90-95. 2. Авторское свидетельство СССР по заявке В 2750515/24-07, кл. Н 02 К 3/50, 1979. 871278 Составитель Ф. Подольская Редактор r. Петрова Техред Ж.Кастелевич Корректор С Шекмар Подписное Заказ 8452/27 Тираж" 733 ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035 .Москвад Ж 35 Ра шская наб д 4 5 Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4