Способ диагностики зубчатыхпередач и устройство для егоосуществления

 

Союа Советсиик

Сециаанктн ческий

Республик

«308896 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 270479 (21) 2784175/25-28 (51)М. Кл.з а О1 И 1З/О2

Государственный ииентет ссср вв делам нзобретеннй н етнрытнй

Опубликовано 280281. Бюллетень 8 (53) УД (б21 834 (088.3) Дата опубликования описания 280231 (72) Авторы изобретения

В.В.Бардаченко и Я.A.Kðàñòûíü

- Цр: -;.--"

/ Иа«р -,-, /

Рижский ордена груженого Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ

И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области безраз борной диагностики зубчатых передач, и может быть использовано при диагностике одно- и двухступенчатых передач, а также для диагностики первой и последней ступеней многоступенчатых редукторов.

Известен способ диагностики зубчатых передач, заключакщийся в том, что прикладывают к одному иэ валов диагностируемой передачи импульсный крутящий момент, изменяют управляющими импульсами ее величину и направление и измеряют виброакустичес- 15 кие сигналы передачи 31).

Известно устройство, реализующее указанный способ, содержащее привод, предназначенный для присоединения к валам диагностируемой передачи, 20 виброакустический преобразователь, связанный-с ним усилитель, пороговый элемент, блок управления и регистратор !2).

Недостаток известного способа за- 25 ключается в том, что диагностирование состояния передачи осуществля.ется по значениям амплитуд и длительности суммарных виброакустических импульсов, содержащих сигналы неды- Я0 агностируемых элементов передачи, снижая тем самим точность и достоверность диагноза.

Цель изобретения — повышение точности и достоверности диагностирования.

Указанная цель достигается тем, что изменяют частоту следования управляющих импульсов при постоянной их амплитуде, измеряют частоту управлякщих импульсов при заданных характеристиках виброакустических сигналов, сравнивают ее с эталонной и по результатам сравнения судят о состоянии передачи.

Кроме того, изменение частоты проводят при различных значениях амплитуды управляющих импульсов.

Такой способ может быть осуществлен устройством, отличающимся от известного тем, что оно снабжено связанным с блоком управления эадатчиком управляющих импульсов с регулируемой частотой следования, выход которого подключен к приводу и регистратору, а к усилителю последо вательно подключены пороговый элемект, блок управления и регистратор.

808896

На чертеже изображена принципиальная блок-схема устройства для осуществления предлагаемого способа.

Устройство содержит привод 1, например электродвигатель постоянного тока, выходной вал которого жестко связан с одним иэ валов диагностируемой передачи редуктора 2 с размещенным в нем виброакустическим пре-! обраэователем 3, к которому последовательно подключен усилитель 4, пороговый элемент 5, блок 6 управления и регистратор 7.

Один из выходов блока 6 управления связан с задатчиком 8 управляющих импульсов с регулируемой частотой следования импульсов, например состоящего иэ. генератора 9 биполярных импульсов тока с регулируемой частотой следования импульсов и блока 10 питания.

Выход генератор 9 подключен к приводу 1 и регистратору 7.

Диагностика зубчатых передач по данному способу осуществляется следующим образом.

На блоке 10 питания устанавливается определенное значение амплитуды.

Генератор 9 вырабатывает биполярные импульсы с этой амплитудой и заданной частотой следования, которые поступают на привод 1 и вызывают колебательное движение ротора двигателя, а также вала и шестерни первой (последней ) ступени редуктора 2.

При этом возможны.следующие варианты работы устройства.

Если колебательное движение шестерни вызывает удар ее зуба о зуб колеса, то появляется виброакустический импульс, амплитуда которого воспринимается виброакустическим преобразователем 3, сигнал от которого .усиливается усилителем 4, и при превышении порогосрабатывания порогового элемента 5 блок 6 управления вырабатывает сигнал, который и поступает на генератор 9, управляющий увеличением частоты.

Частота увеличивается до момента исчезновения ударов, при этом амплитуда сигналов, поступающих на пороговый элемент 5, не может превысить его порогового значения. Блок 6 управления прекращает выдачу сигналов иа генератор 9 и начинает вырабатывать сигналы, поступающие на регистратор 7 и обеспечивающие регистрацию значений амплитуды и частоты следования биполярных импульсов., Если колебательное движение шестерни не вызывают ударов в зацеплении, то амплитуда сигналов, поступающих на пороговый элемент 5, не превыаает пЬрога его срабатывания, и блок 6 управлейия выдает сигналы, управляющие уменьшением частоты следования биполярных импульсов с генератора 9.

Частота уменьшается до момента возникновения ударов. В этот момент сигнал, поступающий на пороговый элемент 5, превышает порог его срабатывания, и он выдает сигнал на блок 6 управления, который прекращает выдачу сигналов, регулирующих частоту следования биполярных импульсов на генератор 9.

Одновременно блок 6 управления выдает сигнал, обеспечивающий регист рацию значений амплитуды и частоты регистратором 7.

На блоке 10 питания изменяют величину амплитуды и повторяют исследование по указанной последовательнос15 ти.

-Зарегистрированные значения амплитуды и частоты следования биполярных импульсов сравнивают с эталонными и оценивают состояние передачи.

2О Проведение диагностики зубчатых передач в соответствии с предлагаемым способом позволяет исключить необходимость в проведении спектрального и временного анализа суммарных вибраакустических сигналов, содержащих сигналы от недиагностнруemzx элементов передачи„ и обеспечивает проведение автоматизированной безраэборной диагностики зазора в зацеплении первой (последней) ступени

ЗО редуктора, тем самым повышая точность и достоверность диагноза.

Формула изобретения

1 ° Способ диагностики зубчатых передач, з аключающийся в том, что прикладывают к одному из валов диагностируемой передачи импульсный кру40 тящий момент, изменяют управлякщими импульсами его величину и направление и измеряют виброакустические сигналы передачи, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повыше ния точности и достоверности диагностирования, изменяют частоту следования управлякщих импульсов при постоянной их амплитуде, измеряют частоту управляющих импульсов при заданных характеристиках виброакустических сигналов, сравнивают ее с эталонной и .по результатам сравнения судят о состоянии передачи.

2. Способ по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что изменение частоИ ты проводят при различных значениях амплитуды управлякщих импульсов.

3. Устройство для осуществления способа по пп. 1 и 2, содержащее привод, предназначенный для присоедид нения к валам диагностируемой передачи, Виброакустический преобразователь, связанный с ним усилитель, пороговый элемент, блок управления и регистратор, о т л и ч а ю щ е е 5 с я тем, что, с целью повышения.точ.

808896

Составитель Ю. Красненко

Редактор Е.Спиридонова Техред Л.Пекарь Корректор Л.Иван

Заказ 400/45 Тираж 918 Подписное

ВНИИНИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раумская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ности и достоверности диагностирования, оно снабжено связанным с бло. ком управления задатчиком управляющих импульсов с регулируемой частотой их следования, выход которого подключен к приводу и регистратору, а к усилителю последовательно подключены пороговый элемент, блок управления и регистратор.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство.СССР 9 60 1094, кл. G 01 М 13/01, 1976.

2. Павлов Б.B. Акустическая диагностика механизмов. М., "Машиностроение", 1971, с. 169-172 (прототип).

Способ диагностики зубчатыхпередач и устройство для егоосуществления Способ диагностики зубчатыхпередач и устройство для егоосуществления Способ диагностики зубчатыхпередач и устройство для егоосуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх