Волновой электродвигатель

 

(ц 8!! 432

OllHCAHME

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сонм Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.11.78 (21) 2682236/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.03.81. Бюллетень № 9 (45) Дата опубликования описания 07.03.81 (51) М. К .

Н 02К 41/06

Государственный комите (53) УДК 621.313.13 (088.8) ло долам изобретений и открытий

А. П. Габов, Б. А. Ивоботенко и В. Г. Шеми ф». фА с

1 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ВОЛНОВОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к электромеханике и может быть использовано при создании быстродействующих исполнительных электродвигателей с гибким волновым ротором. 5

Известен волновой электродвигатель, содержащий статор с обмоткой и гибкий магнитопроводящий ротор (1).

Недостатком известного волнового электродвигателя является большая жесткость гибкого ротора.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению техническим решением является волновой электродвигатель, содержащий статор с обмоткой и гибкий магнитопрово- 15 дящий ротор с выходным валом (2).

В указанном двигателе магнитопроводящий ротор выполнен в виде витой ленты, закрепленной на гибком стакане. Гибкий стакан имеет мембранную связь с выходным валом. Недостатками прототипа являются большие потери на вихревые токи из-за прохождения рабочего магнитного потока под полюсами статора поперек ленты, а также большие осевые габариты стакана, обусловленные необходимостью снижения влияния конусности оболочки при ее деформации вдоль оси. Конусность стакана (оболочки) делает неравномерной модуляцию воздушного зазора вдоль оси дви- 30 гателя, что также снижает энергетические показатели машины.

Целью изобретения является повышение энергетических и улучшение несо-габаритных показателей электродвигателя.

Указанная цель достигается тем, что в волновом электродвигателе, содержащем цилиндрический статор с обмоткой и гибкий ротор с выходным валом, гибкий ротор выполнен в виде набранного в осевом направлении пакета гофрированных шайб.

На фиг. 1 изображен описываемый волновой двигатель с гибким ротором в виде пакета гофрированных шайб, продольный разрез; на фиг. 2 — двигатель с гибким цилиндрическим зубчатым элементом, сопрягаемым по внешней поверхности пакета гофрированных шайб, продольный разрез.

В пазах цилиндрического статора с поперечной шихтовкой размещена многофазная обмотка 2. Гибкий ротор выполнен в виде пакета магнитопроводящих гофрированных шайб 3, набранных в осевом направлении. Гофрированные шайбы могут быть выполнены штамповкой, выдавливанием, сваркой из отдельных элементов, в том числе из разных, например, магнитопроводящего (внешнее коническое кольцо) и немагнитопроводящего (заделка гофрированной шайбы) материалов. Шайбы 3

3 зажаты между двумя втулками 4 и 5 и закреплены с помощью шпонки 6 на валу

7, установленном в подшипниках 8 и 9 щитов 10, 11 корпуса 12 двигателя. На внешней поверхности пакета гофрированных шайб и внутренней поверхности статора (на полюсах) нарезаны цилиндрические зубья 13. Зубья могут быть и иной формы, например, нарезаны только на внешней поверхности части пакета статора с одного внешнего торца (на чертеже не показано), В последнем случае части пакетов статора и ротора с цилиндрическими зубьями могут быть изготовлены из немагнитопроводящего материала. Поверхности обкатывания у могут быть также выполнены фрикционными.

В другой конструктивной разновидности предлагаемого волнового электродвигателя (фиг. 2) гибкий тонкостенный цилиндрический зубчатый элемент 14 охватывает по внешней, поверхности пакет гибких гофрированных шайб. Шайбы могут иметь вырезы различной формы для снижения как жесткости, так и инерционности ротора.

Для снижения инерционности ротора между шайбами может быть установлен пакет конических колец 15, набранных в осевом направлении. Гибкий элемент 14 с одного торца закреплен на валу 16 также с помощью гофрированной шайбы 17, а с другого торца связан с жестким зубчатым элементом 18. Элемент 18 прикреплен к подшипниковому щиту 19. Внутри шайб размещена распорная втулка 20. Число гофров в шайбе, может быть, в зависимости от требований, самым различным.

При работе двигателя гибкий магнитопроводящий ротор в виде гофрированных шайб 3 деформируется по двухволновой 4о схеме. Так как параметры обкатывающихся поверхиостей (числа зубьев колес) разные, то по принципу действия волновой передачи выходной вал двигателя получает медленное вращение со скоростью, равной отношению скорости вращения магнитного поля статора, деленной на передаточное отношение волновой передачи.

Предложенная конструкция двигателя с ротором в виде набора гофрированных гиоких шайб позволяет получить равномерный воздушный зазор в расточке статора, т. к. внешняя образующая ротора при работе двигателя перемещается параллельно самой себе. Основной рабочий магнитный поток двигателя проходит вдоль шихты ротора, и по этой причине снижаются потери в роторе от вихревых токов. жесткость ротора в радиальном направлении легко регулируется толщиной гофрированных шайб.

Двигатель характеризуется хорошим ис. пользованием объема и простотой конструкции при освоении массового производства гофрированных гибких магнитопроводящих шайб.

Формула изобретения

Волновой электродвигатель, содержащий цилиндрический статор с обмоткой и гибкий ротор с выходным валом, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения энергетических показателей и уменьшения осевых габаритов, гибкий ротор выполнен в виде набранного в осевом направлении пакета гофрированных шайб, например, с кольцевыми гофрами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 68211, кл. Н 02К 41/06, 1944.

2. Патент США № 3331974, кл. 310-49, 1967 (прототип) .

Редактор Б. Федотов

Составитель 3. Горник

Техред 3. Тарасова

Корректор В. Нам

Заказ 358/17 Изд. № 183 Тираж 749 Подписное

НПО «Поиск> Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Волновой электродвигатель Волновой электродвигатель Волновой электродвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическим двигателям, способным эффективно преобразовывать электрическую энергию в механическую энергию или силу, которые снимаются с силовой оси

Изобретение относится к орбитальным электромеханическим системам (ОС), т

Изобретение относится к орбитальным электромеханическим системам (ОЭС), т

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в двухскоростном электроприводе, например, подъемно-транспортных машин, стиральных машин барабанного типа, бетоновозных тележек

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике, к электродвигателям с пониженной скоростью вращения ротора

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в робототехнических установках с программным управлением, включающих электропривод с шаговым двигателем, в частности линейным или двухкоординатным, и требующих точного позиционирования исполнительного механизма

Изобретение относится к области электромеханики, преимущественно к области двухскоростного электропривода

Изобретение относится к электромеханике, преимущественно к области двухскоростного электропривода

Изобретение относится к электромеханике, преимущественно к области двухскоростного электропривода
Наверх