Роликовый образец м.с.тривайлодля испытания материалов зубчатыхпередач ha износ

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Совфтскнк

СОе4мблистич&смих

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

Ф (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 280479 (21) 2760298/25-28 (51) ® KJl с присоединением заявки N9 (23) Приоритет

G 01 М 13/02

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий

Опубликовано 230381. Бюллетень N9 11

Дата опубликования описания 230381 (53) УДК 621. 831..001.4 (088.8) (72) Автор изобретения

M. С. Тривайло (71) Заявитель

t с (/

1 (54) РОЛИКОВЫЙ ОБРАЗЕЦ М.С. ТРИВАЙЛО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ

МАТЕРИАЛОВ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ НА ИЗНОС

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании материалов зубчатых

5 передач на износ.

Известен роликовый образец.для .испытания материалЬв зубчатых передач на износ, представляющий собой диск с выполненными вдоль его оси сквозными пазах И, образующими на ободе диска зубья требуемой длины 11.

Недостаток этого образца заключается в том, что он не позволяет моде.лировать имеющие место в реальной передаче эоны многопарного зацепления, расположенные в начале и в конце каждого зуба.Цель изобретения — моделирование многопарного зацепления.

Поставленная цель достигается 20 тем, что образец снабжен выполненными идентично основному диску и соосно установленными с ним по обоим торцам дополнительными дисками таким образом, что зубья последних противоположно направлены друг к другу и перекрывают по длине зубья основного диска.

Кроме того, он снабжен размещенными между торцами дисков прокладками 30 в виде шайб с сегментным срезом,— обращенным к зубьям.

На чертеже схематически изображен предлагаемый роликовый образец.

При моделировании двухпарного зацепления роликовый образец состоит из основного диска 1 и расположенных у его торцов изготовленных иэ того же материала дополнительных дисков

2 и 3. На ободе основного диска 1 расположены зубья 4 (на чертеже показан один зуб), на дополнительном диске 2 - зубья 5, на дополнительном диске 3 — зубья 6. Зубья на основном диске 1 образованы сквозными пазами

7, длины которых "а-б" на ободе превышают (или равны) длину зуба 4, равную "а-с". Диски 2 и 3 имеют одинаковые с диском 1 размеры и форму, т.е. диски 1-3 полностью идентичны.

Дополнительные диски 2 и 3 развернуты зубьями 5 и 6 навстречу друг другу, один из которых, например диск

6, перекрывает частично зуб 4 основного диска 1 в.области головки в пре. делах угла а(„ зуб 5 диска 2 перекрывает зуб 4 диска 1 в области ножки в пределах углами(3. Области 0с 1 и 0( образуют для зуба 4 участки двухпарного зацепления, расположенные у

815558 его головки и ножки, а область otal образует зону однопарного зацепления.

Протяженность отмеченных областей и их количество выбирается в зависимости от параметров моделируемой передачи. Сечение зубьев 4-6 соответствует сечению зубьев исследуемой передачи. Основной диск 1 и дополнительные диски 2 и 3 соединены между собой штифтами 8, которые обеспечи-, вают требуемую фиксацию дисков и установку в требуемом положении тонких прокладок 9 в виде шайб из фольги или другого листового материала, срезанных в области расположения зубьев, например, цо линии "К". Прокладки 9 исключают трение зубьев 15

4-6 при их деформации под нагрузкой (торцовое трение между зубьями).

Роликовый образец прижимается к цельному цилиндрическому ролику 10, ширина которого больше суммарной щ ширины дисков 1-3.

Испытание на износ осуществляется следующим образом.

При вращении ролика 10 против часовой стрелки на зубе 4 основного диска 1 вначале в пределах угла 0 1 воспроизводится эона двухпарного зацепления на его головке, затем s пределах угла o(> воспроизводится зона двухпарного зацепления на его ножке, поскольку в первой и последней зонах нагрузка воспринимается двумя зубьями 4,6 и 4,5 соответственно. В зонах р, имитируется износ при нормальных контактных напряжениях и на,пряжениях изгиба с учетом влияний перекрытия зубьев, а в зоне М4 имитируется износ только при нормальных контактных напряжениях.

Сравнивая износ в различных зонах, представляется возможным выявить наи- ф) более опасные: износы и разработать мероприятия по совершенствованию зубчатых передач или методов их ра< чета на долговечность.

Увеличением. количества дополнительных дисков можно моделировать зацеппение большее,чем двухпарное. ,Износ образца измеряется любым йэ известных методов, например методом искусственных баз.

Такая конструкция роликового образца обеспечивает образование требуемых эон перекрытия IIQ длине зуба и, тем самым, позволяет моделировать многопарное зацепление при испытаниях материалов зубчатых передач на износ.

Формула изобретения

1. Роликовый образец для испытания материалов зубчатых передач на износ, представлякщий собой диск с выполненными вдоль его оси сквозными пазами, образующими на ободе ди=ка зубья требуемой длины, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью моделирования многопарного зацепления, он снабжен выполненными идентично основному диску и соосно установленными с ним по обоим торцам дополнительными дисками таким образом, что зубья последних противоположно направлены друг к другу и перекрывают по длине зубья основного иска.

2. Образец по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что он снабжен размещенными между торцами дисков прокладками в виде шайб с сегментным срезом, обращенным к зубьям.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 313125, кл. G 01 М 13/02, 1969 (прототип).

815558

Составитель Ю. Крайненко

Техред Л.П. карь, Корректор Б. РО16ко

Редактор О. Малец

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 1022/70 Тираж 9(7 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва,%-35, Раушская наб., д. 4/5

Роликовый образец м.с.тривайлодля испытания материалов зубчатыхпередач ha износ Роликовый образец м.с.тривайлодля испытания материалов зубчатыхпередач ha износ Роликовый образец м.с.тривайлодля испытания материалов зубчатыхпередач ha износ 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх