Асинхронный электродвигатель

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соаетскик

Социалистические

Республик 11, 817875 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.05.79 (21) 2763029/24-07 с присоединением заявки № 2796150/24-07 (23) Приоритет— (5l) М. Кл.з

Н 02 К 9/04

Гееудерствеииый комитет

Опубликовано 30.03.81. Бюллетень №!2

Дата опубликования описания 05.04.81

IN делам иэобретеиий и открытий (53) УДК 621.313..713 (088.8) (72) Автор изобретения

И. В. Бочкарев (У1) Заявитель

Фрунзенский политехнический инс (54) АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к электрическим машинам и может быть использовано для привода различных исполнительных механизмов.

Известны конструкции асинхронных электродвигателей, состоящие из статора с обмотками, рабочего ротора в виде, полого стакана и расположенного внутри него вспомогательного ферромагнитного ротора.

Оба ротора вращаются независимо в отдельных подшипниках. Вспомогательный ротор является внутренним магнитопроводом и служит одновременно для охлаждения электродвигателя (1) .

Недостатком известных двухроторных асинхронных электродвигателей является низкая эффективность охлаждения, особенно подшипников вспомогательного ротора.

Тем самым, надежность и срок службы указанных электродвигателей низкие.

Известна конструкция асинхронного электродвигателя, в которой вспомогательный ротор является внутренним магнитопроводом и вентилятором. Вспомогательный ферромагнитный ротор, размещенный внутри полого рабочего ротора, имеет аксиальные наклонные каналы и при вращении охлаждает электродвигатель по принципу центробежного вентилятора. Охлаждающий воздух из вспомогательного ротора проходит через отверстия в торцевых стенках рабочего ротора (2) .

Недостатком конструкции является низкая эффективность охлаждения электродвигателя в целом и полное отсутствие охлаждения подшипников вспомогательного ротора.

Цель изобретения — повышение надежто ности и срока службы электродвигателя за счет повышения эффективности охлаждения.

Поставленная цель достигается тем, что на внутренней поверхности вспомогательного ротора выполнены профилированные вентиляционные лопатки. расположенные под углом к плоскости вращения, а торцевые вентиляционные отверстия рабочего ротора выполнены также под углом к плоскости вращения.

При этом асинхронный двухроторный

2о электродвигатель, может иметь на внутренней поверхности вспомогательного ротора с двух сторон профилированные наклонные вентиляционные лопатки, ориентированные таким образом, что создаваемые ими пото817875 ки охлаждающего воздуха направлены встречно, и вентиляционные отверстия и воздухонаправляющую диафрагму в центральной части вспомогательного ротора.

На фиг. 1 изображен предлагаемый электродвигатель, общий вид в разрезе; на фиг. 2 — вариант электродвигателя с двух сторонним расположением лопаток.

Статор 1 с обмотками 2 запрессован в корпус 3. Рабочий ротор 4, выполненный в виде полого стакана, закреплен на валу 5 и имеет в торцовой части вентиляционные отверстия 6, расположенные под углом к плоскости вращения. Вал 5 вращается в подшипниках 7 и 8. Вспомогательный ферромагнитный ротор 9 установлен на подшипниках 10 и 11 и фиксируется на цилиндрической части подшипникового щита 12 при помощи пружинной шайбы 13 и самоконтрящейся упругой гайки 14. На вспомогательном роторе закреплен центробежный вентилятор 15. В подшипниковых щитах 12 и 16 сделаны вентиляционные окна 17 и 18.

Профилированные вентиляционные лопатки 19 выполнены на полой цилиндрической втулке 20, запрессованной во внутреннюю полость вспомогательного ротора 9, и ориентированы под углом к плоскости вращения.

Толщина стенки вспомогательного ротора 9 под втулкой 20 равна двойной толщине скинслоя, соответствующей установившемуся значению скольжения вспомогательного ротора 9 при номинальном напряжении и синхронной частоте вращения рабочего ротора 4.

Электродвигатель предлагаемой конструкции работает следующим образом.

При подаче напряжения на обмотки 2 статора 1 рабочий ротор 4 и вспомогательный ротор 9 начинают вращаться. Поскольку вентиляционные лопатки 19 расположены под углом к плоскости вращения, то вспомогательный ротор 9 тянет на себя воздух, несколько закручивая его и перемещая вдоль оси по принципу осевого вентилятора. Воздух поступает во внутреннюю полость вспомогательного ротора 9 через вентиляционные отверстия 6, причем, поскольку последние расположены под углом к плоскости вращения, при вращении рабочего ротора на охлаждающий воздух действуют дополнительные динамические и центробежные усилия, направленные согласно с основным, развиваемым за счет вентиляционных лопаток 19 и центробежного вентилятора 15.

Направление потока воздуха показано на чертеже стрелками. Охлаждающий воздух засасывается в вентиляционные окна 17, проходит через вентиляционные отверстия 6, через внутреннюю полость вспомогательного ротора 9 и выбрасывается центробежным вентилятором 15 в вентиляционные окна 18, смывая на своем пути все нагревающиеся части электродвигателя. Интенсивное охлаждение обеспечивается и при работе рабочего ротора 4 на упор.

4

В другом варианте электродвигателя статор 21 с обмотками 22 запрессован в корпус 23. Рабочий полый ротор 24 закреплен на валу 25 и имеет вентиляционные отверстия 26 — 28. Вал 25 установлен на подшипниках 29 и 30. Вспомогательный ферромагнитный моноблочный ротор 31 установлен на подшипниках 32 и 33 и имеет в центральной части вентиляционные отверстия 34. Подшипниковые опоры 35 выполнены на втулке 36. Профилированные вентиляционные лопатки 37 и 38 выполнены на полых цилиндрических втулках 39 и 40, запрессованных во внутреннюю полость вспомогательного ротора 31 с обоих концов, и ориентированы под углом к плоскости вращения таким образом, что создаваемые ими при вращении вспомогательного ротора 31 потоки охлаждающего воздуха направлены в противоположные стороны. В центральной части внутренней полости вспомогательного ротора 31 под вентиляционными отверстиями 34 запрессована воздухонаправляющая диафрагма 41. Статор 21 имеет радиальные вентиляционные каналы 42, а на внутренней поверхности корпуса 23 выполнены аксиальные ребра, обеспечивающие между статором и корпусом вентиляционные каналы 43.

В подшипниковых щитах 44 и 45 выполнены вентиляционные окна 46 и 47. На внутренней поверхности подшипниковых щитов 44 и 45 закреплены диафрагмы 48 и 49. В корпусе 23 выполнены вентиляционные окна 50 и 51.

Электродвигатель предлагаемой конструкции и работает следующим образом.

При подаче напряжения на обмотки 22 статора 1 рабочий ротор 24 и вспомогательный ротор 31 начинают вращаться. Поскольку профилированные вентиляционные лопатки расположены под углом, то вспомогательный ротор 31 перемещает охлаждающий воздух вдоль оси по принципу осевого вентилятора. Воздух поступает во внутреннюю полость вспомогательного ротора 31 с обоих сторон через вентиляционные окна 46 и 47 и вентиляционные отверстия 34, направляется диафрагмой 41 в вентиляционные отверстия 34, проходит через сквозные пазы и вентиляционные каналы 42 и 43 и выбрасывается в вентиляционные окна 46 и 47.

Направление воздуха показано на фиг. 2 стрелками. Диафрагмы служат для дифференцирования входящего и выходящего воздушных потоков. При изменении направления вращения электродвигателя направления воздушных потоков изменяется соответственно на противоположные. Интенсивное охлаждение обеспечивается и при работе рабочего ротора на упор.

Достоинством предлагаемого электродвигателя является то, что в нем обеспечивается интенсивное охлаждение при любых ре817875 жимах работы рабочего ротора, в том числе и при работе его на упор. Наличие профилированных вентиляционных лопаток на внутренней поверхности вспомогательного ротора и наклонных вентиляционных отверстий в торцевой части рабочего ротора обеспечивает интенсивное аксиальное перемещение хладоагента. 3а счет того, что толщина стенки вспомогательного ротора под вентиляционными лопатками равна двойной толщине скин-слоя, обеспечиваются максимальная высота этих лопаток и минимальное аэродинамическое сопротивление внутренней полости вспомогателного ротора, при этом сохраняются интегральные параметры вспомогательного ротора. Тем самым, тепловой режим работы подшипников вспомогательного ротора и электродвигателя в целом значительно улучшается. Фиксация вспомогательного ротора на цилиндрической части подшипникового щита при помощи пружинной шайбы и самоконтрящейся упругой гайки предотвращает его осевые перемещения при одновременном обеспечении возможности теплового расширения. Поскольку вспомогательный ротор механически не связан с валом рабочего ротора, то осевые и радиальные усилия, действующие на него, не влияют на напряжение трогания и электромеханическую постоянную времени рабочего ротора. Наличие воздухонаправляющих диафрагм, вентиляционных отверстий в обоих роторах и вентиляцйонных каналов в статоре обеспечивает интенсивное аксиально- зо радиальное перемещение охлаждающего воздуха. Кроме того, наличие сквозных вентиляционных пазов в рабочем роторе уменьшает его момент инерции, тем самым уменьшается напряжение трогания и электромеханическая постоянная времени. В результате перечисленных качеств повышается надежность и срок службы предлагаемого электродвигателя при высоких выходных показателях и расширяется область его применения.

Формула изобретения

1. Асинхронный электродвигатель, содержащий статор с сердечником и обмоткой, рабочий полый ротор с торцовыми вентиляционными отверстиями, вспомогателный ротор, расположенный на подшипниках во внутренней полости рабочего ротора, и центробежный вентилятор, закрепленный. на вспомогательном роторе, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем повышения эффективности охлаждения, на внутренней поверхности вспомогательного ротора установлены с. наклоном профилированные вентиляционные лопатки.

2.. Электродвигатель по п. 1, отличающийся тем, что торцовые вентиляционные отверстия рабочего ротора выполнены наклонными.

3. Электродвигатель по п. 1, отличающийся тем, что профилированные вентиляционные лопатки расположены в торцовых частях вспомогательного ротора с возможностью подачи охлаждающего воздуха в противоположные направления, а сердечник статора, полый рабочий и вспомогательный роторы имеют радиальные вентиляционные каналы.

4. Электродвигатель по п. 1, отличающийся тем, что во внутренней полости вспомогательного ротора установлена воздухонаправляющая диафрагма.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Патент Голландии № 103835, кл. Н 02 К, 1963.

2. Патент ГДР № 18393, кл. 21 d 55/01, 1960.

12

16 17

Фиг. 1

31 24 за

39 42 32 24 4

Физ. 2

Составитель Л. Карцева

Редактор Н. Кузнецова Техред А. Бойкас Корректор С. Щомак

Заказ 933/73 Тираж 730 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Асинхронный электродвигатель Асинхронный электродвигатель Асинхронный электродвигатель Асинхронный электродвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей электрической машины, увеличить ее коэффициент полезного действия путем снижения потерь на вентиляцию

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры электрических машин, например тяговых электрических машин локомотивов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам и средствам охлаждения асинхронных электрических машин с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей способа охлаждения вращающейся электрической машины с воздушным охлаждением и открытым охлаждающим контуром, в которой отфильтрованный механическим путем атмосферный воздух попадает через установленные по обеим сторонам вала ротора вентиляторы посредством охлаждающих каналов в статор, ротор и воздушный зазор машины, а затем снова отдается в атмосферу

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электротехнике, в частности к особенностям конструктивного выполнения автомобильных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к автоматическим системам контроля и регулирования температуры, а также защиты от перегрева электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов
Наверх