Электронный шахматный тренажер-информатор

 

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ЕТИЗЬСТВУ нц820867 (6l ) Дополнитвйьное к авт. саид-ву (22) 3аявлено 16. 04. 79 (21) 2754781/28-12 р )м. к,. с присоединением заявки 89

A 63 F 3/02

Государственный «омнтет

СССР по дмам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 150481. Бюллетень Н9 14 (53) УДК 685,841 (088 ° 8) Дата опубЛикования описания 15. 04 ° 81 (72) Автор изобретения

В. Н. Елсуков (71) За явитель

C (54) ЭЛЕКТРОННЫИ ШАХМАТНЫЙ ТРЕНАЖЕР-ИНФОРМАЧ. ОР --».

Изобретение относится к шахматныи играм и может быть использовано как

- при демонстрации шахматной партии, так и при самостоятельной и групповой подготовке.

Известен электронный шахматный тренажер-информатор, содержащий блок выбора режимов работы, блок памяти и демонстрационное табло P1g .

Недостатком известного устройства является то, что оно позволяет.про-. изводить запись шахматной партии без комментария в процессе игры и без воэможности возврата в промежуточные положения, что значительно сужает фуйкциональные возможности устройства.

Цель изобретения. — расширение функциональных возможностей устройства.

Указ анная цель достигается тем, что он содержит блок управления, блок оперативной памяти, блок логики, дешифратор и,пульт управления. При этом первый выход блока выбора режимов непосредственно, а второй - через блок управления и блок памяти подсоединены ко вхо-. дам блока логики, первый выход которого через блок оперативной памяти" подключен ко входу блока выбора режимов работы и первому входу блока управления, а второй выход блока логики через дешифратор подключен ко входу демонстрационного табло, причем первый выход пульта управления непосредственно, а второй— через блок логики и блок памяти подключены к соответствующим входам блока управления, выход которого подсоединен ко входам блока оперативной памяти, блока логики и дешифратора.

На фиг.1 представлена блок-схема тренажера; на фиг.2 - демонстрацион ное табло и пульт управления, внешний вид.

Тренажер содержит блок 1 выбора режимов работы, демонстрационное табло 2, блок 3 управления, связанный с блоком 4 оперативной памяти и блок 5 памяти, .каждЬтй иэ кото рых подключен ко входам блока 6 логики, к третьему входу которого подключейы пульт 7 управления, а выходы блока 6 логики подсоединены через дешифратор 8 к демонстрационному табло 8.

Выходы блока 1 выбора режимов работы подключены к блоку 3 управле820867 ния s блоку 6 логики, а выход блока

3 управления подключен к соответствующим входам блоков 4 оперативной памяти, блока 6 логики, блока 5 памяти и дешифратора 8. Один из выходов пульта 7 управления через блок 6 логики и блок 5 памяти, а второй выход непосредственно подключены ко входам 3 блока управления ° Пульт 7 управления, дешифратор 8 и демонстрационное табло 2, конструктивно выполнены в одном корпусе. Основой демонстрационного табло 2 являются шестьдесят четыре газоразрядные лампы 9 с символами шахматных фигур 10. (Предполагается новое исполнение ламп типа HH-18). Лицевая па- 15 нель 11. демонстрационного табло содержит иэображение шахматного поля

12 с окнами 13, в которых размещены лампы 9. В каждой клетке шахматного поля 12 расположена кнопка 14 20 передвижения фигур, а на панели 11 расположены кнопки 15 — установки фигур и лампы 16, высвечивания харак-.åðHñòèêè позиций и хода при рассмотрению партии. Кнопки 17 предназначены для запоминания и восстановления двух интересующихся партий или по зиций. Лампы 18 индуцируют начало и. конец анализа позиции. Тумблер 19 предназначен для исключения при проигрывании партии анализа позиции.

Тумблер 20 включает память при проигры ванин партии на демонстрационном табло.Кнопка 21 предназначена для повторяющейся демонстрации очередного хода, а кнопка 22 — для индикации предыдущей позиции. Кнопка 23 предназначена для возврата к исходному состоянию на демонстрационном табло, с которого при нажатии кнопки 21 устанавливается исходная позиция од- 40 ной из партий, хранящихся в блоке оперативной памяти.

Электронный тренажер работает в следующих режимах, определяемых положением переключателя режимов работы 45 блока на блок 1 выбора режимов работы: занесение информации с пульта управления в оперативное запоминающее устройство; подготовка магнитной ленты; поиск конца партии на маг- нитной ленте; запись на магнитную ленту; чтение с магнитной ленты; тренировка.

Запись партий и тренировка производится следующим образом.

Тексты партий заносятся как с пульта выбора режимов 1 так и с пот мощью кнопок 14 и 15. При нажатии одной иэ кнопок 14 производится обращение к блоку оперативной 4 памяти, при этом высвечивание на демонстрационном табло 2 фигуры, находящейся в данной клетке шахматного поля 12 прекращается.При нажатии любой другой.из кнопок 14, содержимое блока 5 памяти заносится в 65

4 блок 4 памяти по адресу, соответствующему адресу клетки, в которой находится кнопка 14, и в поле данной клетки начинает высвечиваться фигура, код которой хранился в блоке

5 памяти. Таким образом, попарное нажатие кнопок 14 позволяет передвигать фигуры. Нажатием кнопок 15 устанавливаются фигуры в соответствии с позицией, интересующей обучаемого. Нажатием -(если фигура белая)или ненажатием (если фигура черная)кнопки "БЕЛ" устанавливается цвет фигуры. Для черной фигуры будет высвечиваться только ее контур, для белой — вся площадь, ограниченная контуром. Нажатием одной из шести кнопок 15 определяется наименование фигуры и занесение в блок 5 памяти.

При последующем нажатии одной нз кнопок 14 содержимое блока памяти заносится в блок 4 оперативной памяти, по адресу соответствующему адресу клетки шахматного поля, в котором располагается кнопка, при этом начинает светиться изображение фигуры.

В процессе записи с блока выбора режимов работы для обозначения характеристик позиций в блок оперативной памяти 4 заносится код, характеризующий условное обозначение каждой из позиций. В процессе игры . лампы 16 позволяют высвечивать характеристику позиции или хода:

? — слабый ход, ! -. хороший ход, ?? — грубая ошибка, ?! — рискованный, сомнительный ход, !! — очень хороший (краснвый) ход, (Л вЂ” любой ход, Х вЂ” конец партии с выигрышем стороны, сделавшей последний ход, + — шах, позиция белых лучше, + — позиция белых несколько предпочтительнее, Ч - - позиция черных лучше, + — позиция черных несколько предпочтительнее. — равная позиция.

Электронный шахматный тренажер-информатор позволяет экономить время на установку и передвижение фигур, на установку позиций в соответствии с записью, на возвращение к исходной или промежуточной позиции, на отыскание и проигрывание интересуемых обучаемого партий, способствует эффективному освоению шахматной игры.

Формула изобретения

Электронный шахматный тренажеринформатор, содержащий блок выбора режимов работы, блок памяти и демонстрационное табло, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью рас820867

Фиг.2

ВНИИПИ Заказ 1571/10 Ти 5аж 417 Подписное

Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ширения демонстрационных воэможностей он содержит блок управления, блок оперативной памяти, блок логики, дешифратор и пульт управления, при этом первый выход блока выбора режимов непосредственно, а второй - че.рез блок управления и блок памяти подсоединены ко входам блока логики, первый выход которого через блок оперативной памяти подключен ко входу блока выбора режимов работы и первому входу блока управления, а второй выход блока-логики через дешифратор подключен ко входу демонстрационного табло, причем. первый выход пульта управления -непосредственно, а второй — через блок логики и блок памяти подключены к соответствующим входам блока управления, выход которого подсоединен ко входам блока оперативной памяти, блс ка логики и дешифратора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство CC(:Г

Р 3500803, кл. Л 63 t= 3/02, 1976.

Электронный шахматный тренажер-информатор Электронный шахматный тренажер-информатор Электронный шахматный тренажер-информатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к настольным играм

Изобретение относится к культурно-массовым товарам, в частности к настольным интеллектуальным играм

Изобретение относится к культурно-массовым товарам, в частности к настольным интеллектуальным играм

Изобретение относится к настольным играм и может быть использовано для игры в пространственные шахматы

Изобретение относится к настольным играм

Изобретение относится к настольным играм для двух игроков и может найти применение в организации отдыха, развлечений и соревнований для детей и взрослых
Наверх