Патент ссср 825606
Союз Советскик
Социалистических
Республик р>825606 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 110779 (21) 2813835/28-13 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 300481.. Бюллетень ¹ 16 (51)М. (л.
С 11.В 1/10
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (53) УДК бб5.1. .034(088.8) Дата опубликования описания 300481 (72) Авторы изобретения
1 л 1
; i
В. Е. Овчаренко, Э. О. Вернер, И. Э. Кушнир и Т. В. Галимон (71) Заявители
Винницкий масложиркомбинат и Харьковский политехнический институт им. В. И. Ленина (54) СПОСОБ РЕКУПЕРАЦИИ ЭКСТРАКЦИОННОГО
БЕНЗИHA ИЗ ПАРОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ
Изобретение относится к производству растительных масел экстракционным способом в пищевой промышленности, в частности к способам рекуперации экстракционного бензина из паровоздушной смеси,и может быть использовано на маслоэкстракционных заво-: дах.
Способы рекуперации экстракционного бензина обычно основаны.на конденсации охлаждением, поглощении жидким адсорбентом и поглощении твердым абсорбентом, а также на комбинации конденсации охлаждением и поглощением твердым абсорбентом. 15
Наиболее близким к предлагаемому является способ рекуперации экстракционного бензина из паровоздушной смеси путем смешивания ее с жидкими хладагентами в три стадии, на первой из которых в качестве хладагента используют воду с обеспечением последовательного снижения температуры смеси.
При этом вода имеет температуру
15-20 С а рассол, исполвзуемы на
1 о последующих стадиях, 10-15 С f1) .
Недостатками способа, основанного на конденсации трехступенчатым охлаж.дением при смешивании паровоздушной смеси с водой, охлаждении в поверхностном охладителе и смешивании с рассолом, являются высокие затраты на рекуперацию, связанные с расходом воды либо расходом рассола, часть которого при разбавлении конденсируемой водой удаляется в канализацию, либо расходом пара на упаривание разбавленного рассола, а также недостаточной надежностью работы установки при реализации способа, связанной с намораживанием влаги на трубках поверхностного охладителя.
Цель изобретения — удешевление и упрощение процесса, а также предотвращение намораживания воды на рабочих поверхностях охладитепя.
Поставленная цель достигается тем, что в способе рекуперации экстракционного бензина из паровоздушной смеси путем смешивания ее с жидким хладагентом в три стадии, на первой из которых в качестве хладагента используют воду с обеспечением последовательно снижения температуры смеси, на второй и третьей стадиях в качестве хладагента используют бено зин с температурой минус 12-15 С, при этом на второй стадии паровоздушную смесь охлаждают до 0-4 С. На первую о
825606 стадию охлаждения целесообразно подавать воду с температурой 3-5 С.
Новые приемы способа,а именно конденсация путем смешивания паровоздушной смеси с охлажденным бензином, и охлаждение паровоздушной смеси до С4 С, являются существенными, потому что бензин служит одновременно и хладагентом и жидким абсорбентом, причем таким, иэ которого не требуется выделять абсорбированный из паВ ровоэдушной смеси бензин. Охлаждение паровоэдушной смеси до 0-4 С
-позволяет вывести из нее максимальное количество влаги в капельножидком состоянии, что повышает надежность ре": алиэации способа, исключая намораживание влаги на поверхностях аппарата для контактирования смеси с хладагентом, Конденсация путем смешивания паровоздушной смеси с охлажденным бензином способствует тому, что из бензина хладагента и жидкого абсор- . бента влага при рациональной низкой температуре может быть отделена отстаиванием в отличие от рассола, который, абсорбируя влагу,, разбавляется ею. При малом содержании влаги в паровоэдушной смеси, выходящей с второй ступени и поступающей на смешивание в третью ступень, влага будет сконденсирована и выморожена.в мелкокристаллическом состоянии, что исключает намораживание ее на поверхностях аппарата.
На чертеже приведена схема установки для осуществления способа.
Способ осуществляют следующим образом.
Паровоздушная смесь от всех аппаратов экстракционного цеха с температурой 40-45 С поступает в конценсатор 1 смешения первой ступени.
Предназначенная для .подачи в него вода с температурой 27-29 С проходит через поверхностный охладитель,2, где рассолом (раствор СаС1, ) охлаждается до 3-5 C. Введенная s конденсатор 1 вода смешивается в ием с ааровоздушной смесью в противотоке и вместе с сконденсированным бензином через нижний трубопровод с гидравлическим затвором отводится на водоотделитель
Охлажденная в конденсаторе 1 до
7-10 С паровоэдушная смесь по верхнему трубопроводу поступает в конденсатор 3 второй ступени, где в противотоке смешивается с охлажденным до минус 12-15 С бензином. Бензин, подаваемый и сконденсированный, собирается в нижней части конденсатора 3 в цилиндрическом отстойнике где от бензина отделяется вода и выводится вместе с избытком бензина на водоотделитель.
Выходящая из конденсатора 3 по верхнему трубопроводу паровоздушная смесь, охлажденная до 0-4 С. пост о
< пает в конденсатор 4 смешения третьей ступени, где в противотоке смешивается с охлажденным до минус 1215 С бензином. Бензин вместе с мелкими кристаллами влаги собирается в
5 нижней части конденсатора 4 в цилиндрическом отстойнике, куда поступает избыток отстоявшегося бензина иэ отстойника конденсатора 3.
Из отстойника конденсатора 4 бензин насосом 5 подают в поверхностный охладитель 6, где бензин охлаждается до минус 12-15 С,а затем бензин распределяют в конденсаторы 3 и 4. Из отстойника конденсатора 3 основная часть бензина перетекает в отстойник конденсатора 4, общий избыток бензина из которого вытекает по нижнему трубопроводу с гидравлическим затвором на водоотделитель. Так как нижний трубопровод с гидравлическим затвором не
20 теплоизолирован, то содержащиеся в бензине осевшие мелкие кристаллы влаги расплавляются. и вода вытекает на водоотделитель. Паровоэдушная смесь из конденсатора 4, имеющая э5 температуру минус 10-12 С и содержащая минимальное количество паров. бензина, отсасывается паровым ажектором 7 и вместе с паром удаляется в атмосферу.
30 Пример 1. Паровоэдушная смесь от всех аппаратов экстракционного цеха с .температурой 41 С поступает в конденсатор 1 смешения первой ступени, предназначенный для подачи в него воды с температу,.ой 27ОС, проходит через поверхностный охладитель 2, где рассолом (раствор СаС1 ) охлаждается до 5 C. Введенная в конденсатор 1 вода в противотоке смешивается в паровоздушной смесью, об40 раэовавшаяся водно-бензиновая смесь через трубопровод с гидравлическим затвором отводится на водоотделитель.
Несконденсировавшаяся газовая смесь воздуха и паров бензина при
45 10 С поступает в .конденсатор 3 смеь шения второй ступени, где смешивается в противотоке с охлажденным до минус 12 С бензином. Бензин, подаваемый и сконденсированный, собирается в нижней части конденсатора
3, после отделения бензина смесь воды с бензином далее поступает на водоотделитель.
Паровоздушная смесь, выходящая из конденоатора 3 по верхнему трубопроводу при 4ОС, поступает в конденсатор 4 третьей ступени, где в противотоке смешивается с охлажденным до минус 12ОС бензином. Бензин вместе с мелкими кристалликами влаги
60 собирается в нижней части конденсатора 4 в цилиндрическом отстойнике, куда поступает избыток отстоявшегося бензина из отстойника конденсатора
3. Иэ отстойника конденсатора 4
65 бензин насосом 5 подают:в поверхност825606 ный охладитель 6, где бензин охлаждается до минус 12 С, после чего бензин распределяют в конденсаторы
3 и 4. Общий избыток переохлажденного бензина с кристалликами влаги по нижнему трубопроводу с гидравлическим затвором попадает на водоот-. делитель. Паровоздушная смесь из конденсатора 4, имеющая температуру около минус 10 С, в которой количество паров бензина введено до минимума (следы), отсасывается паровым эжектором 7 и вместе с паром удаляется в атмосферу.
Пример 2. Паровоздушная смесь от всех аппаратов экстракцион о ного цеха с температурой 48 С поступает в конденсатор. 1 смешения первой ступени. Предназначенная для подачи в него вода с температурой 19 С проходит через поверхностный охладитель
2, где рассолом охлаждается до З С.
Введенная в конденсатор 1 вода в противотоке смешивается в нем с паровоздушной смесью, а образовавшаяся водно-бензиновая смесь отводится через гидравлический затвор на водоотделитель. Иесконденсировавшаяся смесь при
7 С поступает в конденсатор 3 смешения второй ступени, где.смешивается в противотоке с охлажденным до минус
15 С бензином. Бензин, подаваемый и сконденсированный, собирается в нижней части конденсатора 3, а после отделения бензина смесь воды с бен=.. вином направляется на водоотделитель.
Паровоздушная смесь, выходящая из. конденсатора 3 при О С поступает в конденсатор 4 третьей ступени, где в противотоке смешивается с охлажденным до минус 15 С бензином. Бензин вместе с мелкими кристалликами влаги собирается в нижней части конденсатора 4 в цилиндрическом отстойнике, куда поступает избыток отстоявшегося бензина из отстойника конденсатора 3.
Из отстойника конденсатора 4 бензин насосом 5 подают в поверхностный охладитель 6, где бензин охлаждается до минус 15 С, после чего бензин распределяют в конденсаторы 3 и 4.
Общий избыток переохлажденного бензина с кристалликами влаги по нижнему трубопроводу с гидравлическим затвором попадает на водоотделитель.
Паровоздушная смесь из конденсатора
4, имеющая температуру минус 12 С, о в которОй паров бензина практически нет (следы), отсасывается паровым эжектором 7 и вместе с паром удаляется в атмосферу.
Технико-экономическая эффективность предлагаемого способа рекуперации экстракционного бензина состоит в снижении расхода воды на первой ступени охлаждения, расходов на приготовление рассола (СаС 1 ) нужной концентрации путем слива части
его в канализацию и добавки сухой соли или путем упаривания рассола.
Способ рекуперации экстракционного бензина улучшает условия труда в экстракционном цехе, уменьшает выбросы в окружающую среду, позволя20 ет удешевить и упростить процесс.
Формула изобретения
75 1- Способ рекуперации экстракционного бензина из паровоздушной смеси путем смешивания ее с жидкими хладагентами в три стадии, иа первой из которых в качестве хладдгента используют воду с обеспечением последовательного снижения температуры смеси, отличающийся тем, что, с целью удешевления и упрощения. процесса, а также предотвращения намораживания воды на рабочих поверхностях охладителя, на второй и третьей стадиях в качестве хладагента используют бензин с температурой минус 12-15 С, при этом на второй стадии паровоздушную смесь охлаж40 дают до 0-4 С. . 2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что на первую стадию охлаждения подают воду " температурой 3-5 С. б
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Руководство по технологии получения и переработки растительных
$() масел и жиров. Т.1, кн. 2. Л., 1974, с.194-197.
825606
h о EodoomdeЛил елЗ
Составитель Н. Коровяковская
Редактор M. Кузнецова Техред М.Табакович Корректор Н. Стец
Заказ 2489/63 Тираж 450 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4