Датчик крутящего момента

 

Союз Советскнк

Соцналнстнчесинк

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.05.79 (21) 2763927/18-10 с присоединением заявки №вЂ” (51) М, Кл.з

G 0I 1 3/10

Гее7дврствеввьй иемлтет (23) Приоритет—

СССР

Опубликовано 15.05.81. Бюллетень № 18

Дата опубликования описания 25.05.81 (53) УДК 531.781 (088.8) по делам лзебретеИлй и еткрмтий

1 чГ. М. Хуторецкий

i, t

Рязанский филиал Центрального опытно-коие ру сщрского и технологического бюро Государственного всесоюзного ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машинно-т акто ного па ка (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для контроля величины крутящего момента в ручном переносном инструменте для сборки резьбовых соединений.

Известен емкостный измеритель крутящего момента, содержащий укрепленные на разных участках упругого вала зубчатые диски, размещенные между неподвижными кольцевыми обкладками конденсаторов, включенных в измерительную cxeMyP).

Однако этот измеритель не обеспечивает требуемой точности измерения.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является датчик крутящего момента, содержащий размещенный в неподвижном корпусе торсионный вал, с крайними сечениями которого жестко связаны посредством трубчатых хвостовиков обкладки конденсатора переменной емкости (2), Недостатком такого датчика также является низкая точность измерения.

Цель изобретения — повышение точности измерения.

Указанная цель достигается тем, что в датчик введены две расположенные концен2 трично оси вала и неподвижно установленные в корпусе втулки, а трубчатые хвостовики электрически изолированы от вала и образуют с ними конденсаторы постоянной емкости, при этом обкладки конденсатора переменной емкости выполнены в виде рас5 положенных вдоль вала и сопряженных между собой с зазором гребенок секторных пластин, перпендикулярных оси вала.

На фиг. 1 представлен датчик, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — принципиальная электрическая схема датчика.

Датчик крутящего момента (фиг. 1) содержит ведущий 1 и ведомый 2 элементы, установленные в подшипниках неподвижно15 го корпуса датчика, и торсионный вал 3, концы которого закреплены в элементах 1 и 2 посредством болтов 4 и гаек 5. С ведущим и ведомым элементами связаны при помощи трубчатых хвостовиков 6 и 7 гребенки секторных пластин 8 и 9, перпендиЗ кулярных оси вала (фиг. 2), сопряженные между собой с постоянным зазором и образующие обкладки конденсатора переменной емкости С1 (фиг. 4). Трубчатые хвос830160 товики 6 и 7 изолированы от элементов 1 и 2 изоляционными втулками 10. Концентрично оси вала с-зазором 6 относительно трубчатых хвостовиков (фиг. 1 и 3) неподвижно установлены в корпусе датчика втулки 11 и 12, образующие совместно с трубчатыми хвостовиками конденсаторы постоянной емкости С и С>. (фиг. 4). Втулки

11 и 12 имеют выводные электрические контакты. Таким образом, датчик крутящего момента представляет собой конденсатор Ср, состоящий из трех последовательно соединенных конденсаторов С Ci и Сз.

Датчик работает следующим образом.

При вращении ведущего элемента 1 крутящий момент передается на ведомый элемент 2. Торсионный вал 3 при этом закручивается пропорционально передаваемому крутящему моменту. Поскольку трубчатые хвостовики 6 и 7 с гребенками секторных пластин 8 и 9 связаны с крайними сечениями торсионного вала, то секторные пластины поворачиваются относительно друг друга, и при наличии напряжения емкость конденсатора С1 меняется пропорционально углу закручивания торсионного вала. Емкости двух других конденсаторов С> и С з при этом остаются неизменными. Поскольку все три конденсатора электрически связаны, то при изменении емкости С1 меняется и суммарная емкость (p. Сигнал с выводных контакгов oi втулок 11 и 12 характеризует измеряемый крутящий момент и может быть использован в исполнительном механизме для отключения привода при достижении заданного крутящего момента.

Формула изобретения

Датчик крутящего момента, содержащий размещенный в неподвижном корпусе торсионный вал, с крайними сечениями которого жестко связаны посредством трубчатых хвостовиков обкладки конденсатора переменной емкости, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения, в него введены две расположенные концентрично оси вала и неподвижно установленные в корпусе втулки, а трубчатые хвостовики электрически изолированы от вала и образуют с ними конденсаторы постоянной емкости, при этом обкладки конденсатора переменной емкости выполнены в виде расположенных вдоль вала и сопряженных между собой с зазором гребенок секторных пластин, перпендикулярных оси вала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 491848, кл. G 01 L 3/10, 05.06.73

2. Авторское свидетельство СССР № 113463, кл. G 01 L 3/10, 12.11.57 (прототип).

А-Д

Составитель Г. Целибеев

Редактор Л. Конецкая Техред А. Бойкас Корректор Ю. Макаренко

Заказ 2890/30 Тираж 907 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4(5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Датчик крутящего момента Датчик крутящего момента Датчик крутящего момента 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх