Коронка для изоляции обмотки якоряэлектродвигателя

 

ОПИСАНИЕ

Союз Советских

Социалистмческнх

Республик iii8 6

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 23.03.79 (21) 2740552/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

Н 02 К 3/36

Гвсударстеевный кеннтет

СССР

Опубликовано 23.05.81. Бюллетень № 19

Дата опубликования описания 28.05.81 (53) УДК 621.313..045 (088.8) по делан изобретений и открытий.(О. С. Гольдман, Н. М. Текунов, В. В. Усенко и „/В;" С.. Красий

/ (t

Проектно-конструкторско-технологическое бюро юцагот(ам Г,павного управления по ремонту подвижного состава и производсгву-зайасных частей (72) Авторы изобретения (7l ) Заявитель (54) КОРОНКА ДЛЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТКИ ЯКОРЯ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электромашиностроению.

Известно техническое решение, в котором изоляция якорной обмотки от концевого железа сердечника электродвигателя выполнена в виде полосы из полимерного материала, предварительно согнутая по форме пазов и выступов сердечника и наложенная на них.

После установки якорной обмотки в пазы на вышеупомянутую изоляцию последняя разрезается на каждом зубце сердечника посередине в направлении оси сердечника.

Разрезанные части изоляции зубцов сердечника отгибаются в стороны прилежащих пазов, образуя перекрытия над обмоткой (1).

Однако установка изоляции требует большой затраты ручного труда и времени, так как разрезание полосы, отгибка, обертка, обмотка производится по месту.

Таким образом, изолируется якорная обмотка от концевого железа сердечника по длине паза, однако торцевая часть сердечника на входе и выходе остается не изолированной, что приводит к потертостям и продавливанию изоляции.

В процессе укладки в пазы сердечника якоря при сварке электродвигателя, а также в результате механических воздействий в процессе эксплуатации его, часто повреждается об углы выступов сердечника покровная изоляция якорной обмотки на входе в паз и выходе из паза сердечника, что приводит к пробою изоляции якоря.

Известно также техническое решение, используемое в тяговых электродвигателях типа ЭД вЂ” 107, ЭДТ вЂ” 200Б и других, в котором обмотка якоря на входе в паз и выходе из паза сердечника изолируется с помощью уголковой изоляции в виде коронок из полимерного материала — фторопласта марки 40 ЛД ОСТ 6 — 05 — 402 — 74.

Коронка одевается на концевую часть зубца сердечника якоря, что существенно повышает электрическую прочность обмотки якоря.

Коронка для изоляции обмотки якоря электродвигателя представляет собой корытообразный кожух, включающий две пря832657

В верхней части стенки трапецеидальной формы ближе к торцовой стенке выполнен вырез (знак), по которому после укладки обмотки в паз торцовая часть обмотки обрезается (2).

Недостатком известной конструкции коронки является то, что изготавливается ко1о роика целиковой с верхней торцовой стенкой, а после укладки обмотки якоря в пазы сердечника верхняя торцовая стенка по вырезу обрезается, что производится по мес15

45

50 сердечника. Чем больше угол, т.е. чем он ближе к 90, тем с меньшим усилием коронка прижимается к зубцу сердечника.

В процессе сборки двигателя обмотка якоря 6 на выходе из пазов поджимается ударом молотка в двух плоскостях — по каса55 тельной и к центру торца двигателя. моугольные боковые стенки, примыкающие под прямым углом к третьей стенке трапецеидальной формы, соединенные между собой одной торцовой стенкой. ту и влечет за собой большую затрату ручного труда и времени. Такая коронка недостаточно надежно закреплена на сердечнике якоря.

Цель изобретения — повышение надежности крепления коронки на якоре.

Указанная цель достигается тем, что в известной коронке для изоляции обмотки якоря электродвигателя, состоящей из корытообразного кожуха, образованного тремя стенками, из которых две боковые имеют прямоугольную форму, а третья — трапецеидальную, прямоугольные боковые стенки примыкают к стенке трапецеидальной формы под углом 78 — 82, причем последняя со стороны меньшего основания имеет крому, отогнутую под прямым углом наружу.

На фиг. 1 показана коронка для изоляции обмотки якоря электродвигателя; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 показан эскиз установки коронок на торцы зубцов сердечника тягового двигателя.

Предлагаемая коронка представляет собой корытообразный кожух, состоящий из стенки 1 трапецеидальной формы, к которой под углом 78 — 82 примыкают две прямоугольные стенки 2. Стенка 1 трапецеидальной формы со стороны меньшего основания имеет технологическую кромку 3, отогнутую под прямым углом наружу.

Коронка одевается на торцовую часть зубца 4 сердечника таким образом, что технологическая кромка 3 опирается на лобовую часть 5 якоря двигателя. При покрытии лобовой части слоем изоляции технологическая кромка 3 плотно прижимается ею.

Величина угла определяет величину усилия, с которым боковые стенки коронки прижимаются к боковым поверхностям зубцов

В случае недостаточного усилия сжатия стенками коронки зубца сердечника, изгиб

25 эо

40 обмотки якоря влечет за собой смещение коронки. Тот же эффект возникает и при эксплуатации, когда при вибрациях двигателя обмотка трется об угол коронки и стягивает последнюю с зубца. Согласно опыта ремонта тяговых двигателей напряжение от удара по обмотке при ее поджатии передается на коронку равным 1,0 — 1,5 кгс.

Исходя из этого, необходимо иметь такой угол примыкания боковых стенок к третьей трапецеидальной, чтобы коронка прижималась к зубцу с силой, не меньшей 1,0 кге

При углах значительно меньших 90, когда требуется усилие в одетых на двигатель коронках (1,5 кгс), остаются слишком большие остаточные напряжения, которые могут вывести коронки из строя до последующего ремонта двигателя.

Для определения оптимальных величин угла примыкания боковых стенок коронки к третьей, проведены испытания нескольких партий коронок из следующих полимерных материалов: фторопласт, полиарилат, поликарбонат, полиалканимид.

В результате проведения экспериментальных испытаний выявлено, что наиболее оптимальной величиной угла примыкания боковых стенок коронки к третьей трапецеидальной стенке для названных материалов является интервал углов от 78 до 82, при которых усилие прижатия боковых стенок к зубцам сердечника находится в пределах от 0,93 до 1,48 кгс, что соответствует, усилиям, прилагаемым к коронкам во время сборки и эксплуатации двигателя.

Благодаря тому, что технологическая кромка прижимается слоем изоляции к лобовой части якоря и тому, что боковые стенки коронки примыкают под углом меньшим

90 (78 — 82 ) к трапецеидальной стенке, коронка жестко закрепляется на торце зубца сердечника, что повышает надежность ее крепления.

При укладке обмотки 6 в пазы сердечника и в процессе эксплуатации двигателя коронка предохраняет наружную изоляцию обмотки от повреждений острыми углами зубцов сердечника.

Предлагаемая конструкция коронки позволяет сократить затраты рабочего времени на сборку двигателя, так как не требуется обрезки каждой изоляционной коронки по месту.

Формула изобретения

Коронка для изоляции обмотки якоря электродвигателя, состоящая из корытообразного кожуха, образованного тремя стенками, из которых две боковые имеют прямоугольную форму, а третья-трапецеидальную, 832657

Фиг. 1 фиг. 3

Составитель Ф. Подольская

Редактор А. Шандор Техред А. Бойкас

Заказ 3427/47 Тираж 730

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности крепления коронки на якоре, прямоугольные боковые стенки примыкают к стенке трапецеидальной формы под углом

78 — 82, причем последняя со стороны меньшего основания имеет кромку, отогнутую под прямым углом наружу.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Патент США № 2701316, кл. 310 — 2!4, 1952.

2. Чертеж коронки 8Т.Х.779.120 и техs нические условия на коронку ТУ 95-439-77, организацией 1977.

Коронка для изоляции обмотки якоряэлектродвигателя Коронка для изоляции обмотки якоряэлектродвигателя Коронка для изоляции обмотки якоряэлектродвигателя 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для бурения взрывных скважин на карьерах и шахтах, а также для проходки технологических скважин, в том числе при бурении сложноструктурных пород
Наверх