Способ определения наличия задиров на со-прягаемых поверхностях соединений c натягом

 

О П И С А Н И E ()834419

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17.07.79 (21) 2797084/18-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

G 01 1. 5/00

Государственный комитет

СССР

Опубликовано 30,05.81. Бюллетень №20

Дата опубликования описания 05.06.81 (53) УДК 531,781 (088.8) йо делам изооретеиий и открытий

Г. Я. Таборкин, С. Ф. Захаров, А. П. Романов и Е. П. Репина (72) Авторы язобретеяяя (71) Заавятель

Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ЗАДИРОВ

НА СОПРЯГАЕМЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ СОЕДИНЕНИИ

С НАТЯГОМ

Wq =Х ц р 1х, Изобретение относится к механосборочным работам, в частности, к способам определения наличия задиров на сопрягаемых поверхностях соединений с натягом.

Известен способ определения наличия задиров на сопрягаемых поверхностях соединений с натягом с помощью диаграммы, снимаемой в процессе запрессрвки одной детали в другую (1).

Недостатком известного способа определения наличия задиров на сопрягаемых поверхностях соединений с натягом с помощью диаграммы запрессовки является то, что он не обеспечивает определения наличия задиров преимущественно в легкоходовых посадках при повышении величины усилия запрессовки, контролируемого по диаграмме запрессовки, не соответствующему действительному.

Цель изобретения — повышение точности определения наличия задиров на сопрягаемых поверхностях соединений с натягом, преимущественно при легкоходовых посадках.

Поставленная цель достигается тем, что в способе определения наличия задиров на сопрягаемых поверхностях соединений с натягом при запрессовке одной детали в другую наличие задиров на сопрягаемых поверхностях соединений с натягом определяют по соотношению величин энергии, накопленной за счет радиальной упругой деформации сопрягаемых деталей при запрессовке, и совершенной при этом работы.

Способ определения наличия задиров на сопрягаемых поверхностях соединений с натягом заключается в количественном сравнении.энергии, накопленной за счет радиаль10 ной упругой деформации сопрягаемых деталей при запрессовке, и совершенной при этом работы, причем потенциальная энергия, накопленная за счет радиальной упругой деформации сопрягаемых деталей определяется через площадь эпюры распределения удельного радиального контактного давления q. Эпюру распределения удельного радиального контактного давления q строят, например, с помощью метода ультразвукового контроля прочности соединения с натягом.

По эпюре берут усредненную величину радиального контактного давления q

834419

Измеренный средний

Количество изделий

Расчетное удельное д

М атем а тическое ожид ния энергии МИ/ отн.

Среднеквадратичное о

Математическое ожида чения работы МА, от

Среднеквадратическое где D — номинальный диаметр сопрягаемых поверхностей;

q — усредненная величина радиального контактного давления.

Работу, выполняемую при запрессовке сопрягаемых деталей с натягом, определяют, например, по диаграмме запрессовки (по площади под кривой изменения силы запрессовки Р, ограниченной осью абсцисс, направленной вдоль оси запрессовки, и ординатой при выбранном значении абсциссы):

А= 1 Р(х) 4х, где А — работа запрессовки;

P — сила запрессовки;

x — выбранное значение абсциссы.

Полученное значение работы делят на коэффициент трения f и получают работу А, выполненную при радиальной упругой пластической деформации сопрягаемых деталей, т.е. при накоплении энергии W . Часть работы при запрессовке идет на осевую деформацию поверхностного слоя материала сопрягаемых поверхностей перед кромками торцов (К) .

Для соединений деталей с натягом разность

Я вЂ” Wg — — К есть величина примерно постоянная.

Если при запрессовке соединения íà его сопрягаемых поверхностях появляются задиры, то на их образование расходуется дополнительная работа, изменяющая величину К. По изменению величины К определяют наличие и величину задиров.

Из принятой партии, отобраны для расформирования соединения со следующими результатами измерений:

Wg=А (2 шт);

0 CA Wq C3T (2 шт);

А Юц ЗГл (2 шт).

Результаты показывают, что на поверхности сопряжений обоих соединений с A. Wqy32w имеются следы задиров, тогда как в других соединениях они отсутствуют.

При применении способа определения наличия задиров на сопрягаемых поверхностях соединений с натягом на основе ста-. тистического материала определяют среднее арифметическое значение К и его отклонения R(k,) для изделий без задиров, т.е. задаются номинальной величиной контролируемого параметра К и его отклонениями.

Пример. Qcb запрессовывают в колесо.

Ось изготовлена из стали ОсЛ, колесо — из стали 50Л. Параметры изделия: номинальный диаметр сопряжения D — 200 мм; измеряемый натяг N — 130 †2 мкм; полная площадь сопрягаемой поверхности S — !,26

104 мм2; конечное значение усилия запрессовки P — 76 — 110 "кГ при скорости запрес15 совывания УЗ мм/с.

Контроль производится прозвучиванием сопряжения импульсами ультразвука поперечных волн с частотой f 2,5..10 Гц и частотой следования f 1,5 103 Гц. Угол падения луча на поверхность сопряжения а. — 45 .

Для определения среднего значения удельного давления соединения применяют, например, интегратор, измеряющий энергию

W в относительных единицах. Интегратор настраивают на максимальный натяг N (200 мкм), нри котором его численное значение принято за 100. Для этого же натяга

N (200 мкм) другой интегратор, измеряющий работу А, настраивают на численное значение 100. При этом К равно О.

Результаты измерений приведены в таблице.

50 Формула изобретения

Способ определения наличия задиров на сопрягаемых поверхностях соединений с натягом при запрессовке одной детали в другую, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения, наличие задиров на сопрягаемых поверхностях соединений с натягом определяют по соотношению величин энергии, накопленной за счет радиальной упругой деформации сопрягаемых

834419

Составитель С. Ушаков

Редактор Н. Бушаева Техред А. Бойкас Корректор О. Билак

Заказ 4002 62 Тираж 907 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4 деталей при запрессовке, и совершенной при этом работы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Безценный В. И., Петров В. А., Сахаров М. Б., Туровцев В. И. Ремонт вагонов на заводах. М., Трансжелдориздат, 1961, с; 36.

Способ определения наличия задиров на со-прягаемых поверхностях соединений c натягом Способ определения наличия задиров на со-прягаемых поверхностях соединений c натягом Способ определения наличия задиров на со-прягаемых поверхностях соединений c натягом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к контрольно-измерительной оснастке и может быть использовано в различных отраслях промышленности для тарированной затяжки резьбовых соединений

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к сельскохозяйственному приборостроению

Изобретение относится к устройству для метрологического определения натяжения ленты в лентопрокатных станах с прилегающим к ленте измерительным роликом, с гидравлической системой поршень-цилиндр для отклонения измерительного ролика от ленты на заранее заданную величину и с измерительным устройством для определения оказываемой лентой на измерительный ролик силы

Изобретение относится к области измерений натяжений гибких движущихся тяговых органов и может применяться в нефтяной промышленности, в области эксплуатации грузоподъемных транспортных устройств и в других отраслях

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в антиблокировочных системах транспортных средств, а также при проектировании и расчетах тормозных механизмов

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к средствам исследования прочности элементов авиационных конструкций

Изобретение относится к области испытания и технического диагностирования машин, в частности к устройствам для определения максимальной силы тяги на крюке транспортного средства, преимущественно трактора
Наверх