Центрирующая оправка

 

<п 836511

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социапистических

Республик

l I (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (51)М. Кл. (22)Заявлено 03.08.77 (21) 2512174/25-28 с присоединением заявки М— (23) Приоритет—

G 0I В 5/25

Геаудеретеенный квинтет

СССР м делам наебретеннй н атхрытнй

Опубликовано 07.06.81. Бюллетень М 21

Дата опубликования описания 08.06.81 (53) УДК 531. .717(088.8) (72) Автор

° изобретения

А.С. Орлов гс> т (71) Заявитель (54) ЦЕНТРИРУЮЩАЯ ОПРАВКА

Изобретение относится.к измерительной технике, а именно к средствам для.центрирования полых деталей вращения.

Известна центрирующая оправка, содержащая центральный стержень, подвижные вдоль стержня плунжеры с коническими поверхностями, механизм

1 перемещения плунжеров и центрирующие шариковые элементы 1 ).

Недостатком .такой оправки является ограниченный диапазон разжима и отсутствие средств, предотвращаюШих рассыпание шариков, что затрудняет пользование ею.

Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является центрирующая оправка, содержащая центральный стержень, подвижные вдоль стержня плунжеры с конически,мй поверхно"тями, механизм перемещения плунжеров, центрирующие шариковые элементы, а также упругий сепаратор, выполненный в виде упругого диска с отгибными лепестками (21, Ее недостатком является невысокая точность. центрирования, что вызвано осевыми перемещениями шариков при отгибании упругих лепестков сепаратора.

Целью изобретения является повышение точности центрирования и расширение диапазона диаметров зажимаемых поверхностей.

Эта цель достигается тем, что опорные поверхности одного из плунжеров выполнены плоскими .с торои- дальным переходом на наружную цилиндрическую поверхность, а упругие сепараторы — в виде. размещенных на шариках седел, соединенных пружинами растяжения.

На фиг. 1 изображена центрирующая, оправка, вертикальный разрез; на фиг. 2 — комплект шариков с упругим. сепаратором, 15

3 83651

Центрирующая оправка содержит основание 1, центральный стержень 2, с которым скреплен один иэ подвижных плунжеров 3. Рабочая поверхность

4 этого нлунжера выполнена коничес5 кой. Второй плунжер 5 с конической рабочей поверхностью 6 в рассматриваемом варианте раэжимной оправки неподвижен и скреплен с основанием.

Третий плунжер 7 с рабочими поверхностями 8 и 9 размещен между двумя первыми. Рабочие поверхности этого плунжера выполнены плоскими, перпендикулярными оси центрального стержня, В местах перехода плоской торцовой поверхности на наружную цилиндрическую выполнено сопряжение по тороидальным поверхностям 10 и

ll, которые также являются рабочими. 20

Иежцу коническОЙ и плоской поверх- ностями плунжеров размещены комплекты шариков 12 и 13. Каждый комплект риков размещен в сепараторе, который состоит из комплекта седел 14 по числу шариков и винтовых пружин

)5 растяжения, стягивающих упомянутые седла.

Иеханизм перемещения,плунжера состоит из гайки 16, навинченной на конец центрального стержня, зажимной пружины 17 и кулачка 18, воздействующего на свободный конец центрального стержня 2..

Центрирующая оправка может быть дополнительно снабжена ограничителем

19 и измерителем 20 величины разжимаю

Оправка работает следующим образом.

Для надевания центрируемого объекта кулачком 18 воздействуют на центральный стержень 2 и раздвигают плунжеры 3 и 5 с коническими рабочими поверхностями. Под действием пружин растяжения 15 сепараторы сближают шарики в комплектах 12 и 13, перемещая при этом средний плунжер 7, что позволяет надеть контролируемую. полую деталь вращения. Затем ос: вобождают свободный конец центрального стержня, под действием зажимной пружины 17 йлунжеры 3 и 5 с ко; ническими поверхностями сближаются

1 4 и раздвигают комплекты шариков до касания с контролируемым объектом.

Осевое положение шариков при разжиме определяется плоскими рабочими поверхностями 8 и 9 среднего плунжера 7; что обеспечивает высокую точность центрирования. Диапазон разжима комплекта шариков при сохранении касания с плоской поверхностью близок к радиусу r шарика на сторону.

Предлагаемая оправка позволяет зажимать детали и в более широком диапазоне диаметров отверстий, а именно разжим до двух радиусов (2r) шарика на сторону, при этом шарики взаимодействуют с переходной тороидальной поверхностью 10 (или 11), а сепаратор надежно. удерживает шарики от рассыпания.- Точность центрирования в диапазоне от r до 2r однако несколько снижается, поскольку переходную тороидальную поверхность нельзя выполнить с той же точностью, что плоскую.

Формула изобретения °

Центрирующая оправка, содержащая центральный стержейь, подвижные вдоль стержня плунжеры с коническими рабочими поверхностями, механизм пере«

1 мещеиия плуижеров, центрирующие шариковые элементы и упругий сепаратор, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности центрирования и расширения диапазона диаметров зажимаемых поверхностей, опорные поверхности одного из плунжеров выполнены плоскими с тороидальным: переходом .на наружную цилиндрическую поверхность, а упругие сепараторы - s виде размещенных на шариках седел, соединенных пружинами, растяжения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе"

Авторское свидетельство СССР

У 260199, кл. G Ol В 5/24, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР

М» 502203, кл. G 01 В 5/25, 1971 (прототип), 8365) 1

Составитель В. Романов

Редактор Ж. Рожкова ТехредН.Майорош Корректор В. Синицкая . Заказ 3099/31 Тирая 642 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35а Раушская наб. g 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Центрирующая оправка Центрирующая оправка Центрирующая оправка Центрирующая оправка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приспособлениям для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно
Наверх