Прибор для определения статического коэф-фициента трения

 

GH NCAHME >838527

Союз Советских

Социалистическими

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 220379 (21) 2740259/25-28 с присоединением заявки Но (23) Приоритет

Опубликовано 15.06.81. Бюллетень Йо 22

Дата опубликования описания 150681 (g ) K> 3

G 01 N 3/56

Государственный коиитет

СССР ио деваи иаобретеиий и открытий (53) УДК 620 178 (088.8) (72) Авторы изобретения

И. B. Семенов и B. И. Горячко (71) Заявитель

Ленинградский ордена Ленина политехнически институт им. М. И. Калинина (5 4 ) ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТИЧЕСКОГО

КОЭффИЦИЕНТА ТРЕНИЯ

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при излучении фрикционных свойств материалов.

Известен прибор для определения статического коэффициента трения,. содержащий основание, размещенные на нем держатель контробраэца, дер>катель образца, узел нагружения, взаимодействующий с держателем образца, привод перемещения образца и узел регистрации коэффициента треС1 j°.

Недостатком известного прибора является низкая точность определения 15 коэффициента трения при регистрации малых усилий сдвига.

Цель и обретения — повы>ение точ.— ности определения коэффициента трения. 20

Цель достигается тем, что привод перемещения образца выполнен в виде закрепленного на основании блока, охватывающей его гибкой нити, стержня, закрепленного на другом конце нити и взаимодействующего с держателем образца, и охватывающей стержень пружины, которая одним концом закреплена на нем, а другим — на держателе образца, узел регистрации выполнен 30 в виде дискового реохорда, установленного на основании с возможностью вращения относительно оси, параллельной оси вращения блока, имеющего диск, взаимодействующей с гибкой нитью, а держатель Образца включен в электрическую цепь управления электродвигателем.

На фиг. 1 представлена схема прибора для определения статического коэффициента трения; на фиг. 2 - вид

А на фиг. 1.

Прибор содержит основание 1, держатель 2 контробраэца 3, держатель 4 образца 5, узел 6 нагружения, привод перемещения держателя 4 образца 5, выполненный в виде блока 7, гибкой нити 8, стержня 9, пружины 10, узел регистрации коэффициента трения, выполненный в виде дискового реохорда

11, диск 12 которого взаимодействует с нитью 8. Блок 7 приводится во вращение электродвигателем 13. На оси

14 размещены реохорд 11, барабан 15, соединенный гибкой нитью 16 с держателем 4 образца 5, подвижный контакт 17 реохорда 11. Между реохордом 11 и барабаном 15 размещена пру. жина 18. Электрическая цепь управления электродвигателем 13 включает

838527. блок 19 управления и регистрирующую аппаратуру 20.

Прибор работает следующим образом.

Образец 5 устанавливают на контробразец 3. Держатель 4 соединяют с пружиной 10. Включают электродвигатель 13, который приводит во враще,ние блок 7, на который наматывается гибкая нить 8. В результате этого гибкая нить 8 вращает диск 12, размещенныЦ на оси расхода 11, растягивая пружину 10. Разрыв электрического контакта стержня 9 с контактом держателя 4 образца 5 дает сигнал блоку 19 управления для начала регистрации сдвигового усилия с помощью регистрирующей t аппаратуры 20. При 15 этом вначале образец 5 остается неподвижным, останавливая с помощью гибкой нити барабан 15 и подвижный контакт 17 реохорда 11.

Вращение диска реохорда 11 относи- Щ тельно контакта 17 определяет деформацию пружины 10, а когда сдвигающее усилие достигает предела, соответствующего статическому коэффициенту трения,. начнется проскальзывание образца 5 относительно контробразца 3, при этом натяжение пружины 10 зависит от динамического коэффициента трения. В результате образец начинает скользить ускоренно, пружина 10 сжимается, а подвижный контакт 17 реохорда 11, удерживаемый нитью 16, начинает скользить под действием пружины 18 по направлению движения реохорда 11. Блок 19 управления с помощью дифференциального устройства регистрирует снижение. сдвигового усилия и дает сигнал на реверсирование двигателя.

В результате этого деформация пружины 10 начинает уменьшаться, обра- 40 зец останавливается, стержень 9 замыкает цепь остановки электродвигателя 13.

Использование данного прибора позволяет повысить точность определения статического коэффициента трения и снизить трудоемкость эксперимента.

Формула изобретения

Прибор для определения статического коэффициента трения, содержащий основание,размещенные на нем держатель контробраза,держатель образца,узел нагру>кения, взаимодействующий с держателем образца, привод перемещения образца и узел регистрации коэффициента трения, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения коэффициента трения, привод перемещения образца выполнен в виде закрепленного на основании блока, охватывающей его гибкой нити, стержня, закрепленного на другом конце нити и взаимодействующего с держателем образца, и охватывающей стержень пружины, которая. одним концом закреплена на нем, а другим— на держателе образца, узел регистрации выполнен в виде дискового реохорда, установленного на основании с воэможностью вращения относительно оси, параллельной оси вращения блока, имеющего диск, взаимодействующий с гибкой нитью, а держатель образца включен к электрическую цепь управления электродвигателем.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 545904, кл. 6 01 N 19/04, 1977 (прототип).

838527 биде

Составитель М. Семенов

Редактор Ю.Петрушко Техред А.Бабинец Корректор Г. Решетник

Заказ 4416/65 Тиржк 907 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Прибор для определения статического коэф-фициента трения Прибор для определения статического коэф-фициента трения Прибор для определения статического коэф-фициента трения 

 

Похожие патенты:

Устройство для динамического испытания материалов на износостойкость1изобретение относится к испытаниям материалов на износ, а именно испытаниям на истирание обувных набоек.известно устройство для динамического испытания материалов на износостойкость, содержащее основание, закрепленные на нем держатели испытуемых материалов, установленные с возможностью возвратно- поступательного движения, привод этого движения, истирающие элементы, узел •нагружения и счетчик циклов [l].недостаток такого устройства заключается в том, что оно не позволяет проводить испытания, приближенные к реальным условиям износа набоек обуви.цель изобретения - приближение испытаний .к реальным условиям.указанная цель достигается тем, что держатель испытуемых материалов выполнен с возможностью поворота относительно истирающих элементов, а узел нагружения снабжен регулятором нагрузки для каждого испытуемого материала.на фиг. 1 представлено устройство, вид спереди? на фиг.2 - разрез а-а на фиг.1,* на фиг. 3 - крепление дер-5io15202530жателя набоек к кронштейну и крепление материала к держателю.устройство состоит из основания 1, держателей 2 испытуемого материала (набойки), привода возвратнопоступательного движения, содержа- .щего клиноременную передачу 3, редуктор 4, эксцентриковый вал 5 с эксцентриком 6 и шатуном 7, счетчика 8 циклов, истирающих элементов 9,.узла 10 нагружения, содержащего палец 11 и пружину 12. в держателях 2 крепится материал (набойки) 13. кроме того, устройство содержит траверсы '14 и кронштейны 15.устройство работает следующим образом.набойки 13 штырями вставляются в отверстия держателя 2 набойки и за счет этого удерживаются в процессе испытания. при включении привода устройства от эксцентрика 6 и шатуна 7 получают возвратно- поступательное движение траверсы 14 с закрепленными•на них истирающими элементами 9. одновременно получают качательное движение держатели 2 с набойками 13, причем, когда траверса 14 с истирающими элементами идет вниз, к ней прижимаются на- // 826212
Изобретение относится к испытаниям материалов на износ, а именно испытаниям на истирание обувных набоек.Известно устройство для динамического испытания материалов на износостойкость, содержащее основание, закрепленные на нем держатели испытуемых материалов, установленные с возможностью возвратно- поступательного движения, привод этого движения, истирающие элементы, узел •нагружения и счетчик циклов [l].Недостаток такого устройства заключается в том, что оно не позволяет проводить испытания, приближенные к реальным условиям износа набоек обуви.Цель изобретения - приближение испытаний .к реальным условиям.Указанная цель достигается тем, что держатель испытуемых материалов выполнен с возможностью поворота относительно истирающих элементов, а узел нагружения снабжен регулятором нагрузки для каждого испытуемого материала.На фиг

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх