Высокоэластичная муфта

 

Союз Советскик

Социалистическик

Республик

ОП ИСАНИЕ

„,>842271

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.11.79 (21) 2838526/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (51) М. Кл

F 16 D 3/74

Геаударетеелимй камктет

СССР (53) УДК 621.825.7 (088.8) Опубликовано 30.06.81. Бюллетень № 24

Дата опубликования описания 05.07.81 ао делам лзебретенкй и еткрмткй (72) Авторы изобретения

Е. П. Витвшевский, Б. Л. Букин, И. А. Трийельскнй, В. А. Щенетков, В. И. Бекин и А. А. Филинов (71) Заявитель (54) ВЫСОКОЭЛАСТИЧНАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения валов машин и механизмов в условиях повышенных перекосов и смещений осей.

Известны высокоэластичные муфты с токообразными оболочками; которые с помощью фланцев и полумуфт жестко соединены с валами (1).

Недостатками указанных конструкций являются сравнительно высокая крутильная жесткость, невозможность ее регулирования в процессе эксплуатации, высокая линейность рабочей характеристики, а также наличие осевых сил, снижающих долговечность валов и их подшипников.

Наиболее близкая .к предлагаемой высокоэластичная муфта, содержащая две концентрично установленные и смонтированные на валах полумуфты, соединенные двумя упругими резинокордными элементами, выполненными в виде дисков с гофрами (2).

Недостатками муфты являются высокая линейность рабочей характеристики, а также невозможность ее регулирования в процессе эксплуатации.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения регулируемой нелинейной рабочей характеристики.

Поставленная цель достигается тем, что

S внутренняя полумуфта выполнена составной из двух частей, каждая из которых закреплена на валу при помощи шпонки и соединена с одним упругим элементом, при этом ширина шпоночного паза одной из частей внутренней полумуфты больше ширины соответствующей шпонки на величину

2R Ма

С где М а — заданный крутящий момент, при

1$ котором начинают работать оба упругих элемента;

С- крутильная жесткость первоначально работающего упругого элемента;

R - радиус вала.

Кроме того, упомянутая шпонка выпол20 иена Т-образной формы, а в зазоры между шпонкой и шпоночным пазом установлены упругие элементы, выполненные, например, в виде пластинчатых пружин.

842271

На фиг. 1 изображена высокоэластичная муфта с частичным осевым разрезом, общий вид; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 2.

Высокоэластичная муфта содержит две полумуфты 1 и 2, установленные концентрично и соединенные с валами 3 и 4. Внутренняя полумуфта 1 выполнена составной из двух частей 5 и 6, к которым крепятся внутренние борта упругих элементов 7 и 8, посредством фланцев 9 и 10. Наружная полумуфта 2 содержит фланец 11, корпус 12 и диск 13, посредством которых соединены нарущные борта упругих элементов 7 и 8 с валом 4. Части 5 и 6 внутренней полумуфты 1 соединены с валом 3 посредством шпонок 14 и 15. Шпоночный паз детали 5 внутренней полумуфты выполнен по ширине большего размера, чем ширина шпонки 14, имеющей в сечении Т-образную форму. Наружная полумуфта 2 установлена на валу 4 жестко посредством шпонки 16. В зазоре между деталями 5 и 14 установлены упругие элементы 17, выполненные, например, в виде пластинчатых пружин.

Муфта работает следующим образом.

Крутящий момент передается от вала 3 через шпонку 15, деталь 6 и упругий элемент 8 на вал 4.

По достижении определенной величины крутящего момента, вал 3 поворачивается относительно вала 4 на определенный угол, при котором плавно включается в работу упругий элемент 7, в результате чего рабочая характеристика прогрессивно возрастает, обеспечивая передачу большого крутящего момента. В процессе пуска и в период неустановившейся работы машины упругие элементы 17 снижают величины динамических нагрузок, воздействующих на валы и муфту при включении в работу упругого элемента 7.

Благодаря выполнению шпоночного паза по ширине большего размера, чем ширина шпонки, достигается нелинейность рабочей характеристики муфты, а изменение величины зазора между шпонкой и шпоночным пазом, в частности выполнение шпонки с Т-образным сечением и возможность ее замены другой, отличающийся по ширине, обеспечивает возможность регулирования нелинейной рабочей характеристики муфты, что значительно расширяет ее эксплуатационные возможности, Формула изобретения

1. Высокоэластичная муфта, содержащая две концентрично установленные и смонтированные на валах полумуфты, соединенные двумя упругими резииокордными элементами, выполненными в виде дисков с гофрами, отличаю4чояся тем, что с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения регулируемой нелинейной рабочей характеристики, внутренняя полумуфта выполнена составной из двух частей, каждая из которых закреплена на валу при помощи шпонки и соединена с одним упругим элементом, при этом ширина шпоночного паза одной из частей внутренней полумуфты больше ширины соответствующей шпонки на величину

aR Мз где Мз — заданный крутящий момент, при котором начинают работать оба упругих элемента; - крутильная жесткость первоначально работающего упругого элемента, -радиус вала.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что упомянутая шпонка выполнена Т-образной формы.

3. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что в зазоры между шпонкой и шпоночным

35 пазом установлены упругие элементы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Поляков В. С. и Барбаш И. Д. Муф4о ты. Л., «Машиностроение», 1973, с. 120 — 131, рис. 88.

2. Поляков В. С. Барабаш И. Д . и

Ряховский О. А. Справочник ho муфтам.

Л., «Машиностроение», 1979, с. 117, рис. II1.57.

842271

Puz. /

Составитель Т. Янова

Редактор Е. Спиридонова Техред А. Бойкас Корректор Н. Степ

Заказ 5016/33 Тираж 006 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Высокоэластичная муфта Высокоэластичная муфта Высокоэластичная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для передачи крутящих моментов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к конструкциям машин и может быть использовано в различных устройствах в качестве вала привода различных исполнительных механизмов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения;, и может быть использовано для соединения несоосно расположенных валов, например, между двигателем и насосом для увеличения надежности в работе

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий, в частности при соединении валов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упругим резинокордным элементам высокоэластичных муфт и других аналогичных устройств

Изобретение относится к машиностроению, а именно к резинокордным оболочкам для высокоэластичных муфт и других аналогичных устройств, и может быть использовано во всех отраслях промышленности для передачи крутящего момента в условиях повышенных перекосов и смещений осей соединяемых валов машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к производству упругих резинокордных элементов высокоэластичных муфт и других аналогичных устройств, и может быть использовано во всех отраслях промышленности для производства плоских резинокордных элементов из заготовок, имеющих цилиндрическую форму

Изобретение относится к машиностроению, а именно к соединительным муфтам для передачи вращения в различных приводах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам с упругим кольцевым элементом
Наверх