Реле осевого сдвига турбомашины

 

Союз Советскик

Социалистическик

Республик

ОП ИСАЙ ИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 644783 (б! ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 15. 1О. 79 (21) 2830020/24-06 с присоединением заявки РЙ— (23) Приоритет

Опубликовано 07.07.81. Бюллетень М 25

Дата опубликования описания 07.07.81 (51)М. Кл.

F 0I 0 21/04

ВеударетевккмН кемнтет

СССР до делам нэвбрвтвни11 и еткрмтлй (53) УДК 621. 165-759 (088.8) М.П.Богачев, Г.В.Вишняков, П.А.Рыбин, К

О.К.Сурин и В.П.Филаретов (72) Авторы изобретения

3.-.

6 l> ! I

Ордена Ленина и ордена Трудового Красно о Знййеии производственное объединение "Невский заЗб71 им, B.È.Ленина (71) Заявитель (54) РЕЛЕ ОСЕВОГО СДВИГА ТУРБОИАШИНЫ

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в устройствах защиты турбомашин от осевого сдвига ротора.

Известно реле осевого сдвига турбомашины, подключенной к вакуумной системе, содержащее сопла, взаимодействующие с диском, установленным на роторе турбомашины, и соединенные импульсной линией с мембранным усилителем, которыи подключен к защитно10 му органу турбомашины, и дроссели fl).

Это реле подключено к магистрали

Избыточного давления воздуха. При сме-15 щекин диска относительно сопл изменение давления в импульсной линии вызывает срабатывание мембранного усилителя и подачу сигнала на остановку турбомашины. 26

Недостатком известного реле следует считать несколько пониженную надежность защиты турбомашины из-за работы реле с избыточным давлением воздуха, что приводит к попаданию влаги и влиянию колебаний давления

\ воздуха.

Цель данного изобретения — повышение надежности защиты турбомашины.

Для достижения поставленной цели импульсная линия между соплами и мембранным усилителем связана посредствам магистрали с вакуумной системой, а дроссели установлены на участке этой магистрали и на участке импульсной линии между соплами и точкой присоединения указанной магистрали.

На чертеже показана схема конструкции реле, где в качестве вакуумной системы использованы эжектор отеоса масляных паров, эжектор отсоса пара из уплотнений или эжектор конденсатора.

Диск 1 установлен на роторе 2 турбомашины.Вакуумная система 3 соединена через дроссель 4 магистралью

5 с импульсной линией 6 между сопламн

3 84

7 и 8, взаимодействующими с диском

1, и мембранным усилителем 9. Усилитель содержит мембрану 10, нагруженную пружиной 11 и образующую полость

12, подключенную к импульсной линии б, и полость 13, соединенную с атмосферой. Штоком 14 мембранный усилитель 9 через защелку 15 подключен к защитному органу 16 турбомашины, который управляет через сопло 17 давлением в линии 18 стопорного клапана, снабженной вентилем 19 ° Защитный орган 16 нагружен пружиной 20. Импульсная линия б соединена с соплами 7 и 18 через дроссель 21 и линии

22 и 23.

Реле осевого сдвига работает следующим образом.

При нормальной работе турбомашины зазор между соплами 7 и 8 и диском 1 равен четвертой части диаметра этих сопл. При этом подсос воздуха из атмосферы через сопла 7 и 8 постоянен,а значение его максимально, так как площадь зазора между диском и соплом по его периметру равна проходному сечению сопла. Следовательно, разрежение в сети реле осевого сдвига будет минимальным. Сила пружины 11, действующая на мембрану 10,будет больше силы, возникающей от перепада давлений на мембране и действующей на нее вверх ° При этом защелка 15 входит в зацепление с защитным органом

16 и не дает ему переместиться вправо под действием пружины 20 и открыть сопло 17. При осевом сдвиге ротора

2,например влево, на величину, большую допустимой, подсос из сопла 7 сохранится, а подсос из сопла 8 уменьшается и, следовательно, суммарный подсос уменьшается вследствие прикрытия сопла 8. Разряжение в сети реле, а следовательно, в полости

12. возрастает, и мембрана 10 под действием перепада давлений, преодолевая. силу пружины 11, перемещается вверх. При этом защелка 15 расцепляется с защитным органом 16 и он под действием пружины 20 перемещается вправо и открывает слив из линии

4783 ф

18 стопорного клапана, что приводит к его закрытию и остановке турбины.

При перемещении вала турбины в нормальное положение разрежение в полости 12 уменьшается до величины при которой сила пружины 11 становится больше силы от перепада давлений, действующей на мембрану 10 вверх. После этого при перемещении

10 защитного органа 16 влево, защелка

15 снова войдет с ним в зацепление, сопло 17 прикрывается, а стопорный клапан открывается, что дает возможность турбине работать в нормальном режиме.

Таким же образом реле осевого сдвига срабатывает и при сдвиге вправо.

Дроссели 4 и 21 служат для на20 стройки реле на срабатывание при любом выбираемом осевом сдвиге.

Данное реле осевого сдвига повышает надежность и точность работы системы защиты турбомашины благодаря работе реле под разряжением.

Формула изобретения

gg Реле осевого сдвига турбомашины, подключенной к вакуумной системе, содержащее сопла, взаимодействующие с диском, установленным на роторе турбомашины, и соединенные импульсЗ5 ной линией с мембранным усилителем, который подключен к защитному ор— гану турбомашины, и дроссели, о тл и ч а ю щ е е с я тем,что, с целью повышения надежности защиты

40 турбомашины, импульсная линия между соплами и мембранным усилителем связана посредством магистрали с вакуумной системой, а дроссели уста новлены на участке этой магистрали

45 и на участке импульсной линии между соплами и точкой присоединения указанной магистрали.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

s0 1, Авторское свидетельство СССР

9 253812, кл. F 01 0 21/04, 1967.

844783

Составитель А. Калашников

Редактор Т. Глазова Техред Л.Пекарь Корректор М. Коста

Заказ 4429/1 3 Тираж 564 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Реле осевого сдвига турбомашины Реле осевого сдвига турбомашины Реле осевого сдвига турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования в системах автоматического контроля предельно допустимых смещений вращающихся деталей, в частности вала турбомашины

Изобретение относится к устройству для контроля радиального зазора турбины с валом турбины и закрепленными на нем лопатками турбины, окруженными корпусом турбины

Изобретение относится к опоре вала, которая ломается при возникновении неуравновешенности

Изобретение относится к системе механического соединения деталей, содержащей блокировочное устройство

Изобретение относится к опорам подшипников для вращающихся валов двигателей, в частности к газотурбинным

Изобретение относится к газотурбинному двигателю, который имеет в своем составе, по меньшей мере, одну первую вращающуюся систему, содержащую первый вал, статор и так называемый "плавкий" подшипник, жестко связанный с упомянутым статором и выполненный с возможностью удерживать упомянутый вал и способный разрушаться или изменять свои характеристики в том случае, когда в указанной первой вращающейся системе появляется несбалансированность определенной величины
Наверх