Способ соединения деталей

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнд

Социалистическим

1зеспублмн (111846214

=-ф (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 040477 (21) 2472223/25-27 (я}м. к,. с присоединением заявки М (23) Приоритет

В 23 P 11/02

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений и открытий

Опубликовано 150.781. Бюллетень N9 26

Дата опубликования описания 150781 (53) УДЫ 858.515 (088. 8) (72) Авторы изобретения

И.В. Кудрявцев, Н.М. Саввина и . P.E. ГрудсЖпг — --.

I с

r; f

Центральный научно-исследовательский Институт" - технологии машиностроения (71) Заявитель (54) СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЯ

Изобретение относится к машиностроению в частности к неподвижным

1 ,соединениям деталей типа вал-втулка.

Известен способ соединения деталей типа вал-втулка, эаключаки ийся в посадке с натягом охватываю-. щей детали на охватываемую (11 .

Однако прочность прессовых посадок на сдвиг оказывается недостаточной. Кроме того, этот способ соединения не уменьшает контактную коррозию, что снижает срок службы прессового соединения.

Цель изобретения — повышение долговечности соединения деталей типа вал-втулка.

Эта цель достигается тем, что

;согласно способу соединения деталей типа вал-втулка, заключающемуся в посадке с натягом охватывающей детали на охватываемую, после посадки на охватываемой детали в зоне, прилегающей к торцу охватывающей детали, формуют кольцевую канавку с радиусом ее образующей от

0,01 до 0,1 диаметра охватываемой детали и глубиной от 0,05 до 0,2 радиуса образующей.

При формировании канавки появ ляется наплыв металла, являющийся упором, препятствующим относите льному перемещению соединяемых деталей. Кроме того, в наклепанной зоне повышается твердость материала и возникают благоприятные остаточные ажимаюцие напряжения.

На фиг.1 изображена схема, поясняющая последовательность операций данного способа; на фиг. 2 схема образования наплывов металла при формировании канавки роликом под углом 45о к оси соединения;

15 3 90о к оси соединения.

На охватываемую деталь 1 напрессовывавт охватывающую деталь 2.

Затем на охватываемой детали в зоне

2р прилегающей к торцу охватывающей детали,формуют роликом 3 кольцевую канавку с радиусом ее образующей от 0,01 до 0,1 диаметра охватываемой детали и глубиной от 0,05 до

25 0,2 радиуса образующей.

Обкатывание роликом можно производить под углом . Р 45 и 90 о -о к оси соединения. При этом по обе стороны от канавки образуются напЗр лывы металла, препятствующие сдви846214 гу охватывающей детали 2 относитель но охватываемой 1.

В зависимости от конструкции соединения канавку выполняют и по другую сторону от охватывающей детали. На схемах образования наплыва металла при формировании канавки роликом под углом ф 45о,и 90с изображен профиль 4 Инструмента в исходном состоянии, исходный профиль

5 продольного разреза соединения, профиль 6 продольного разреза вала и втулки после формования канавки усйлием P на валу глубиной h.

Пример . На вал иэ стали

34 ХН1Н диаметром 45 юл напрессована втулка из того же материала с наружным диаметром 70 мм. Запрессовка проводится с нагревом охватывающей детали до 350О . После запрессовки в зоне, прилегающей к торцу охватывающей детали 2, роликом формуют кольцевую канавку. Радиус ролика и 2 мм, глубина h 0,4 мм, угол наклона ролика Ф 45 . При испытании этого образца на изгиб по симметричному цнклу с передачей усилия через втулку установлено, что сопротивление усталости повышается (по сравнению с образцом без канавки) с

9,5-11,5 кг/мм до 28 кг/mP, т.е. в 3 раза.

Для определения осевого сдвигового усилия используется прессовое соединение иэ стали 3. На вал диаметром 30 мм напрессовывается с натягом 0,05 мм втулка с наружным диаметрбм 70 мм. Усилие запрессовки Р составляет 5350 кг. Затем проводят частичную распрессовку с определением максимального усилия, которое оказывается равным 5780 кг.

Потом роликом R 2 мм Формируют канавку на валу глубиной h 0 4 мм о

Угол наклона ролика 45 . Максима льное распрессовочное усилие в данном случае составляет 7670 кг

У т.е. повышается на 333.

В результате применения данного способа значительно повышается ус30 талостная прочность прессового соединения, уменьшается контактная коррозия на взаимодействующих поверхностях и увеличивается сопротивление сдвигу охватывающей и охватываемой деталей. Это приводит к

>$ увеличении срока службы прессового соединения в 1,5-2 раза.

Формула изобретения

Способ соединения деталей типа вал-втулка, заключающийся в посадке с натягом охватывающей детали на охватываемую, о т л и ч а ю щ.и и

25с я долговечности, после посадки на охватываемой детали в зоне, прилегающей к торцу .охватывающей детали, формуют кольцевую канавку с радиусом ее образующей от 0,01 до 0,1

30 диаметра охватываемой детали и глубиной от 0,05 до 0,2 радиуса образующей. !

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

3$ 1. Добровольский В.A. и др. Детали машин. Киев-Москва, 1957, с. 108-109.

846214

Составитель С. Пуцинская

РЕДахтор Н. Минко ТехрЕд Н.Келущак . Корректор Л.Иван

Заказ 5294/15 Тираж 1148 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, NDQKBa, Ж-35, Раушская наб;, д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4.

Способ соединения деталей Способ соединения деталей Способ соединения деталей Способ соединения деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сборочному производству, в частности к сборке газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение при соединении деталей из различных несвариваемых материалов, например металл-керамика, алюминий-сталь, титан-нержавеющая сталь и т.п

Изобретение относится к области восстановления сопряжений цилиндрических поверхностей при ремонте деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно: к способам получения прессовых соединений цилиндрических деталей, используемых, например, в устройствах защиты от вибраций и ударов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка методом горячей запрессовки

Изобретение относится к ремонту бронетанковой техники

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к соединению колес с осью колесной пары, и может быть использовано для соединения деталей с натягом в машиностроении
Наверх