Опора скольжения

 

Союз Советскмн

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗЬБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()846840 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (51) М. Кл, 16 С 33/04 (22)Заявлено 07.05.79 (21) 2766686/25-27 с ттрисоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 15.07.81. Беллетень № 26

Государственный комитет во денем изобретений и открытий (53) УДК 621.822. .5(088.8) Дата опубликования описания I7.07.81 (72) Авторы изобретении

В.В. Васильев, А.Д. Гришин, Б.Б. Тучинский и А.Ш. фридман

t г

Специальное конструкторско-технологическое бюро герметических и скважных насосов

1 (7I) Заявитель (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено s устройствах .опор скольжения для передачи крутящего момента от вала на втулку подшипника из хрупкого материала, в частности в конструкциях опор скольжения герметичных электронасосов.

Известна опора скольжения, содержсщая цапфу вала с осевым сквозным пазом и смонтированный в корпусе вкладыш, а также втулку из хрупкого материала, зафиксированную на цапфе элементом для передачи крутящего момента, установленным в сквозном пазу, например шпонкой (11.

Недостатки этой опоры скольжения малая надежность и ресурс работы подшипника скольжения из-за разрушения втулки их хрупкого материала, ввиду возникновения в момент пуска и остановки концентраторов напряжения в шпоночном пазу втулки, распо поженном на торце.

Цель изобретения — повышение на-. дежности и ресурса работы опоры скольжения.

Указанная цель достигается тем, что в опоре скольжения, содержащей цапфу вала с осевым сквозным пазом и смонтированный в корпусе вкладыш, а также втулку из хрупкого материала, зафиксированную на цапфе элементом для передачи крутящего момента, усто тановленным в сквозном пазу, во втулке выполнено, по меньшей мере одно сквозное отверстие, а элемент . для передачи крутящего момента выполт5 нен в виде скобы имеющей по мень1 Ъ шей мере, один выступ, при этом выступ скобы размещен в отверстии втулки а скоба выполнена с заплет чиками, охватывающими торцы втулки.

На фиг. 1 показана опора скольжения, продольный разрез; на фиг. 2 втулка, в центральной части которой выполнен ряд отверстий сс скобой, расположенной в пазу вала, выступы

1. Опора скольжения, содержащая цап у вала ала с осевым сквозным пазом и смонтированный в корпусе вкладыш, 20 а также втулку из хрупкого р— мате иала, зафиксированную на цапфе элементом для передачи крутящ его момента, установленным в сквозном у, паз о тю щ а я с я тем, что, с ес рса, целью повышения надежности и ресур о меньшей во втулке выполнено, по м мере, е одно сквозное отверстие, а элемент для передачи. ру .к тящего момента выполнен в виде скобы имеюФ

30 щей по меньшей мере, один вьс у тп

Ъ при э этом выступ скобы размещен в отверстии втулки.

2. Опора по и. 1, о т о т л ичающая с я с я тем что скоба

35 выполнена с заплечик ами охватывающими торцы втулки.

Источники информации, принятые во внимание р и и экспертизе

1. Васильцов 3.А. и др. Гер

Ге метич40

"Иашиностроеные электронасосы, ние", 1968, с. 233.

3 8468 которой входят в соответствующие отверстия втулки; на фиг. 3 — скоба с заплечиками охватывающими торцы вала.

Конструкция опоры скольжения состоит из корпуса 1, вкладыша 2,закрепленного винтом 3 в корпусе и втулки

4 из хрупкого материала, у становленной на цапц е вал фе вала 5 и зафиксированной »а нем о

I от осевого перемещения, например, с одной стороны кольцом

6, а с другой — буртиком 7 вала, в центральной части втулки выполнено отверстие 8, а в пазу 9 вала установлена скоба 10 с выступом 11, На фиг. 2 показана конструкция опоры скольжения, где ц р в ент алькой части втулки выполнен р д я отверстий

8, расположенный друг эа другом по оси втулки лки 4 а в пазу 9 вала 5, становлена скоба 10 р д с я ом выступов

ll, входящих в соответствующие отверстия втулки 4.

На фиг. 3 показана конструкция е в скобе 10 выопоры скольжения, гд полнены запл аплечики 12 с любыми разМе MH, bi o MH 3G e e bi E Tóëки 4 в осевом направлении и охваты.вающими торцы втулки. кольжения работает следуюОпора скол щим образом.

В езультате того, что отверстие ре

8 выполнено в це нтральной частй втулки 4, то при передаче крутящего момента с вала 5 на в у у т лк 4, через выступ 11 скобы 10, который по своазмерам совпадает с р отве стием им р него но не выво втулке и входит в него, но ступает из него на наружную поверхть втулки, возникающие напряжепкого ния не разрушают втулку из хру материала, так к ак круглые отверстия, расположенные в цен р т альной час-.и

40 4 втулки, не являются концен р т аторами напряжения, Применение предлагаемой конструкции повышает надежность и ресурс работы опоры скольжения, ввиду повышения долговечности работы втулки из хрупкого материала„ что приводит к уменьшению расхода материалов, идущих на изготовление, испытания и эксплуатацию втулок из хру пкого материала, а также упрощению эксплуатации опор скольжения иэ-за уменьшения количества их сборо р к и азборок, формула изобретения

1g 11 о

12

Составитель А. Романова

Редактор И. Касарда Техред Н.Келушак Корректор M.Ïîæo

Заказ 5434752 Тираж 860 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035, Москва Ж-35д Раушская наб.> д. 4/5 л

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для самосмазывающихся подшипников скольжения

Изобретение относится к узлам машин

Изобретение относится к радиальным подшипникам скольжения, преимущественно тяжелонагруженным и высокоскоростным, в частности к опорным подшипникам роторов паровых и газовых турбин, а объектом изобретения является вкладыш подшипника

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для снижения трения в подшипниках

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения

Изобретение относится к порошковой металлургии

Изобретение относится к наполненным полимерным композициям на основе тканого армирующего материала термореактивного полимерного связующего и может быть использовано для изготовления подшипников

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к двигателестроению
Наверх