Система управления переключениемпередач трансмиссии транспортногосредства

 

Союз Советскик

Социалистическмк

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 19.07.77 (21) 2511260/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

В 60 К 41/06

Государственный комитет

СССР (53) УДК 629.113-585.2 (088.8) по делам изобретений н открытий

Опубликовано 30.07.81. Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 05.08.81 (72) Авторы изобретения

Ю. С. Шурлапов и В. И. Соколовский

Московский автомобильный завод им. И. А. 7Тйх (Производственное объединение ЗИЛ) (71) Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧ

ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам управления трансмиссиями транспортных средств.

Известна система автоматического управления включением фрикционных элементов коробки передач, содержащая клапан автоматического управления, имеющий корпус, плунжер включения понижающей передачи и находящийся под воздействием датчика скорости и датчика нагрузки двигателя расПределительный золотник с поршнями, установленными в его торцах, при этом датчик скорости подключен к дифференциальному поршню, а датчик нагрузки двигателя к поршню, установленному в противоположном торце распределительного золотника (1) .

Недостаток этого клапана заключается в трудности получения различных программ переключения на понижающую передачу, что s данной конструкции связано с изменением корпуса клапана, поскольку в нем размещен плунжер включения понижающей передачи.

Известна другая система управления переключением передач, обеспечивающая разнопрограммное включение вниз без изменения корпуса клапана, и содержащая клапан автоматического переключения ступеней, сообщающий источник давления рабочей жидкости с фрикционными элементами переключения передач и имеющий корпус с двумя рабочими камерами, золотник с продольным каналом, обращенным к плунжеру, установленному во втулке, закрепленной на конце золотника, поршни, один из которых размещен в первой рабочей камере для взаимодействия с плунжером, а другой — во второй рабочей камере для взаимодействия с золотником, и дроссель, выполненный в первой рабочей камере, датчик скорости транспортного средства и датчик нагрузки двигателя (2).

Недостатком этой конструкции являются большие размеры силовых элементов (поршней и плунжера) клапана, который можно устранить подключением датчика скорости к дифференциальному поршню, что позволяет существенно уменьшить размеры силовых элементов. Однако при этом не решена задача обеспечения ускорения золотника (за20 данной степени быстродействия) при перемещениях его в обе стороны.

Цель изобретения — повышение быстродействия системы управления.

850421

Указанная цель достигается тем, что система управления снабжена дополнительным датчиком скорости, сообщенным с первой рабочей камерой со стороны поршня и противоположной ему стороны, при этом ко второй рабочей камере подключен датчик нагрузки двигателя, а датчик скорости сообщен с продольным каналом золотника.

На чертеже изображена система управления переключением передач трансмиссии транспортного средства (сплошными линиями показано положение клапана при включенной понижающей передаче, а штриховыми линиями — -при включенной повышающей передаче).

Система управления содержит фрикционные элементы 1 и 2, клапан автоматического переключения ступеней, имеющий корпус 3 с золотником 4, к одному из концов которого примыкает поршень 5, находящийся под воздействием давления датчика 6 нагрузки двигателя. К противоположному концу золотника 4 примыкает плунжер 7, размещенный внутри втулки 8, закрепленной на резьбовом конце 9 золотника 4. Другим своим торцом плунжер 7 контактирует с поршнем 10, размещенным в первой рабочей камере 11, соединенной каналом 12 с дополнительным датчиком 13 скорости, жестко связанным с корпусом 14 фрикционных элементов 1 и 2. Втулка 8 зафиксирована в осевом направлении относительно золотника 4 с помощью силового элемента 15.

Распределительный золотник 4 содержит разделительные пояски 16 и 17, которые контактируют со смежными перегородками

18 и 19 корпуса 3. Корпус 3 содержит смежные полости 20 и 21, из которых крайняя полость 20 каналом 22 сообщается с датчиком 13 скорости, а через рабочую полость

23 и дроссель 24 — со сливом 25. Полость 21 каналом 26 сообшается с датчиком 27 скорости, жестко связанным с корпусом 14 фрикционных элементов. В золотнике 4 выполнен продольный канал 28, сообщающий полость 21 корпуса 3 с торцом плунжера 7.

Источник 29 давления рабочей жидкости каналом 30 сообщается с полостью 31 корпуса 3,-имеющей смежные полости 32 и 33.

Полость 32 каналом 34 сообщается с рабочей камерой фрикционного элемента 2 включения повышающей передачи, а полость 33 каналом 35 сообщается с рабочей камерой фрикционного элемента 1 включения понижающей передачи. Датчик 6 нагрузки двигателя каналом 36 сообщается со второй рабочей камерой 37 поршня 5.

Работа системы происходит следующим образом.

При стоящем на месте автомобиле водитель нажимает педаль управления двигателем, вследствие чего в датчике 6 нагрузки двигателя создается выходное давление, воздействующее на поршень 5 и перемещаюшее золотник 4 в левое крайнее положение.

15 го

Зо

При этом давление источника 29 рабочей жидкости каналом 30 через полости 31 и 33 и далее по каналу 35 подводится к рабочей камере фрикционного элемента 2, производя включение понижающей ступени трансмиссии. При трогании с места и увеличении скорости движения в датчиках 13 и 27 скорости создается выходное давление. При левом крайнем положении золотника 4 клапана давление датчика 13 скорости каналом

22 через полости 20 и 23 сообшается с дросселем 24, связанным со сливом 25. Поэтому поршень 10, рабочая камера 11 которого соединена каналом 12 с датчиком 13 скорости, не создает усилия на золотник 4 клапана.

Одновременно с этим давление датчика

27 скорости каналом 26 через полость 21 и канал 28 подводится к торцу плунжера 7, создавая на золотнике 4 усилие, противоположно направленное по отношению к усилию, действующему на золотник 4 со стороны поршня 5. В какой-то момент времени эти усилия станут по величине равными, после чего дальнейшее увеличение скорости приведет к нарушению равновесия золотника 4 клапана и под действием избыточной силы золотник начнет перемешаться вправо.

При этом на середине хода золотника 4 поясок 16 начнет перекрывать крайнюю кромку перегородки 18 корпуса 3, вследствие чего канал 22 разобщится со сливом 25 и в рабочей камере 11 поршня 10 произойдет повышение давления датчика 13 скорости.

В результате существенно увеличится величина переключающего усилия, перемешающего золотник 4 вправо. Вследствие этого золотник резко перейдет из среднего в крайнее положение, фиксируя состояние включенной повышающей передачи.

В правом крайнем положении усилие сопротивления включению понижающей передачи определяется величиной давления датчика 13 скорости и размером плошади поршня 10. При этом усилие на золотнике от датчика 27 скорости равно нулю, ввиду того, что давление этого датчика в правом крайнем положении действует как на плунжер 7, так и на золотник 4 клапана.

Аналогичным образом обеспечивается и резкоускоренное перемещение золотника

4 при включении понижающей передачи.

Начиная с середины хода золотника влево, происходит сообшение рабочей камеры 11 поршня 10 через дроссель 24 со сливом.

Вследствие этого давление в камере 11 падает до нуля и резко уменьшается сила сопротивления понижающей передачи.

Применение двух датчиков скорости в конструкциях клапанов автоматического переключения передач по двум параметрам обеспечивает одинаковую степень быстродействия при перемещениях золотника клапана в обе стороны. Подбирая величины максимальных давлений обоих датчиков, 850421

Формула изобретения

Составитель В. Ухнин

Редактор Н. Кешеля Техред А. Бойкас Корректор С. Корниенко

Заказ 6206/20 Тираж 732 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 можно существенно уменьшить размеры рабочих силовых элементов дифференциального поршня (плунжера 7 и поршня 10) и добиться их оптимального конструктивного сочетания.

Система управления переключением передач трансмиссии транспортного средства, содержащая клапан автоматического переключения ступеней, сообщающий источник давления рабочей жидкости с фрикционными элементами переключения передач и имеющий корпус с двумя рабочими камерами, золотник с продольным каналом, обращенным к плунжеру, установленному во втулке, закрепленной на конце золотника, поршни, один из которых размещен в первой рабочей камере для взаимодействия с плунжером, а другой — во второй рабочей камере для взаимодействия с золотником, и дроссель,выполненный в первой рабочей камере, датчик скорости трансйортного средства и датчик нагрузки двигателя, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее быстродействия, она снабжена дополнительным датчиком скорости, сообщенным с первой рабочей камерой со стороны поршня и противоположной ему стороны, при этом ко второй рабочей камере подключен .10 датчик нагрузки двигателя, а датчик скорости сообщен с продольным каналом золотника.

Источники информации, 1» принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 515673, кл. В 60 К 41/02, 22.07.76.

2. Авторское свидетельство СССР № 474443, кл. В 60 К 41/02, 27.10.75.

Система управления переключениемпередач трансмиссии транспортногосредства Система управления переключениемпередач трансмиссии транспортногосредства Система управления переключениемпередач трансмиссии транспортногосредства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх