Способ диагностики механизмов

 

ОП ИСАНИИ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

,868408

Сото э Севетсиин

Сецмалистичееиин раслублтлт (61) Дололнительное к авт. саид-ву (Sl )M. К.я.

G 01È13/02

6 01111/00

{22)Заявлено 13.08 79 (21) 2814154/18-28 с присоединением заявки М—

{23)Приоритет

ВвфдэретвинМ кввнтвт

CCCP ав квази нмбретеннй я етнрытнй

Опубликовано 30. 09.81. Бюллетень М 36 (53 } УД К 620.,1. .001.5 (088.8) Дата опубликования описания 30.09.81

В.Н. Костюков, С.А, Морозов, С.Г. Трушникови Г.А. Гетманская (72) Авторы изобретения

{71) Заявитель

«, (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЗМОВ

10!

Изобретение относится к виброакустической диагностике механизмов периодического действия и может быть использовано в устройствах и системах, предназначенных для оценки технического состояния механизмов без разборки с автоматической привязкой к скоростному режиму по параметрам вибросигнала, измеренного на их корпусе.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ диагностики механизмов, заключающийся в том, что преобразуют вибрации механизма в электрический сигнал, обрабатывают его, посредством фильтра выделяют составляющую электрического сигналат по параметрам которой осуществляют автоматическую привязку к скоростному режиму механизма и соответствукщую его коррекцию (I) .

Недостатком данного способа явля-. ется узость диапазона коррекции скоростей, в котором привязка осуществляется автоматически из-эа наличия полосового фильтра. Способ применяют при диагностике механизмов на скоростных режимах, отличающихся от номинального не более чем на 3-5Х.

Цель изобретения - расщирение диа-. пазона коррекции скоростного режима.

Указанная цель достигается тем, что фильтр выбирают перестраиваемий гребенчатый, измеряют сумму амплитуд гармоник на его выходе и фиксируют максимум этой суммы, а коррекцию скоростного режима производят по полученному результату.

На фиг. 1 изображена блок-схема устройства, реализующего споооб; на фиг. 2 и 3 - амплитудно-частотные диаграммы, поясняющие работу схемы.

Устройство, реализующее способ, содержит вибропреобразователь 1, устанавливаемый на корпусе днагнос..гируемого механизма, согласующее устройство 2, блок 3 обработки и расФормула изобретения

3 8684 познавания, гребенчатый фильтр 4, устройство 5 управления и устройство б отображепия результатов диагностики.

Сущность способа диагностики механизмо® ° заключается в том, что преобразуют вибрации механизма в электрический сигнал, обрабатывают его.

Посредством гребенчатого фильтра 4 выделяют составляющую электрического сигнала, по параметрам которой осу- 1с ществляют автоматическую привязку к скоростному режиму механизма и соответствующую его коррекцию, перестраиваемый гребенчатый фильтр 4. Затем из-. меряют сумму амплитуд гармоник (фиг.2) 15 на его выходе и фиксируют максимум этой суммы (фиг. 3). Коррекцию скоростного режима производят по полученном результату.

Вибрации диагностируемого механиз- 2о ма с помощью вибропреобразователя 1 преобразуются в электрический сигнал и через согласующее устройство 2 поступают на блок 3 обработки и распознавания и на вход гребенчатого 25 фильтра 4.

Выходной сигнал гребенчатого фильтра 4 поступает на вход устройства 5 управления, которое перестраивает параметры блока 3 обработки и распознавания и частоту настройки гребенчатого фильтра 4 до тех пор, пока сигнал на выходе последнего не достигает глобального максимума (фиг. 3).

Как только это произойдет, устройст- 35 во 5 управления прекращает перестрой-: ку гребенчатого фильтра 4 и блока 3 обработки и распознавания, парамет- ры которого будут соответствовать скоростному режиму диагностируемого механизма. Результаты диагностики отображаются устройством 6 отображения.

При изменении скоростного режима механизма изменяется амплитудно-час- 45 тотный спектр его вибраций и сиг" нал на выходе гребенчатого фильтра 4 уменьшается, вследствие чего устройство 5 управления вновь начинает перестраивать гребенчатый фильтр 4 и 50 блок 3 обработки и распознавания.

В момент появления глобального максимума выходного сигнала гребенчато08 4 го фильтра 4 устройство 5 упра прекращает. его перестройку и переотройку параметров блока 3 обработки и фильтрации 1 которые в этот момент соответствуют новому скоростному режиму механизма.

Предлагаемое устройство применительно к шестеренным насосам, привязку осуществляют в рабочем диапазоне оборотов насоса (2500-6000 об/мин)

1 что позволяет диагностировать его и производить коррекцию в указанном скоростном режиме..

Способ позволяет автоматизировать процесс распознавания спектра и идентификацию его частотных составляющих

1 которые являются важнейшим звеном в виброакустической диагностике меха низмов.

Применение данного способа дает зкономический эффект в устройствах диагностики эа счет упрощения подключения устройства к объекту диагностики.

Способ диагностики механизмов, заключающийся в том, что преобразуют вибрации механизма в электрический сигнал, обрабатывают его, посредством фильтра выделяют составляющую электрического сигнала, по параметрам которой осуществляют автоматическую привязку к скоростному режиму механизма и соответствующую его коррекцию, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона корреции скоростного режима, фильтр выбирают перестраиваемый гребенчатый, измеряют .сумму амплитуд гармоник на его выходе и фиксируют максимум этой суммы, а коррекцию скоростного режима производят по полученному результату.

Источники информации, принятые. во внимание при экспертизе

1, Карасев В.А., Максимов В .П.

Сидоренко N.Ê. Вибрационная диагностика газотурбинных двигателей. М., "Машиностроение", 1978, с. 127, рис. 4. 17 а (прототип).

868408

lPtl< !

Р 8

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель А. Пикав

Редактор Е. Лушникова Техуед А.Савка Корректор B. Бутяга

Заказ 8305/54 Тираж 910 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Ра ская наб. . 4 5

Способ диагностики механизмов Способ диагностики механизмов Способ диагностики механизмов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к испытательной и силоизмерительной технике

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля качества дорожек качения, диагностирования поверхностей качения колец подшипников

Изобретение относится к технике для полунатурных и комплексных испытаний механизмов летательных аппаратов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть преимущественно использовано для диагностирования макрогеометрии дорожек качения колец подшипников

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для контроля качества поверхностей деталей

Изобретение относится к технике прочностных испытаний, а именно к установкам для испытания рабочих колес турбомашин на прочность
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям ДВС при эксплуатации в натурных условиях
Наверх