Система смазки газотурбинного двигателя

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ С®И ЕЩПЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлемо 08. 02. 80 (21) 2880213/25-06 (51) +

F 02 С 7/06 с присоединением заявки М

Государственный ковятет

СССР яо леааи нзобретеннй . я открытия (23) Приоритет

Опубликовано 301081. Бюллетень Й9 40 (5З) УДК 621.438 (O8e. 8) Дата опубликовамия описания 30 10. 81

Г

A.Â. Костюков, ф. Е. Кальницкий и В. И. Бандин (72) Авторы изобретения

Московский автомеханический институт=--" (71) Заявитель (54) СИСТЕМА СМАЗКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, Изобретение относится к газотурбостроению, а именно к системам смазки газотурбинных двигателей. . Известна система смазки газотурбинного двигателя, содержащая масляный резервуар, окружающий подшипниковую опору, одна .иэ стенок которого принадлежит наружному корпусу двигателя, и масляный поддон. Накопленное в резервуаре масло после оста-. новки двигателя либо стекает в масляный поддон через подшипник турбины, охлаждая его, либо переносит теп ло.от:подшипннковой опоры к наружному корпусу естественной конвекцией в резервуаре (1).

Недостатками этой системы являют.ся значительное увеличение габаритов самого двигателя, низкая эффективность рхлаждения подшипников естественной конвекцией.

Наиболее. близкой по технической сущности к предлагаемой является система смазки газотурбинного дзига тели, содержащая маслобак, теплообменник и насос с приводом для прокачки масла через узлы двигателя пос ле его остановки (2).

Недостатком такой системы является наличие электрического двигате-, ля для привода масляного насоса, что требует затрат энергии от аккумуляторных батарей. Кроме этого, работа газотурбинного двигателя с такой организацией охлаждения зависит от аккумуляторных батарей, что сннжает

1О надежность двигателя.

Цель изобретения — повышение надежности и экономичности газотурбинного двигателя.

Укаэанная цель достигается тем, что привод насоса установлен между маслобаком и теплообменником и выполнен в виде теплового двигателя, имеющего камеры внешнего подвода и отвода тепла, маслобак снабжен байпасной линией, а выход теплообменника

2О соединен с газотурбинным двигателем через камеру отвода тепла.

На чертеже представлена схема системщ смазки газотурбинного днигате25

Система смазки газотурбинного двигателя 1 содержит маслобак 2, тепловой двигатель 3, камеру 4 внешнего подвода тепла теплового двигателя, уамеру 5 внешнего отвода тепла, насос

877100

Формула изобретения

Составитель Е. Крейдин

Техред М.Гергель Корректор Л. Бокшан

Редактор М. Янович

Тираж 584 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113О35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 9555/52

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, Ул. Проектная,4 б с приводом от теплового двигателя

;3 для прокачки Масла через узлы двигателя после его остановки, причем выход теплообменника 7 соединен с газотурбинным двигателем 1 через камеру 5. Маслобак 2 снабжен байпасной линией 8.

Система смазки газотурбинного двигателя работает следующим образом.

Горячее масло из газотурбинного двигателя 1, нагретое в его подшип никах, поступает через байпасную ли-, нию 8 в камеру 4 подвода тепла теплового двигателя 3, в которой отдает часть своего тепла тепловому двигателю 3. После камеры 4 подвода тепла масло, пройдя через насос б и теплообменник 7, сильно охлаждается и поступает в камеру 5 отвода тепла . теплового двигателя 3, осуществляя тем самым отвод тепла от теплового двигателя 3. Из последней масло попадает обратно в газотурбинный двигатель 1.

Тепловой двигатель 3 приводит в действие масляный насос б, который после остановки газотурбинного двигателя прокачивает масло по описанному контуру.

Наличие в системе смазки байпасной линии 8, соединяющей вход и выход маслобака 2, вызывает повышение эффективности теплового двигателя 3 за,счет увеличения разности температур между горячим маслом после газотурбинного двигателя 1 и маслом, прошедшим через теплообменник 7.

Прокачиваемое масло в этом случае

1 не смешивается с маслом, остающимся в. маслобаке 2 после остановки двигате- ля, и имеет более высокую температуру на входе в камеру 4 внешнего подвода тепла теплового двигателя 3.

Использование для прокачки масла тепла, аккумулированного в узлах газотурбинного двигателя, повышает экономичность.

Отсутствие зависимости работы газотурбинного двигателя от аккумуляторных батарей повышает надежность двигателя.

Система смазки газотурбинного дви- гателя, содержащая маслобак„ теплообменник и насос с приводом для про-. качки масла через узлы двигателя

Щ после его остановки, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения экономичности и надежности,привод насоса установлен между маслобаком и теплообменником и выполнен в виде теплового двигателя, имеющего камеры внешнего подвода и отвода тепла, маслобак снабжен байпасной ли-. вией, а выход теплообменника соединен с газотурбинным двигателем через камеру отвода тепла.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании

Р 1281842, кл. F 1 С, опублик. 197б.

2. ASME pub!ication 74-GT-145, 3 1974

Система смазки газотурбинного двигателя Система смазки газотурбинного двигателя 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в системах смазки газотурбинных двигателей

Изобретение относится к лопаточным машинам газотурбинных двигателей, например к турбинам, и может найти применение в авиадвигателестроении, в том числе при наземном применении двигателей

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к масляной системе газотурбинных двигателей летательных аппаратов

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и касается уплотнения опоры вала

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к системам подачи охлаждающего воздуха к подшипниковым опорам газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к кольцеобразному узлу подшипниковой опоры для газотурбинных двигателей

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и, в частности к узлам подшипниковых опор газотурбинных двигателей
Наверх