Конденсаторная система зажигания
О П И С А Н И Е 1i»879005
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.12.79 (21) 2857310/18-21 с присоединением заявки № (51) М. Кл."
F 02Р 3/04 (43) Опубликовано 07.11.81. Бюллетень ¹ 41 (53) УДК 621.43.044 (088.8) по делам изобретеиий и открытий (45) Дата опубликования описания 07.11.81 — —.
Э. Е. Литке 1
Челябинское отделение Государственного т рдена Трудового
Красного Знамени проектного института «Тяи промэлектропраект». им. Ф. Б. Якубовского, (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) КОНДЕНСАТОРНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ
ГосудаРствеииый комитет (23) Г1риоритет
Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, в особенности там, где требуется повышенная экономичность и надежность работы двигателя в различных климатических условиях.
Известна контактная электронная система зажигания (1) содержащая зарядноразрядную цепь, образованную последовательно соединенными накопительным конденсатором и первичной обмоткой катушки зажигания с шунтирующим диодом, разрядный тиристор, управляющий электрод которого связан с контактами прерывателя через .последовательно соединенные конденсатор и тиристор, коммутирующий транзистор со вспомогательным форсирующим трансформатором в цепи его эмиттера.
Недостатками этой системы являются относительно высокая сложность, малая надежность из-за значительного тока разрыва коммутирующего транзистора и возможность выхода его из строя при снижении напряжения питания автомобиля ниже 8 В.
Наиболее близким техническим решением по технической сущности и достигаемому результату является электронная система зажигания (2) и,(3).
Известная электронная система зажигания содержит зарядно-разрядную цепь, образованную последовательно соединенными накопительным конденсатором и первичной обмоткой катушки зажигания, параллельно которой включен разрядный тиристор, а
5 между точками их соединения — диод в обратном направлении, управляемый блокинг-генератор с двухоперационным тиристором и дифференцирующая RC-цепь, связывающая контакты прерывателя с управ10 ляющим электродом разрядного тиристора.
Однако эта система зажигания имеет низкую надежность работы при ручном пуске двигателя, когда накопительный конденсатор успевает разрядиться через обрат15 ное сопротивление полупроводниковых элементов за один период работы прерывателя и блокинг-генератор не возобновит своей работы вследствие оставшегося в открытом состоянии двухоперационного тиристора.
20 Целью изобретения является упрощение системы при одновременном повышении энергии искрообразования на пусковых, холостых и средних оборотах двигателя.
Эта цель достигается тем, что в конден25 саторной системе зажигания, преимущественно для двигателей внутреннего сгорания, содержащей зарядно-разрядную цепь, образованную последовательно соединенными накопительным конденсатором и первичной
ЗО обмоткой катушки зажигания с шунтирую3) <)))(!б
ы> Ко)?дс:?гыторпая система зажигания, преJ;3)ущсст)3с t«î, Гя двигателя Внутреннего сгopaii!iя, .,>,ср)кащая зарядно-разрядную цепь, (и рл Овлп уlo «оследоватсльно coc, i«i!C!i1II>1М)1 I)a(
6;т;i Периш«Ой 063?О)К(3)(КатуШКП ЗажИГаиня
ЩНМ ДИОДОМ, П3Р2;IЛС;Т,HO KOTOPOif ВКЛ!О" С?!
1ЧI р П Г О р Т. П,С П Ь 1 0 j ji <т Б, (! Т П Я, Г 0 Г I! I «C «« i ) 7
С КОПТан l 3) iи iip p ЫГЛ ГС.IЯ, ЧСi) С") i .1гр() ".р
ЦИ!3 т Ю(<цу?О ?!СПЬ) ГОСТЛБПОй ?<<)),)! ):т) :;):il«
3 }33«ЗПСТС(3 ". I 3 T iK<) М ТОКЛ Б ),C!71 i Т От) Т H i! c! KOJI!!1 а .) П)() I (.,i ) .:т (, т )), т т I 0«!l Зм!! (l iCi3;!, -,-ТЧ)РПЧПЛ5; >, -»..)!" i;i,; )!.,P;) СВ51331!Л ЧЕ!303:(?(О Г ПЛКО «()Е i I!Û)! )< П:!(.i!CflT0l)0)i, ВВС, IЕПЫ,)(33 ЛОГ« )СГКЦ : 3!iC.мента ? — 2И вЂ” 2ИЛИ вЂ” !-11 ., Б.,t;n!! ) K()TOBi>!. 0 0 Р 2 3 )! Ю Т Г П Р О Т Ц 13 0 i I 0, I 0 Ж «Ы М I I Б::: О Д Л ) i 1( т})ПГГС}3, Ilf и (ем 0;11)II !ia Вы. .0.(0)3 ГБ5>;тл I !срсз !)Рзпст00 Г 0:)20.". cpcт"!3ПОГО ).0 j ". !Чi}3) KiIT(Cj 0 Tf a«Зli TO )Ы, Л о ТЛВ!?П(СГЯ !3,>дь! ) ;OC ««i-СП;;. Тат»ИКОМ TOK;i И С «.)ЕРЫBBT ((. . т! ГОО (БС ГСГ)>С«!! (т Г )< 3 )С))l )!, ) J) f) .".т) т :! K.! I(! Ñ:I ñ. T0 .3 и -:(Г!)Ñ 3 I l<))(!)i !30!! ::; ii i т < Т " (т тт ! <Л )Г;)TCif<0 « f)1 . 3<. .,.(),- (3 I!! !"..!!l!:т : ., ) 3. )(K Г!3! I !C;KЛ H Г. C М с) !; :. Т, Т;) Г() (",! <> r ?)7)(Т < ГЛ Т<)PI?0:-! < Т) Г) СМ Ь! 3<<)! i! c! JI!! < I. Сигтсма Годе!33)<«1 з:-pя «О-;) зря (п)7(i ((Еп, От>Р))зован)т)7(3 ГРГ>< .!0 !TГЧЬПО Сг-:1!! ) ) 0 П )! Ь) т: И I I Л К О!! .. ?Т T С. Т .. ЬТ ) (K.! I I ., < .! C:" Т Р т 0. ) и Г(Р!)ВН;ПО "! ОР)(0 Г)т 3:"т 2 I<;i ) т,.пl)<т ц«5? 3 C!!!) !(T .(;))!O !il (—;т:,г> i0) т" -т (с )Т ! i ) I3 i Л (, т !, « О .т . 3 5! . (О - !) <) 3 ) 3 5 ! < ) ! т (: I « (< К, . 0т!СП Т(ТППГТО ) ", r(< :«> . «?)Л()ЛСIТТ)Я К<) ÃOP() <) )те«а; PC j 0TBCI(IIO 000 ;«! JC!!2 C O;II! ) I) ;i) "",,Г)) б );!! Kp00 < Рм i)! /, (2<) !3 ЛЗ) )< )Т, i l B<)l )! J),!В . ." )(<)Г);)B«! () )! «!.Г>«!.Гг .т, J! !I Б: 3 (Ц(!)«!)" I<) j!Cj)0r! T<) (« i< Пт,;)3;т: Г, I(М c), i!) )! ) («Р т >0)?((,й i 13!<)3)!!I пт)ст)ывс т" !5! тт 13 "0 !Ом l 3,! «!Kpul. .;C)) j>), ",."!i! I!1HCiI1!0)! Г: " .!, !!IT))0!!O,I . 1, ГО"Т!!3!fi3! K(!)Tт!) T!)й ГО !3 "О i) Бj)!CO.Ò<3. .. 3 !3i;! 30 );с. .. >! (СрС ) рСЗИС1 )!3 1с-! 0 В! T) Р !! C Б "0 :) . 1;3 )Т«КПО: .С)тт)!;! .ТЛ) тт„,<О,! (1 ТО <; т, т(;тт-„<))!Of(, Псрвццц(3 f ГО )!OTT<0!l 17 «Л":-..<т:т!)-.7-)),)(<)в I <) Т)3 f! I! Г ()) О т). т! Т() р " 1 .. т Т Г. ) i):! т! « : 5т:): т М <>т )< Л Тсr!Ti!!)0!О jjо Т< 1)от C!(Ттт < !)(Т -,)ТО i );< Т), <)< )Т)(ТС ") По .!) »0)I, rгПГЛТOO) . =!,70) ); и Г!)! 2;>, 21 Гл,"к;.) Г ),л cf Гтл О();!и.- .— ПИЦ )? Л (То)I)KЕППЯ I!1> Ca!!«5(М:.(Т<П(С "0)! . 7, з70);0!ITT) 22, 23, 24. 23 — (Ля ГТЛ< «.1()ç.: ");H рР)!<И ма paбoTI 000т 30) стас:I«0 ))т!(<и".>" < мы 7) тр пзистор3 2;т тп",пгт< . -i ". 113Гp), зкой Tlт3pрьTRЫTc.)я <11)т)(<п ". рсз)т т0 ) 2() ! ,Оп Рнгаторпая <П(стсма "-,: l<пгal»;c! П"бОТЛСТ ГЛР Чт. 101ПИ.;! 0<тт; ЛЗ<» ! 3) ПГ.<01«ом состоя«пп В и<) мгп-.;:0,.:: и ПЛ jl!iÿ<Ê ?I if5j !Т)<Тс; ПЦ
ТОМ < О(TOTI « li fl KO!? TBKTOT );>30)Ь) 3 ) Тс;)5! 8 )ТЫ т ВЬ ".О IС 1 3 М цт<()ОГ. Е) (Ь . т П05(ПГ! 5! . Тгя ) <" ))(ескля «1», тлк кчк i!3 ..;.одг Одкл(о:с:",1?0)Т K KÎTI !QHCЫ ) OPМ 9 )63 I TKOÂ!3(;т ГТI>I 0 п()каст логи:еский «Г>». С!)лблтывлет Тр тгГЕР, КОтОРЫй П>01)(Г(1)(<)(ВГСт ЗТО ГО(ТО:.:<7<, Io тг.. < ?!0(3, ВОТ
I!0 ОГТПГПСТ < ")OT J!c!, )ГП тfCi )< о,j «!», ЗЛ < т(С! 1?Л!)Л< ГЛцf(Я (1 . т );Л,)(.)f т,(<) 3:.. !Ir" т,! Ц И Л, 7 b)(0 Ì )) 3 ) КО ! ". Г) i), 0 Г )П ж С т т т! П "-> I 0 ) j3OT3I)5(ТРПГГГТ) т! Гтц)ВСТП(0 П:; М C (5)C T )РГ состоя)шс Ilл противо«ало»<пос. В р 3: л. тлтс ток через трапз),:стор 12 резко преры.33< 1051 ): . <Т !М<т) КЛ Г})():)((1)()1)МЫТОI)Л 18 l!0)I?!ilca0Г,Ц< La)!( }!осле рлзмыкашш ко,!Г;(КГОБ «рерывытсля на моде 10>:тт?)к!>о<.:<0),)ы ), Связанном с > «13IO Т«13«010pa 3, ВОЗПИКЫСТ j p . I 0, 0 Ж И т Е Л b П Ы! 1 И:)1 П у Л! ) C, К О Т 0 j3 Ы i Б Ы 3 Ы В 3 <.< Т ПЗМСП(!1ИЕ COL! 051«1)Я jilii! СР3, T. С. ИЗМСНСП П С;! 0 ГИ Ч С С КИ. ; i X O. 10 i) I H KP 0СХСМЫ H OTK)31)!ac! HHC Til)3!ILTO!ia O. 0,1130BpQ)т(СН 10 <. НОЯ13ЛСПИС)) JICKjibl O I К})ЫБЫЕТСЯ тра!!ЗНСтОр 12, и «ро )СL Заряда КО>?ДЕНСаТО}33 1 «0!3Toj)5!Q j jрп 3 ТОМ пы«13яженпе iiс) 1?С:т) Г)ПО?31> СТЛПОВИ Г Я 132ВНЫМ Lib 1jpJi )О .!<-,,) !Ощс)! ЗЫ:т)Ь!!. аНИИ КОНТ2КТОВ «рС}>ЫБci I С. !5) 1 р«ГI Q}3 ПЗ:т)СПЯСТ СВОЕ СОСТ051 () ««L «o l3K0.Г3 I О, св5132ннОМУ с «Оп, IQHcBTo130 )1,3> 1) «ако>штслы!ын кондLTTLBTop получает Jo;toëlt:ITCT)b«ól0 порцию энергии. 10перь к моменту о:ередного рызмыкания I "Lj3B0ilc! .3Г1, llaп1351жспис ill) кон,)сн BToj)ñ 1 cTaHCT раВ-! )ым L), которо оудст по .)ер3киваться до i))aKC1I<)l3;IbllbiK CiOOPOTOB. 31 0 HC HBP)!Ш2С 1 1)б) р;«ить) Дьпг()те,i);, Ык как пробивное на«Р5! КСНИС С те<10«}3аООТЫIОЩЕГО IBHI 2ÒQËß К 3 1 ОМу МОМС Г) C«lli! >0Li и ib скс:т(тт т(НОВ!>!снть зне})Гию нскр0оор(:зовынп» на )?усковы.;, <олосты.; и средl i)i . O u O P u T i! . Д Б)! Г 2 T P;151. < ),!Ь)тпьш обРазСЦ конДенсатоРНOИ систе)lbl 3<1 т<)l "el!(< 51 ОЫЛ ИЗГОТОВЛЕН И П!30ШЕЛ ИС: i!)i T 3 I I « 5I. (;!Стсма работала четко без сбоев в дна;)азопе тем: ератур окружающей среды от ,;Π— 43"С до --, - (>(3 С..двигатель автомобиля ) С(!СШНО Зс)ПУСКЛ i Cst и yCTOTI ИВО РаООтаЛ Н2 В с рс)1<1!))Л:,. <т T<7KC!IÌ<7. Ibl!0 )IOTPQU!ITIPTC51 МОIЦПОСТЬ СИСТС IЫ Зc!cf;11! Ilji«51 B lipСдСЛ2К 30 1>Т, т(ИНИМ().!ЬТIΠ— i! ) ) OCIO T! IX ÎOOPOT2X ДБИГ2ТЕЛЯ ),(С)ICC ý,;3 Й. . ()> 0 !3:т! у л ы и з о б р е т с н и я 879005 10.Ф 1 /< ) () 1 1 L Составитель А. Борзиков Техред А. Камышникова Редактор Г. Петрова Корректор 3. Тарасова Заказ 2326 16 Изд. ¹ 570 Тиран< 561 Подписное НПО «Поиск» Государстве; ного комитета СССР ио дела<и изопрстсll".и и открь<тпй 113035, Москва, 5К-35. Га.".;.c.ê<àÿ:.аб.> д. 4, 5 Типография, пр. Сапунова, 2 с шунтпрующим диодом, параллельно которой включен тиристор с цепью управления, соединенной с контактами прерыватсля через диффсренциру ющую цепь, составной коммутирующий транзистор с датчиком тока в цепи коллектора и накопительным трансформатором в цепи эмиттера, >TOpII< .ная обмотка которого связана через диод с накопительным конденсатором, о т;I и ч аю щ а я с я тем, что, с целью упрощения системы при одновременно повышении энергии искрообразования на пусковых, хо 70стых и средних оборотах двигателя, в нее введены два логических элемента 2 — 2И— 2ИЛИ вЂ” HE, выходы которых образуют с противополо кными входами триггер, причем один из выходов связан через резистор с базой составного коммутирующего транзистора, а оставшиеся входы соединены с дат-шком тока и с прерывателем соответст5 вснпо через коммутирующий конденсатор и через дифференцирующую цепь. Источники инфор1<лации, принятые во внимание при экспертизе!. Глезер Г. Н., Айди И.М. Автомобильные электронные системы зажигания, 1977. 2. Авторское свидетельство СССР .хго б37546> кл. F 02Р 3 04, 197б. 15 3. Авторское свидетельство СССР ¹ 8<>:24з, кл. Г 02Р 3 Об 1978.