Способ испытания турбомашины

 

Союз Советскии

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОИ:КОМУ СВИ ИТИЛЬСТВУ.Ф

4 (61) Дополнительное к acr. саид-ву и 735948 (22) Заявлено 220379 (21) 2741773/25-06 с присоединением заявки ¹ (51) М. Кл.з

G 01 М 15/00

Государственный комитет

СССР яо дмаи изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 07.1181. Бюллетень Н9 41

Дата опубликования описания 07. 11. 81

{ З) ДК 621.438-55 (088.8) (72) Автор изобретения

С. М. Дорошко

Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им . Ленинского комсомола (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТУРБОМАШ(НЫ

Изобретение относится к способам исследования вибраций в лопаточных машинах.

По основному авт. св. 9 735948 известен способ, заключающийся в том, что импульсный датчик перемещают на корпусе по окружности в плоскости,„перпендикулярной к оси турбомашины, и фиксирует его положение в местах максимального отклонения концов рабочих лопаток (1).

Однако данный способ не позволяет точно определить резонансную частоту колебаний лопаток.

Цель изобретения — повышение точности определения резонансной частоты колебаний лопаток.

Поставленная цель достигается тем, что в момент фиксации импульсного датчика измеряют частоту вращения ротора турбомашины, а частоту резонансных колебаний определяют как произведение среднего значения измеренных частот вращения на число источников возмущающей силы.

На фиг. 1 представлена зависимость амплитуды A колебаний рабочих лопаток от частоты вращения (у) турбомашиныу на фиг. 2 — зависимость сдвига фаэ от частоты вращения

Щ турбомашиныу на фиг. 3 — смещение конца лопатки от нейтрального положения, т. е. амплитуды А в зависимости от угла поворота о(. за один оборот рабочего колеса; на фиг. 4 — зависимость амплитуды A колебаний рабочих лопаток от частоты вращения ИИ при трех значениях

Резонансные колебания рабочих лопаток вызываются, как правило, неподвижными элементами, находящимися в газовоздушном тракте турбомашины. При этом лопатка совершает вынужденные резонансные колебания с амплитудой, являющейся функцией частоты вращения турбомашины (см. фиг. 1). Причем в момент резонанса, т.е. при fS = И)рО, где (Юрб - pe20 зонансная частота, сдвиг фаз равен Р/2 (см. фиг. 2).

Если импульсный датчик расположен в точках 1 и 2 по окружности (см. фиг. 3), то зависимость амплитуды A от скорости вращения будет характеризоваться соответственно кривыми 3 н 4 (см. фиг. 4), т. е. моменту резонанса (И = Ю р соответству30 ют значения амплитуды + А

879361

Если импульсный датчик расположен в точке 5 по окружности (см. фиг. 3), то в момент резонанса амплитуда А 0 (кривая 6 на фиг.4).

Таким образом, для определения частоты колебаний лопатки необходимог при прохождении резонансного режима измерить максимальные значения временных интервалов, характеризующих перемещение конца лопатки при различных положениях импульсного датчика, расположенного на корпусе по окружности в плоскости, перпендикулярной к оси турбомашины; зафиксировать положения датчиков, при которых достигаются экстремальные значения временных интервалод измерить частоту вращения ротора, соответствующую этим экстремальным значениям определить число источников возмущения (кратности), при этом следует иметь ввиду, что по окружности колеса укладывается целое количество волн (см. фиг. 3).

Произведение среднего значения измеренной частоты вращения на величину кратности дает искомую вели" чину частоты резонансных колебаний.

Таким образом, повышается точность. измерения частоты резонансных колебаний, так как она определяется точностью измерения скорости вращения ротора. формула изобретения (О

Способ испытания турбомашины по авт. св. в 735948, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения точности определения резонансной частоты колебания лопаток, в момент фиксации импульсного датчика измеряют частоту вращения ротора турбомашины, а частоту резонансных колебаний определяют как произведение среднего значения измеренных частот

Щ вращения на число источников возмущающей силы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР д в 735948, кл. G Ol M 15/00, 26.01.1976.

879361

Составитель А. Лушин тех ред A.Лч Корректор У. Пономаренко

Редактор М. Кузнецова

Заказ 9704/8

Тираж 910

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москвар X-35 Раушская наб., д. 4/5

Подписное

) .Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ испытания турбомашины Способ испытания турбомашины Способ испытания турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх