Погружной маслозаполненный электродвигатель (его варианты)

 

(72) Автор изобретения

А. В . Кем енов (7! ) Заявитель

Тульский политехнический институт (54 ) ПОГРУЖНОЙ ИАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (ЕГО ВАРИАНТЫ) Изобретение относится к электромашиностроению, предназначено для привода погружных механизмов и может быть использовано, например, в горно= рудной промышленности в качестве привода погружных насосных агрегатов. Известны погружные маслозаполненные электродвигатели k1).

Недостатком двигателей является плохой отвод тепла от ротора электродвигателя, так как тепловой поток от ротора в основном проходит .через цепочку зазор-статор, что вызывает дополнительный нагрев статора. Перегрев статора отражается на долговечности изоляции обмотки, уменьшая ее в два и более раза.

Известен погружной маслозаполненный электродвигатель, содержащий полый ротор, внутри которого размещен несущий многофазную обмотку статор с установленными в подшипниках верхними и нижними концами (21.

Однако в данном электродвигателе герметизация, осуществляемая верхним и нижним сальниковыми уплотнением, недостаточно надежная.

Цель изобретения — повынение надежности электродвигателя, Эта цель достигается тем, что погружной маслозаполненный электро10 двигатель, содержащий полый ротор, внутри которого размещен несущий многофазную обмотку статор с устаHoBJMHHbMH в подшипниках верхними и нижними концами, снабжен кожухом, 1S на боковой поверхйости которого выполнены окна, а на торце — отверстия, ротор имеет форму колокола, в верхней глухой части которого выполнено закрытое пробкой осевое отверстие с резьбой и установлен подппатник, фиксирующий верхний конец статора, а в нижней части размещена диафрагма, жестко связывающая ротор и нижний конец статора.

881940

Б псч ручном "аслозаполненном электродвигателе герметизация между ротором и статором в нижней части двигателя может быть достигнута и следующим образом: в нижней части ротора выполнена резьба и установлена резьбовая пробка, соединенная с нижним концом статора шлицевым соединением; более предпочтительный вариант, так каг пс едполагает многократное использс".,.—;.ние), На (риг 1 пок&.зан электродви1 атель,. общий вид;. на фиг. 2 — узел соединения ротора с осью пробкой при невращающемся роторе; на фиг. 3 то же., при вращающемся роторе.

Погружной электродвигатель состоит из статора, посаженного на сердечник 2„ ротора выполненного в Виде 0 гермети.сной капсулы, состоящей из глухого còàêàíà 3, имеющего в верхней ча"ти отверстие с пробкой 4, и пакета железа 5 с короткоэамкнутой оболочкой о Ротор электродвигателя стаканом 3 опирается на упорный подшипник 7 н однсвремепно центрируется на сердееч..-mxå 2 с помощью радиально упорн;;,х подшипников 8,, 9, а относительно кожу, -а О дополнительно центрируется

;,oä|èïò н .Дсок скольжения j 1 0 Сердечник статора электродвигателя опирается че.:р ез к оьшгсу 3..", на . .- .Охсэ х 1 0 л закреплен гайьсой .1 3, Кожух 1 О имеет окна 14 посредством которых обеспечивается

:сонтакт ротсра с окружающей с.редой водой). Кров:.е того, сердечник 2 сое-! динан - . с.,ак-*ном 3 диафрагмой 15 за счет ";.го и образуется герметичная капсула В первом варианте диафрагма

40, 5 вь,::.алнена из упругого материала

"-:ап.1имер резины, и приклеена к сер— цеч;,ысу 2 и стакану 3, что образует г .-,жет.-синов соединение (фиг, l ) . Бо втором варианте диафрагма la выполне45 на в внде пробки из твердого материала и навинчена на стакан 3 ротора.

На сердечнике 2 пробка 1 5 закреплена с помощью шлица 16 и свободно может перем "; .ться вдоль oÿääe÷íèKÛ (фиг ° 2) °

Злектродвига.тель работает следую50 пс1з.. образом, Б процессе сборки электродвигателя приклеивается (фиг, 1), или плотно затягивается .(фиг. 2) диафрагма 15.

Заливка масла в полость электродвигателя производится сверху по каналу 17 после чего заливочное отверстие закрывается пробкой 4, Проверив герме-. тичнос ть, двига тель соединяют с пс = мощью шпилек 18 с насосом 1не показан), после чегс собранный насосный агрегат опускают в скважину. Подключив электродвигатель к сети, производят запуск насоса, При этом ротор начинает вращаться, Диафрагма 15 разрывается oт действия крутящего момента, однако масло в полости электродвигателя остается, поскольку ее удельный вес меньше удельного веса воды и столб масла подпирается столбом воды в скважине.

Бо втором варианте (фиг, 2) при вращении ротора диафрагма .15 свинчивается с ротора и опускается на крышку 1 2, обеспечивая тем самым безпрепятственное вращение ротора относительно статора. Таким образом„ подшипники электродвигателя продолжают работать в маслянной ванне, :о благоприятно сказывается на долговечности их работы. Если электродвигатель в процессе работы выходит из строя, то он поднимается из скважины, Масло из полости электродвигателя выливается лишь после того, как он поднят над водой, что также исклочает попадание воды в полость электродвигателя. После устранения неисправности в электродвигателе заделывают диафрагму 15, проверяют- герметичность соединения и производят монтаж насосного агрегата вновь. Ротор электродвигателя внешней стороной вращается в большом объеме воды, которая его интенсивно охлаждает, а внутре :ней — в маслянной ванне, в которой также производится его частичное охлаждение. Выполнение ротора в виде глухой капсулы, а также соединение его со статорам диафрагмой позволяет исключить попадание абразивных частиц и воды в трущиеся опоры электродвигателя и к обмотке статора, улучшить его охлаждение и тем самьм повысить надежность работы электродвигателя в целом. При этом появляется возможность изготовления обмотки электродвигателя из обычного провода, вместо специального провода с влагостойкой изоляцией,, например

ПБВП, а также возможность использо.вания щеточного аппарата, например, в двигателях постоянного тока, погруженок в скважину, Формула изобретения

i. Погружной маслозаполненный электродвигатель, содержащий полый о 10 еротор, внутри которого размещен несущий многофазную обмотку статор с установленными в подшипниках верхними и нижними концами, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности, электродвигатель снабжен кожухом, на боковой поверхности которого выполнены окна, а на торце — отверстия, ротор имеет форму колокола,в верхней глухой части к

° торого выполнено закрытсе пробкой ос вое отверстие с резьбой и установлен подшипник, фиксирующий верхний конец статора, а в нижней части размецена диафрагма, жестко связывающая ротор и нижний конец статора.

2. Погружной маслозаполненный электродвигатель, содержащий полый ротор, внутри которого размещен несущий многофазную обмотку статор с установленными в подшипниках верхни881940 6 ми и нижними концами, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности, электродвигатель снабжен кожухом, на боковой поверхности которого выполнены окна, а на торцеотверстия, ротор имеет форму колокола в верхней глухой части которого выпол" пено закрытое пробкой осевое отверстие с резьбой и установлен подшипник, фиксирующий верхний конец статора,а в нижней части ротора выполнена резьба и установлена резьбовая пробка, соединенная с нижним концом статора шлицевым соединением.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР

Р 629597, кл. Н 02 К 5/.12, l977, 2. Авторское свидетельство СССР

1 - 120475, кл. Е 2l В 3jl0, 1957.

88)940

Составитель С, Венгржановская

Ре актов И. Хома Техэед,А.Бабинец Корректор Г. Огар д, д „,й Саню ю ° ю

Заказ 9993/83, Тираж 733 Подписное

ВНИШЫ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Ра чиская наб, ц.4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

А

Погружной маслозаполненный электродвигатель (его варианты) Погружной маслозаполненный электродвигатель (его варианты) Погружной маслозаполненный электродвигатель (его варианты) Погружной маслозаполненный электродвигатель (его варианты) 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбостроению

Изобретение относится к электротехнике, касается, в частности, погружных корабельных электрических машин и позволяет обеспечить повышение надежности, ресурса и срока службы машины за счет исключения контактной коррозии корпуса, а также повышение энергетических и пусковых характеристик

Изобретение относится к области электротехники и касается проблем конструктивного выполнения жидкостно-заполненных электрических машин

Изобретение относится к погружным заполненным жидкостью электродвигателям, предназначенным для привода погружных вращающихся центробежных, винтовых и других насосов для добычи жидкости из скважин, работы в резервуарах, водоемах и т.д

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения жидкостнозаполненных электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и касается гидрозащиты погружных маслозаполненных электродвигателей, используемых в насосных установках добычи нефти в качестве привода

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашиностроении при проектировании жидкостно-заполненных машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к морской технике, в частности к погружным электромеханическим приводам, например, для насосов, вращающихся электродов и т
Наверх