Опора роторного рабочего органа проходческого щита

 

Союз Советски и

Социаписткческик

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6t ) Дополнительное к авт. саид-ву (22)Заявлено 24,01.80 (2! ) 2890601/22 03 с нрисоеднненнеез заявки М (23)Приоритет

Опубликовано 23.11 81- Бюллетень М 43 (51)М. Кл.

Е 21 0 9/06

Ркударствеииый квинтет

СССР ао делам изобретений н открытий (53) УД К 622.284 (088.8) ll,àòà опубликования описания 25.11.81

Л. И. Савежев, В. А. Иванов, В. А. Ходош", И. С. Островский и С. Н. Власов (72) Авторы изобретения

Специальное конструкторско-те хнологическое бюро

Главтоннельметростроя Министерства транспортного строительства СССР (7l) Заявитель.(5.4) ОПОРА РОТОРНОГО РАБОЧЕГО ОРГАНА

ПРОХОДЧЕСКОГО ЩИТА

Изобретение относится к устройствам для сооружения тоннелей, а именно к проходческим шитам и касается опоры роторного рабочего органа.

Известна опора роторного рабочего органа проходческого шита, состоящая из двух отдельных в конструктивном исполнении частей. Одна часть представляет собой центральный радиальный подшипник качения, который закреплен на перегородках корпуса шита вдоль его продольной

10 оси и предназначен для восприятия радиажных нагрузок. Другая часть опоры выполнена в виде опорного кольца шита, на котором установлены ролики, воспри нимаюшие осевые нагрузки, появляющиеся во время работы рабочего органа Ш .

Однако наличие центрального подшипника качания приводит, к отсутствию в рабочей зоне свободного пространства для

20 размещения погрузочных устройств и ухудщает доступ к забою, что усложняет техническое обслуживание шита, монтаж

2 и демонтаж элементов конструкции щита в случае выхода их из строя.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является опора роторного рабочего органа проходческого шита, включающая наружную цилиндрическую вращающуюся обойму, внутреннюю неподвижную обойму и два ряда вращающихся конических катков, установленных между наружной и внутренней обоймами с возможностью линейного контактирования с наружной обоймой, ось каждого из которых расположена под острым углом относите

4 но плоскости, перпендикулярной образую- шей цилиндрической поверхности наружной обоймы E2) .

Достоинством шита фирмы Роббинс является наличие свободного пространства в рабочей зоне для размещения погрузочиых устройств и улучшения доступа к забою.

Однако при выходе из строя известной; опоры в результате излома или поломки

83460 4 полненным в корпусе 1 шита. На каждом кронштейне неподвижной обоймы 6 жестко закреплены две оси 12, которые располагаются под углом, за исключением прямого, и симметрично относительно плоскости перпендикулярнЫ образующей 13 цилиндрической поверхности наружной обоймы 5. На каждой оси.

l2 с возможностью вращения вокруг нее установлен через подшипники 14 каток 7. Каждый каток 7 контактирует с наклонными коническими поверхностя»ми 8 наружной обоймы 5 по линии кон-. такта 15. Между катками, размещенными на одном кронштейне неподвижной обоймы 6, имеется зазор. Между каждым иэ катков 7 и его внутренней неподвижй ной обоймой 6 на стороне, диаметрально противоположной линии контакта 15 этого катка с наружной обоймой 5 имеется зазор 16.

Проходческий шит с опорой роторного рабочего органа работает следующим образом.

При проходке шитом с роторным ра» бочим органом, последний приводится во вращение от привода 3. Вместе с рабочим органом 2 начинает вращаться жест ко связанная с ним наружная обойма 5.

При разрушении породы рабочим органом

2 осевые.и радиальные нагрузки воспринимаются наружной обоймой 5, которая, опираясь своими наклонными поверхностями 8 на катки 7, заставляет их врашаты ся вокруг осей 12. Внутренняя обойма

:6, жестко связанная с корпусом 1 шита, остается при этом неподвижной, благодаря наличию зазора 16 между катками и основанием неподвижной обоймы 6. В противном случае катки 7 при вращении

40 вокруг оси 12 проскальзывали бы и за-клинивались что привело бы к поломке внутренней обоймы 6 и остановке рабочего органа 2, а следовательно, и к остановке проходки щитом.

Предлагаемое конструктивное выполнение опоры обеспечивает наличие свобоцного доступа ко всем элементам опоры и другим узлам щита, повысить ее ремонтоспособность и техническое обслу50 живание, а также осуществлять быструю смену катков или отдельных частей неподвижных обойм в тоннеле без сложных монтажных и демонтажных работ.

3S

SS

Э и ее отдельных частей сложно произвести ремонт в условиях забоя, так как для замены элементов конструкции опоры необходимо производить разборку щита. Кроме того, затруденны в условиях забоя монтаж, демонтаж,опоры и ее техничес» кое обслуживание.

Цель изобретения - повышение ремонтоспособности опоры и улучшение ее технического обслуживания.

Поставленная цель достигается тем, что внутренняя неподвижная обойма выполнена из нескольких разделенных межI ду собой по окружности частей, а катки закреплены в каждой из частей внутренней неподвижной обоймы попарно посредством осей, при этом каждый иэ к атк ов со стороны диаметрально противоположно линии их контакта с наружной обоймой, установлен с зазором относительно внутренней неподвижной обоймы., На фиг. 1 изображен продольный разрез щита с опорой роторного рабочего органа; на фиг. 2 — сечение АА на фиг. 1; на фиг. 3 - элемент опоры; на фиг. 4 - сечение В-В на фиг. 3.

Проходческий щит включает корпус 1, роторный рабочий орган 2, привод 3, приводящий в движение рабочий орган, и опору 4, предназначенную для:восприятия радиальных и осевых нагрузок, возникающих при работе шита.

Опора 4 выполнена в виде радиально упорного подшипника и содержит наружную вращающуюся обойму 5, внутреннюю неподвижную обойму 6 и вращающиеся конические катки 7. Наружная обойма

5 выполнена в виде цилиндрического кольца с наклонными коническими поверхностями 8 по краям. Наружная обойма

5 жестко связана с роторным рабочим органом 2 и вращается вместе с ним.

Внутренняя неподвижная обойма 6 представляет собой внутреннюю обойму подшипника качения, разделенную по окружности 9 на части, в каждой иэ которых попарно закреплены катки 7. Каждая часть внутренней обоймы 6 выполнена в виде кронштейна различной высоты и конфигурации в зависимости от места расположения на металлоконструкции корпуса 1 шита.

Кронштейны внутренней неподвижной обоймы 6 располагаются на определенном расстоянии друг от друга по окружности 9, число их может быть раэлич»ным. Каждый кронштейн неподвижной обоймы 6 крепится посредством болтовых соединений 10 к перегородкам. 11, вы"

Повышение ремонтоспособности и технического обслуживания подшипниковой опоры приводит к повышению надежности шита.

883460

Формула изобре тения

Опора роторного рабочего органа проходческого щита, включающая наружную вращающуюся цилиндрическую обойму, внутреннюю неподвижную обойму и два

psAa вращающихся конических катков, установленных между наружной и внутренней обоймами с возможностью линейного контактирования с наружной обоймой, ось кщкдого из которых расположена под оотрым углом относительно плоскости, перпендикулярной образующей цилиндрической поверхности наружной обоймы, о. т « л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения ремонтоспособности опоры и улучшения ее технического обслуживания, внутренняя неподвижная обойма выполнена из нескольких разделенных между собой по окружности частей, а катки закреплены в каждой из частей внутренней неподвижной обоймы попарно пс

5 средством осей, при этом каждый из катков со стороны диаметрально противоположной линии их контакта с наружной обоймой, установлен с зазором относительно внутренней неподвижной обоймы. !

О

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Англии М 1469752, кл. E 1 Г, опублик. 1977.

2. "Отчет о приемке и испытании тон нелепроходческого комплекса фирмы

Роббинс, N 9/1, СКТБ Главтоннельметростроя, 1977 (прототип).

883460 иоЗ

12

Составитель 3. Власова

Редактор А. Шандор Техред Т.Маточка КОРРектоР В. Бутяга

Заказ 10158/52 Тираж 630 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113О35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Опора роторного рабочего органа проходческого щита Опора роторного рабочего органа проходческого щита Опора роторного рабочего органа проходческого щита Опора роторного рабочего органа проходческого щита Опора роторного рабочего органа проходческого щита 

 

Похожие патенты:
Наверх