Способ контроля скорости изнашивания пары трения при граничном трении

 

Союз Советскмн

Соцмалмстмческмн

Реслублмк

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.03.79 (21) 2733161/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з (Ь 01 N 19/02

Гасударственный комитет

СССР по а нам нзабрнтений и аткрмтий (53) УДК 620.178.. 162 (088.8) Опубликовано 07.12.81. Бюллетень № 45

Дата опубликования описания 17.12.81

Ф :,:: .1э :в фД лф

Щ т у

ТЕ щр щ

ЬИНДЦфф®

Б. И. Костецкий и И. И. Крив ! (72) Авторы

- изобретения

Украинский научно-исследовательский институ механизации и электрификации сельского хозяйства (7I ) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ ПАРЫ

ТРЕНИЯ ПРИ ГРАНИЧНОМ ТРЕНИИ

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам оценки трибомеханических характеристик материалов пар трения, работающих в условиях граничной смазки, и может быть использовано для непрерывного контроля скорости изнашивания пар трения.

Известен способ контроля скорости изнашивания пары трения при граничном трении, заключающийся в том, что испытуемую пару нагружают заданной нагрузкой, создают относительное перемещение элементов пары, измеряют мощность, расходуемую на преодоление сил трения, и определяют удельную работу износа по известным табличным данным, а скорость изнашивания пары трения принимают равной отношению упомянутой мощности к удельной работе износа (1) .

Недостатком известного способа является низкая точность определения скорости изнашивания, что обусловлено зависимостью удельной работы износа от условий испытаний, которая может изменяться в процессе испытания пары трения в пределах нескольких порядков.

Цель изобретения — повышение точности определения скорости изнашивания пары трения.

Эта цель достигается тем, что измеряют электросопротивление в контакте между

5 элементами пары трения, а удельную работу трения определяют по формуле А = FR, где R — электросопротивление в контакте; К вЂ” постоянный коэффициент.

На чертеже показана пара трения, скорость изнашивания которой контролируетто ся по предлагаемому способу, с электрической измерительной цепью.

Исследуемая пара трения содержит подшипник 1 и вал 2, между которыми введена смазка 3. В электрическую цепь включен измерительный прибор 4, добавочное

15 сопротивление 5(Rg) и источник 6 переменного тока низкой частоты (до 50 Гц) с напряжением до 200 мВ. Величину сопротивления Rg подбирают такой, чтобы ток в цепи при коротком замыкании в отсутствие смазки 3 не превышал 2 мА.

Способ осуществляют следующим образом.

В контакт между подшипником 1 и валом 2 вводят смазку 3, нагружают пару

888017

Формула изобретения

Составитель Н. Кудрявцев

Редактор Г. Бельская Техред А. Бойкас Корректор Н. Стец

Заказ 10717/11 Тираж 910 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 трения и приводят вал 2 во вращение или возвратно-поступательное движение с заданной скоростью или частотой. Измеряют известными методами мощность, расходуемую на преодоление сил трения в контакте. Одновременно с этим измеряют электросопротивление в контакте между валом 2 и подшипником 1. Измерения производят при подключенном источнике 6 переменного тока с помощью прибора 4, проградуированного в омах. Удельную работу износа для исследуемой пары трения определяют по формуле А = 1Я, где — электросопротивление, измеряемое прибором 4, К— коэффициент, постоянный для данных материалов пары трения.

Скорость изнашивания определяют как 15 отношение измеренной мощности, расходуемой на преодоление сил трения, к удельной работе износа А.

Использование предлагаемого. способа

20 контроля скоростФМинашивания обеспечивает,пов црение тоЧ щти ее определения непосредствейнщ ф,.работа ющих парах тр ения в, репрерф вноэФу6%име, что дает возмоЖно Фыфовйозиру ать работоспособность подшипниковых материалов и управлять процессом изнашивания.

Способ контроля скорости изнашивания пары трения при граничном трении, заключающийся в том, что испытуемую пару нагружают, задают элементам пары относительное перемещение, измеряют мощность, расходуемую на преодоление сил трения, и определяют удельную работу износа, а скорость изнашивания принимают равной отношению мощности к удельной работе износа, отличающийся тем, что, с целью повышения точности. измеряют электросопротивление в контакте между элементами пары трения, а удельную работу трения определяют по формуле А = KR, где R электросопротивление в контакте; К вЂ” постоянный коэффициент.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Поверхностная прочность материалов при трении. Под. ред. Б. И. Костецкого, Киев, «Техника», 1976, с. 296 (прототип) .

Способ контроля скорости изнашивания пары трения при граничном трении Способ контроля скорости изнашивания пары трения при граничном трении 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх