Учебный прибор по математике

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополиительиое к авт. свид-ву (22) Заявлено 260479 (21) 2760780/18-12 (51) М

Союз Советских

Социалистических

Республик

С 09 В 23/О4 с присоединением заявки Нов (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений н открытий

Опубликовано 07.1281 Бюллетень М 45

Дата опубликоваиия описания 021281 (53) УДК 744.346., . 3 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Музаффаров, С.А. усманов н Т. У ;А гт.,.-;::;

1:,, 1 т т у ., ° «ру,, .и . cfy) I ; ° ° r (71) Заявитель (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО МАТЕМАТИКЕ

Изобретение относится к учебным наглядным пособиям, в частности к приборам для демонстрации динамических задач по физике и математике.

Известен учебный прибор по математике, содержащий корпус, на лицевой панели которого имеется диск с изображением концентрических окружностей, и установленные на диске стрелки-указатели. значений аргумента и функции, связанные с приводным механизмом (1).

Данный прибор является наиболее близким к изобретению по технической 15 сущности и достигаемому результату.

Недостатком его является ограни-. ченность диапазона решаемых задач, отсутствие возможности решения трансцендентных уравнений, состоящих 2О из тригонометрической и линейной

Функций и вычерчивания графиков функций.

Целью изобретения является расширение диапазона решаемых задач путем обеспечения возможности решения трансцендентных уравнений, состоящих нз тригонометрической и линейной функций и вычерчивания графиков

Функций. 30

Это достигается тем, что предло= женный учебный прибор по математике, содержащий корпус, на лицевой панели которого имеется диск с изображением концентрических окружностей и установленные на диске стрелки-указатели значений аргумента и функции, связанные с приводным механизмом, имеет связанные с приводным механизмом диск сцепления, взаимодействующий с ним торцевой стороной цилиндрический экран, стрелку-указатель значений линейной функции, установленную на диске с изображением концентрических окружностей, пишущий элемент, расположенный над экраном, и механизм перемещения пишущего элемента, включающий размещенный под панелью и соединенный с приводным механизмом диск с диаметральной прорезью и ползун, установленный в прорези и связанный с пишущйм элементом.

На Фиг. 1 изображен учебный прибор по математике, общий вид;. на фиг. 2 — тс же, вид сверху; на

Фиг. 3 - устанавливаемые на диске стрелки-указатели значений аргумента; на фиг. 4 - цилиндрический экран и вилка его отключения; на фиг. 5 держатель пишущего элемента; на

888179 фиг. 6 — устройство для закрепления держателя пишущего элемента; на

Фиг. 7 — общая кинематическая схема учебного прибора по математике, вид сзади.

Учебный прибор по математике содержит корпус 1, на лицевой панели которого имеется диск 2 с изображением концентрических окружностей, уста-. новленные на диске стрелки-указатели значений аргумента 3, 4 и функции 5, связанные с приводным механизмом, диск сцепления б, связанный с приводным механизмом и взаимодействующий с диском 2 торцевой стороной, цилиндрический экран 7, стрелкууказатель 8 значений линейной функ - 15 ции, установленную на диске 2, пишущий элемент с держателем 9, расположенный над экраном, и механизм перемещения пишущего элемента,включающий размещенный под панелью и 20 соединенный с приводным механизмом диск 10 с диаметральной прорезью и ползун 11, установленный в прорези и связанный с пишущим элементом.

На диске 2 нанесена миллиметровая шкала, состоящая из миллиметровой сетки, ограниченной шкалой 12

C градусов с шагом, например в 1 и шкалой 13 радианов с шагом, например

0 01 радиан.

Стрелки-указатели 3, 4 значений аргумента установлены соответственно на осях 14 и 15 в центре диска 2, Ось 14 выполнена цилиндрической, трубчатой и внутри нее установлена ось .15.

Стрелки-указатели 5 значений функции установлены на оси 16, находящейся на расстоянии 10 см по ординате от центра осей 14 и 15.

Стрелки-указатели 5 изготавливаются 40 в количестве трех штук с длинами 3, 4 и 5 см. Стрелка-указатель 8 значений линейной функции устанавливается на нити 17. Цилиндрический экран

7, предназначенный для вычерчивания 4 графиков тригонометрических функций, закреплен на цилиндре 18, имеющем две крышки 19. На торце верхней крышки прикреплена пластина 20 из линолеума. Экран 7 устанавливается с помощью двух осей 21 на двух кронштейнах 22, закрепленных на корпусе

1. Верхняя ось 21 заканчивается головкой 23, служащей для опоры оси

21 и снятия цилиндрического экрана

7 со своего места. Между диском сцепления б и верхней крышкой 19 установлена вилка 24 для поддержания диска сцепления б во включенном состоянии. На диске сцепления б установлены четыре иглы 25. Экран 7 для удержания наматываемой на его поверхность бумаги снабжен резиновыми кольцами 26. Полэун 11 механизма перемещения пишущего элемента с держателем 9 установлен в прорези 65

C пальцем 27 и закреплен на нижней точке с помощью стопорной гайки 28, вращающейся на резьбе пальца 27, головка которого входит в паэ 29.

Для поддержания устойчивого положения держателя 9 во время движения служат направляющие 30 и 31, для движения по которым держатель 9 снабжен пазом 32 и выступом 33. Направляющие 30 и 31 укреплены на корпусе 1 с помощью болтов 34, при этом .направляющая 30 устанавливается на болты 34 с помощью планок 35 и болтов 36. Для установки держателя

9 на нужном уровне на корпусе 1 смонтирована шкала 37 и метка 38 на самом держателе 9.

В держателе 9 выполнено гнездо

39 для установки в нем пишущих средств, например мела, карандаша, фломастера и пр. Приводной механизм учебного прибора имеет ручку 40 со шкивом 41. На оси 42, закрепленной на корпусе 1, смонтирована изготовленная монолитно система многоступенчатых шкивов 43, 44, 45 и 46.

Шкив 43 нитью 47 связан непосредственно с приводным шкивом 41 и диском

10, связанным с держателем 9, и стрелкой-указателем 4 значений аргумента. Шкив 44 через нить 48 связан со шкивом 49, который связан со стрелкой-указателем 3 значений аргумента. Шкивы 45 и 46 нитью 50, охватывающей шкив 51, связаны с диском сцепления б и шкивом 52, изготовленным монолитно со шкивом 53 установленным на общей оси 54, и шкивом 55, связанным со стрелкой-указателем 5 значений Функции, Для обеспечения. необходимого направления и натяжения нити 50 56 и 57.

Для движения нити 17, огибающей шкив 53, смонтированы шкивы 58 с направляющими для нити. Для поддержания устойчивого положения учебный прибор снабжен ножками 59.

Учебный прибор по математике работает следующим образом.

Для решения уравнения, например

sin (2х+1) = tg х, состоящего из функций у = з п (2х+1) и у = tg х, стрелки-указатели 3,4 значений аргумента должны вращаться в два раза быстрее относительно друг друга.

Для обеспечения этого в приборе диаметр шкива 49 подобран в два раза меньше диаметра диска 10. Одна из стрелок-указателей 3,4, вращаясь в два раза быстрее относительно другой, будет показывать изменения значения функции у = sin (2x+1) из уравнения

sin (2x+1) = tg x, а другая будет показывать изменение значения функции у = tg x. В момент, когда значения двух функций сравниваются (это наблюдается по миллиметровой шкале), определяется корень уравнения по показанию одной из стрелок-указате"

888179 лей 3 и 4 по шкале градусов 12 или радианов 13. Ocb 16 может вращаться относительно оси 14 с одинаковой или в два раза меньшей угловой скоростью, а относительно оси 15 с одинаковой или в два раза большей угловой скоростью. Поэтому стрелкауказатель 5 также может вращаться относительно стрелки-указателя 3 с одинаковой или в два раза меньшей угловой скоростью, а относительно стрелки-указателя 4 - с одинаковой или в два раза большей угловой скоростью. Стрелка 8, установленная на нити 17, движется в соответствии с изменением частных случаев линейной функции у = ах + b. Аргумент функции синуса показывается стрелками-указателями 3 и 4 по шкале градусов 12 или радианов 13. Например, при решении трансцендентного уравнения sin 2х = х + 1,5, изменение значений функции у = sir 2х показывается ординатой точки пересечения стрелки-указателя 3 с соответствующей концентрической окружностью, а изменение значений функции у = х + 1,5 показывается ординатой конца двигающейся стрелки 8 на нити 17. В момент, когда обе ординаты сравниваются, стрелка-указатель

3 или 4 будет показывать корень уравнения по шкале градусов 12 или радианов 13.

При этом линейная скорость стрелки 8 может быть в два и четыре раза меньше по сравнению с линейной скоростью точки пересечения стрелкиуказателя 3 с концентрической окружностью радиусом 5 см. Также линейная скорость стрелки 8 может быть одинаковой или в два раза меньше по сравнению с линейной скоростью точки пересечения стрелки-указателя 4 с концентрической окружностью радиусом

5 см.

На приборе вычерчивание графиков функций синуса и косинуса выполняется совмещением вертикального гармо-. нического колебания держателя 9 пишущего приспособления с вращением цилиндрического экрана 7, которое осуществляется в соответствии с вращением стрелок-указателей 3 и 4 с вертикальным движением стрелки 8 от одного общего привода.

В тех случаях, когда нет необхо- димости вычерчивать графики или нужно чертить оси координат, цилиндрический экран 7 отключается от шкива

46. В отключенном положении цилиндрического экрана 7 на нем вычерчиваются оси координат. Ось ординаты на нем чертится движением держателя

9 пишущего элемента вверх или вниз при неподвижном цилиндрическом экраНе. Ось абсциссы вычер кивается неподвижным держателем 9 пишущего элемента, вращением цилиндрического экрана 7 рукой.

Диаметр диска сцепления 6 выбран с таким расчетом, что когда нить

50 приводится в движение от шкива

45, одним полным колебанием держателя 9 пишущего элемента на цилиндрическом экране 7 вычерчивается rpaО,фик функции у = sin x a одном полном периоде.

При этом длина единичного радиуса

R = 5 см. Если нить 50 будет приводиться в движение от шкива 46, то скорость цилиндрического экрана 7 уменьшится в два раза.

Теперь на нем будет чертиться график функции у = з п х в сжатом ,виде в два раза, т.е. чертится график функции у .= sin 2х.

20 Предложенный учебный прибор обеспечивает указание. стрелкой-указателем обобщенного значения аргументов линейной и тригонометрической функции, дает возможность решать транс25 цендентные уравнения, состоящие из линейной и тригонометрической функции.

Формула изобретения

Учебный прибор по математике, содержащий корпус, на лицевой панели которого. имеется диск с изображением концентрических окружностей и установленные на диске стрелки-указатели значений аргумента и функции, связанные с приводным механизмом, о тл и ч а ю шийся тем, что, с

35 целью расширения диапазона решаемых

40 задач путем обеспечения воэможности решения трансцендентных уравнений, состоящих из тригонометрической и линейной функций и вычерчивания граФиков функций, он имеет связанные с приводным механизмом диск сцепления, взаимодействующий с ним торцевой стороной цилиндрический экран, стрелку-указатель значений линейной функции, установленную на диске с изображением концентрических окружностей, пишущий элемент, расположенный над экраном, и механизм перемещения пишущего элемента, включающий размещенный под панелью и соединенный с приводным механизмом диск с диа55 метр ьной прорезью и ползун, уста новленный в прорези и связанный с пишущим элементом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

60 l. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2503552,кл.G 09 В 23/04;

01.07.77.

888179

1/

Фиг. б

Тираж 487 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ -10777/20

Филиал ППП Патент, r Ужгород, ул. Проектная, 4 (Составитель В. Ермашов

Редактор Т, Загребельная Техред М.рейвес КоРРектоР С. Шекмар

Учебный прибор по математике Учебный прибор по математике Учебный прибор по математике Учебный прибор по математике Учебный прибор по математике 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным приборам по начертательной геометрии для изучения и демонстрации способов преобразования проекций

Изобретение относится к математическим моделям

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано для наглядной демонстрации сечений, получаемых при пересечении плоским потоком света различных геометрических объемных пространственных тел, таких как тел вращения - цилиндр, конус, или пирамид с основанием в виде треугольника или квадрата, или многогранников, таких как, например, куб, параллелепипед, гексаэдр и других подобных тел

Изобретение относится к учебным приборам по начертательной геометрии и предназначено для изучения и демонстрации падающих теней от прямых на моделях поверхностей различных видов

Изобретение относится к учебным приборам по начертательной геометрии и предназначено для изучения, демонстрации и вычерчивания плоских фигур, лежащих в предметной плоскости, в линейной перспективе

Изобретение относится к вычислительным устройствам с ручным управлением

Изобретение относится к области образования, а именно к обучению геометрии
Наверх