Колодочный тормоз "эктор

 

О П И С А Н И Е (>903617

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских Социалистических

Республик

Ф

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 24.05.79 (21) 2782970/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет .— (51) М. Кл.

F !6 D 51/04

Госудзрстееиный комлтет (53) УДК 62-592 (088.8) Опубликовано 07.02.82. Бюллетень №5

Дата опубликования описания 17.02.82 ло делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

Э. Л. Корзун (71) Заявитель (54) КОЛ ОДОЧНЫй ТОРМОЗ «ЭКТОР»

Изобретение относится к узлам машин и является органом их управления, оно может быть использовано в грузоподъемных машинах, в частности в механизмах подъема груза.

Известен колодочный тормоз, содержащий установленные на основании тормозной барабан, шарнирно связанные с рычагами осями тормозные колодки с фрикционными накладками, а также компенсатор износа и привод (1).

Однако в известном тормозе оси поворота колодок размещены со стороны выпуклости колодок и не совпадают с линией действия равнодействующей сил трения, вследствие чего возникает опрокидывающий момен.>., нарушающий равенство сил в симметричных точках по длине поверхности трения пары накладка-барабан. Неравенство сил в симметричных точках по длине поверх. ности трения вызывает неравномерный износ фрикционной накладки и ускоряет ее износ. Замена изношенных накладок со20 пряжена со.снятием колодок, для чего необходимо производить выпрессовку пальцев, что в свою очередь вызывает повреждение рабочих поверхностей кинематических пар колодка-ось-тормозной рычаг, чем также снижается долговечность известного колодочного тормоза. Особенно это отрицательное свойство проявляется в существующих тормозах механизма подъема, вследствие превосходства работы торможения при опускании груза над работой торможения при его подъеме, что приводит к перегрузке части накладки и ее быстрому и неравномерному по длине износу.

Цель изобретения — повышение долговечности пути более равномерного распределения удельных давлений по длине фрикционных накладок.

Поставленная цель достигается тем, что колодочный тормоз, содержащий установленные на основании тормозной барабан, шарнирно осями связанные с рычагами тормозные колодки с фрикционными накладками, а также компенсатор износа и привод, в котором каждая из тормозных колодок выполнена разъемной из двух частей с радиальными наружными выступами, при этом радиальный выступ одной из частей тормозной колодки выполнен П-образным, а оси шарнирного крепления тормозных колодок к рычагу закреплены на П-образном вы903617 ступе и расположены от центра тормозного барабана на расстоянии, не превышающем радиус -,ормозного барабана. Компенсатор износа выполнен в виде зубьев, расположенных на обращенных друг к другу по«ерхпостях радиальных выступов каждой

:-гз «астей тормозных колодок, которые установлены с возможностью взаимного смен t,r«! III H.

Hd фиг. 1 представлен колодочный тор»«э,:.)бп),ий вид; на фиг. 2 — разрез А — -А

"а фиг. 1.

К;,лодочный тормоз вк;почает ос,ювание 1, закрепленные шарнирно на осях 2 с)снования 1 рычаги 3, к которым осями 4

)парнирно прикреплены тормозные колод— ки 5 с фрикционными накладками 6. Каждая из колодок 5 выполнена из двух частей, при этом на одной «ас)и выполнен радиальный выступ 7, а на другой — радиальный П-образный выступ 8. Йа П-образном выступе 8 закреплены оси 4 шарнирного крепления колодок 5 к рычагам 3. На радиальном выступе 7 и li- образном выступе 8 выполнены зубья соответственно 9 н 10, входящие в зацепления, а обе части колодки 5 соединены винтами 11. Фрикцнонная накладка 6 взаимодействует с тормозным барабаном 12 при помощи рычагов 3, связанных с приводом 13 рычажной систе:;н)й 14 и пружинами 15. Устройство является нормалыю замкнутым.

Нрижатие колодок 5 с накладками 6 к тормозному барабану 12 производится за счет усилия пружин 15, прикладываемого к системе рычаго!..4 и передаваемого на тормозные колодки рычагами 3.

Установка осей 4 на расстоянии, не превышающем радиус тормозного барабана, определяется из условия отсутствия опрокидывающего момента М = О, которое возможно г случае совмещения линий действия равнодействующей сил трения и реакции в опорах. Расстояние получено из условия приведения плоской системы сил к общему центру (в данном случае к центру опоры колодки). А это означает, что главный вектор равнодействующей сил трения проходит через данную точку и главный момент урановешен, т. е. колодка под действием всех сил находится в равновесии.

Из условия равновесия колодки (в том числе из условия равенства сил давления в симметричных точках лары барабан-накладка) определяет расстояние от центра шкива до опоры колодки, через которую должна проходить равнодействующая сил трения. Если расположить центр опоры колодки на расстоянии а от центра шкива, то давление между накладкой и шкивом в симметричных точках станет одинаковым, вследствие чего износ накладок в симметричных точках по длине станет одинаковым. Но так как р" âíîìåðíûé износ фрикционных накладок неизбежен, то будет наблюдаться постепенное смещение осей поворота колодок к центру тормозного шкива, для вос19 становления положения осей поворота колодок сл)сдует (в периоды осмотров и регулировки тормоза) отпустить болты 11, переместить одну часть колодки 5 с зубьями 9 <)пноси гельно другой по зубьям 10 на «ужную вели тину, после чего вновь закрепи Гь !)!)л)том 11,:

11;,L«:,-а асман конст!)) кция ппедполагает увели«с ше продолжительности сл жбы фрикционных накладок по сравнению с известными конструкциями, в 1,5 — 2,2 раза.

Форми.га изобретенгг г

1. Колодочный тормоз, содержащий установленные на основании тормозной барабан, шарнирно связанные с рычагами ося ми! тормозные колодки. с фрикционными накладками! а также компенсатор износа и привод., отли гаюигийстг тсм, что, с целью повышения долговечности путем более равномерного распределения удельных давлений по длине фрикционных накладок, каждая из тормозных колодок выполнена разьемной из двух частей с радиальными наружными выступами, при этом радиальный выступ одной из частей тормозной колодки выполнен П-образным, а оси шарнирного крепления тормозных колодок к рычагу закреплены на П-образном выступе и расположены от центра тормозного барабана на расстоянии, не превышающем радиус тормозного барабана.

2. Тормоз IIO и. 1, от,гичаюи ийся тем, «r<) компенсатор износа выполнен в виде зубьев, расположенных на обращенных одна к другой поверхностях радиальных выступов каждой из частей тормозных колодок, которые установлены с возмож4s ностью взаимного смещения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Александров ЯЛ. Тормозные устройства в машиностооении. М., «Машиностроение», 1965, с. 70, фиг. 42 (прототип).

903617

Редактор Л. Гратилло

Заказ 74/18

Составитель Е. Ахматова

Техред А. Бойкас Корректор 0. Билак

Тираж 980 Под н ксное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Колодочный тормоз эктор Колодочный тормоз эктор Колодочный тормоз эктор 

 

Наверх