Устройство для измерения и индикации деформаций вала

 

Союз Советскик

Соцкапистическик

Респубики

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«»903716 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51) М. Кд.

G 0l L 3/10 (22) Заявлено 05.05.80(21) 2921198/18-10 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 07.02.825юллетень 36 5

Дата опубликования описания 09.02.82 ревуюретюный кевтет

ЕЕЕР ю диан вее4ретенкй в еткрмей (53) УД К. И1Д81 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. А. Круминьш, Г. Я. Дзинтарс, К. Я. Зинг

Рижский ордена Трудового Красного Знаме институт и Рижский завод "Компрессор" (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ И И1ЩИКАЦИИ

ДЕФОРМАЦИЙ ВАИА

Изобретение относится к измеритель,ной технике н может быть использовано дня измерения и индикации деформаций вала пропорциональных крутящему моменту в деталях машин, в частности для измерения и индикации значения крутящего момента приводного вапа ротационных компрессоров при регулировке их после сборки и периодической проверке качеств ва функционирования.

Известно устройство дпя измерения и индикации деформаций вала, содержащее преобразователь угла скручивания вала, пропорционапьного крутящему моменту, в фазовый сдвиг двух сигналов, и двухлучевой осциллограф с круговой раэверт13 кой, частота которой равна числу обороTO!3ý

В этом устройстве сигналы, между которыми существует фазовый сдвиг, пропорционапьный крутящему моменту, изо20 бражаются в виде прямых линий, повернутых относитепьно друг друга на угол фазового сдвига Ш.

Недостатками такого устройства являются слОжнОсть н связанная с этим низ» кая надежность, трудность визуального восприятия н оценки индицируемых результатов измерений н сложное обслуживание, что обуславливает низкие эксплуатационные характеристики устройства.

Наиболее близким по технической сущности н достигаемому результату к изобретению является устройство дпя измерения и индикации деформации вала, содержащее иэмерительаую схему с тевзодатчиком, подключенную ко входам измерительного усилителя постоянного тока, и электронно-лучевой осцнппограф 123.

Недостатком этого устройства явпяется низкая точность измерения параметров на вращающихся валех, а также неудобство эксплуатации яэ за трудности визуального восприятия индицируемых результатов измерений.

3 9037 16

Пель изобретения - повышение точности измерения параметров на вращаю» шихся валах.

Указанная цель достигается тем, что в устройство введены усилитель мощности постоянного тока и два сельсина, роторы которых жестко связаны с врашаюшлмся валом, прц этом статорные обмотки сельсинов соединены параллельно и подключены к выходу усилителя 10 мощности, вход которого связан с выходом измерительного усилителя, а роторные обмотки сельсинов соединены с входами горизонтального и вертикального отклонения осциллографа. 15

На чертеже приведена функциональная схема устройства.

Устройство для измерения и индикации деформаций вала содержит измерительную схему 1 с полупроводниковым тензодатчи- 0 ком, наклеенным на вращающемся валу, измерительный усилитель 2 постоянного тока, входы которого связаны с измерительной схемой 1, например, с помощью ртутного токосъемника, усилитель 3 мощ- >5 ности постоянного тока, сельсины 4 и 5, роторы которых жестко связаны с вращающимся валом, а статорные обмотки соединены параллельно и подключены к выходу усилителя мощности, и электронно- 30 лучевой осциллограф 6 с одинаковыми кеналами вертикального и горизонтального отклонения, соединенными с роторны ми обмотками сельсинов.

Устройство работает следующим обра- 35 зом.

B исходном состоянии, когда вращающийся вал не нагружен, сигнал на выходе измерительного усилителя 2 равен нулю, при этом усилитель мощности 3 регули- 40 руется так, чтобы с выхода его через статорные обмотки сельсинов 4 и 5 про текал опредепенный начальный постоянный ток. Так как роторы сельсинов

4 и 5 жестко связаны с валом, то в их 45 роторных обмотках наводятся одинаковые синусондальные напряжения, частота которых равна частоте вращения вала, но сдвииутые по фазе на 90 (последнее обеспечивается соответствующей предварительной взаимной ориентацией осей роторов сельсинов). Сигналы с роторных обмоток обоих сельсинов 4 и 5, поступая соответственно на входы вертикального и горизонтального отклонения элект роннолучевого осциллографа 6, образуют развертку луча ня экране его по окруж4 ности, радиус которой пропорционален начальному выходному. току усилителя 3 мощности.

При приложении крутящего момента к вращающемуся валу последний деформируется, сигнал разбаланса тензомоста измерительной схемы 1, пропорциональный крутящему моменту вала, после усиления его измерительным усилителем 2, изменяет выходной ток усилителя 3 мощности и тем самым величину синусоидальных напряжений, наводимых в роторных обмотках сельсинов 4 и 5, что вызывает изменение радиуса окружности, рисуемой лучом электроннолучевого осциллографа 6, пропорционально изменению величины кру тяшего момента вала (при условии, что скорость изменения величины крутящего момента значительно меньше скорости развертки).

Использование в устройстве усилителя мощности и двух сельсинов позволит повысить эксплуатационные характеристики устройства эа счет повышения точности измерения, а также за счет обеспечения удобства эксплуатации.

Фор мула изобретения

Устройство для измерения и индикации деформаций вала, содержащее измерительную схему с тецзодатчиком, подключенную ко входам измерительного усилителя постоянного тока, и электроннолучевой осциллограф, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения параметров на вращающихся валах, в него введены усилитель мощности постоянного тока и два сельсина„ роторы которых жестко связаны с вращающимся валом, при этом статорные обмотки сельсинов соединены параллельно и подключены к выходу усилителя мощности, вход которого связан с выходом измерительного усилителя, а роторные обмотки сельсинов соединены с входами горизонтального и вертикального отклонения осциллографа.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Оаинец С. С. и др. Средства изме« рения крутящего момента. М., Машиностроение", 1977, с. 55-57.

2. Авторское свидетельство СССР

hb 297870, кл. G 01 D 5/56, 13. 12. 68 (црототип) .

9037 16

Составитель Г. Целибеев

Редактор Н. Рогулич Текред Е.Харитончик Корректор М. Двмчик

Заказ lOO/23 Тираж 882 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитет СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва,-Ж-35, Раушскаи наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, r. Ужгород,. ул,. Проектная, 4

Устройство для измерения и индикации деформаций вала Устройство для измерения и индикации деформаций вала Устройство для измерения и индикации деформаций вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх