Измеритель крутящего момента

 

(7 ) Авторы изобретения

Г.Г.Деркач и М.И.Хургин (71) Заявитель (54) ИЗМЕРИТЕЛЬ К"УТЯЦЕГО МОМЕНТА

Изобретение относится к области силоизмерительной техники и может быть использовано для измерения крутящего момента на вращающихся валах.

Известен измеритель крутящего момента, содержащий упругий вал, с концами которого жестко связаны зубчатые индукторы, два индукционных датчика, сигналы которых в начальном положении противофазны, . и индикатор (1 ). Однако этот измеритель не обеспечивает требуемой точности измерения tlj.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является измеритель крутящего момента, содержащий упругий вал, с концами базового участка которого жестко связаны измерительные диски со своими датчиками, две пороговые схемы, одни входы которых связаны с выходами датчиков, а выходы через дифференцирующие цепи - с первым триггером, и индикатор (2 ).

Недостатком такого измерителя также является низкая точность, обусловленная влиянием амплитуды, сигналов датчиков на результат измерения.

Цель изобретения — повышение точности измерения.

Цель достигается тем, что в ызмеритель введены второй н третий триггеры и два коммутатора, причем счетный.вход второго триггера и синхронизирующий вход третьего триггера связаны соответственно с инверсньм . и прямым выходами первого триггера, а выходы. второго и третьего тригге. ров соединены через коммутаторы с

3$ другими входами соответствующих пороговых схем, при этом управлякицнй вход третьего триггера связан с выхо. дом второго триггера, а индикатор

20 соединен с прямым выходом первого триггера.

На фиг. 1 приведена блок-схема измерителя, на фиг. 2 — временные диаграммы его работы.

3 8

Измеритель крутящего момента (фиг. 1) содержит упругий вал 1, измерительные диски 2 и 3, индукционные датчики 4 и 5, установленные вблизи дисков и имеющие с ними магнитную связь, пороговые схемы 6 и

7, одни входы которых подключены к выходам датчиков, а выходы через диф— ференцирующие цепи 8 и 9 связаны с входами первого триггера 10, соединенного инверсным выходом со счетным входом второго триггера 11, а прямымс синхронизирующим входом третьего триггера 12 (типа )), управляющий вход которого связан с выходом второго триггера 11. Выходы второго и третьего триггеров соединены через коммутаторы 13 и 14 с другими входами пороговых схем 6 и 7. Индикатор 15 подключен к прямому выходу первого триггера 10.

Измеритель работает следующим образом.

При вращении упругого вала 1 измерительные диски 2, З,,проходя вблизи датчиков 4, 5, наводят на их выходах синусоидальные сигналш (фиг. 2) с амплитудами А! и А2, азовый сдвиг между которыми пропорционален относительному смещению измерительных дисков 2, 3 за счет скручивания вала 1 и соответственно передаваемому им крутящему моменту Мкр. Эти сигналы поступают на входы пороговых схем

6, 7. Для определенности предположим, что пороговые уровни пороговых схем

6, 7 положительны (u 1 0), на прямом выходе триггера 10 логический

"0", а на прямых выходах -триггеров

11, 12 логические "1". При достижении сигналом с датчика 4 уровня порога U пороговая схема 6 срабатывает на ее выходе устанавливается высокий потенциал. При этом с выхода дифференцирующей цепи 8 на вход триггера

10 поступает импульс, устанавливающий на его прямом выходе логическую

"1". Смена состояния на входе триггера 11, связанного с инверсным выходом триггера 10, с логической "1" в

"0" обеспечивает срабатывание триггера 11, и íà его прямом выходе устанавливается "0". Этими сигналами подготавливается срабатывание триггера

12 и переключается коммутатор 13, который устанавливает, пороговой схеме 6 отрицательный порог (0„ < О). При достижении сигналом с датчика 5 no.ogroaoro уровня (U> 7 0 ) срабатывает

70992

4 пороговая схема 7, на ее выходе устанавливается высокий потенциал, при этом с выхода дифференцирующей цепи 9 на вход триггера 10 поступает импульс, устанавливающий на его прямом выходе 0". Смена состояния на синхронизирующем входе триггера 12, связанного с прямым выходом триггера 10, с 1" на "0" обеспечивает его срабатывание, подготовленное -сигналами с выхода триггера 11. В результате чего коммутатор 14 устанавливает пороговой схеме 7 отрицательный порог. Обе пороговые схемы 6 и 7 отпускают при !

5 достижении сигналами отрицательных пороговых уровней. Состояние остальных элементов схемы при этом не меняется. Во время следующего периода при превышении сигналом с датчика 4 отрицательного порогового уровня по20 роговая схема 6 срабатывает,, импульс с выхода дифференцирующей цепи 8 устанавливает на прямом выходе триггера 10 "1", при этом срабатывает триггер 11, триггер 12 подготавли25 вается к работе, а коммутатор 13 устанавливает пороговой схеме 6 вновь положительный порог. Аналогично сработает схема в результате превышения сигналом с датчика 5 отрицательного порогового уровня. При этом на выходе триггера 10 устанавливается "0", а коммутатор 14 уста— навливает пороговой схеме 7 положительный порог. Итак, схема пришла в исходное состояние.

Таким образом, в первый период триггер 10 находится к состоянии "1" в течение времени 1.1= 1о+ И между моментами перехода входными сигналами через положительный пороговый уровень, а в следующий период — в течение времени =1о-Ь| между переходами через отрицательный пороговый уровень, где tg- интервал времени между моментами перехода входными сигналами равной амплитуды А3 и А2 через пороговый уровень, bt — изменение интервала времени между моментами перехода входными сигналами через пороговые уровни при наличии разницы амплитуд.

На индикатор 15 за два периода поступают два импульса, суммарная длительность которых, равная 1,,1+ =

=(Ь +1К)+ (t.o- h-Ц =2+.о, пропорциональная фазовому сдвигу, а следовательно, крутящему моменту. Таким образом, результат измерения, осредненный за

5 8 два ва периода не зависит от амплитуды сигналов.

Использование в измерителе двух дополнительных триггеров и двух коммутаторов позволяет повысить точность измерения крутящего момента за счет исключения влияния амплитуды сигналов датчиков на результат измерения.

Формула изобретения

Измеритель крутящего момента, соами бад ержащий упругии вал, с концами зового участка которого жестко связаны измерительные диски со своими датчиками, две пороговые схемы, одни входы которых связаны с выходами датчиков, а выходы через дифференцирующие ие цепи — с первым триггером, и индикатор, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, то с целью повышения точ70992 6 ности измерения, в него введены ены второй и третий триггеры и два комму" татора, прич м счетный вход второго триггера и синхронизирующий вход ретьего триггера связаны соответственно с инверсным и прямым выходами первого триггера, а выходы второго и третьего триггеров соединены через коммутаторы с другими входами соответствующих пороговых схем, при этом управляющий вход третьего триггера связан с выгодом второго триггера, н индикатор соединен с прямым выходом первого триггера.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе !. Фролов Л.Б. Измерение крутяII я" 1967 щего момента. М., Энерго и с. 46.

2. Фролов Л.Б. Измерение крутяще1967 го момента. М., Энергия

1 с. 48 (прототип).

870992

Составитель Г.Целибеев

Техред.А. Бабинец

Редактор Л.Павлова

Корректор А Ференц

Филиал ППП Патент г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 8423. 13 Тираж 910 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Измеритель крутящего момента Измеритель крутящего момента Измеритель крутящего момента Измеритель крутящего момента 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх