Тренажер операторов

 

Союз Советсимк

Социалистические

Реслублии

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< 907571 (81) Дополнительное к авт. свнд-ау (51jM. Кл. (22) Заявлено 270280 (21) 2890689/! 8-1 2 с присоединением заявки J4 (23) П риоритет

Опубликовано 2302.82. Бюллетень М 7

Дата опубликованмя опмсанмя 230282

6 09 В 9/00

9кударстеснны11 «емнтет ь.ьФР ае лелем нзееретенн11 н втермтнй (53) УДК 681.136. .51(088.8) (72) Авторы изобретения

Н.И.Кудряшов и А.Ю.Чижов (7l ) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ и счетчик 1 1.

Изобретение относится к тренажерам on ера торо в .

Известен тренажер операторов, содержащий узел предъявления учебной информации, соединенный через узел оценивания ответов с бноком воздействия на клавиатуру и блоком регулирования скорости предъявления информации, блок головных телефонов

Недостатком известного тренажера является невысокая эффективность тренажа.

Цель изобретения — ттовьпвейие эффективности тренажа.

Поставленная цель достигается тем, что тренажер имеет блок изменения тональности воздействующих сигналов, логический блок, логическую схему ИЛИ, дополнительный счетчик и блок индикации, при этом одни выходи блока регулирования скорости предъявления информации соединены с входами логического блока, выход которого подсоединен к первому входу блока изменения тональности воздействующих сигналов, своим вторым входом связанного с выходом узла предъявления учебной информации, а выходом - с входом блока головных телефонов, вход блока индикации связан с выходом дополнительного счетчика, управляющий вход которого соединен с выходом блока регулирования скорости предъявления информации и управляющим входом логического блока, другие входы дополнительного счетчика и одни из входов счетчика связаны с выходами узла оценивания ответов, который через логическую схему ИЛИ связан с имформационными входами логического блока и счетчика, управляющий вход которого соединен с управляющим входом дополнительного счетчика, подклоченного к блоку регулирования скорости предъявления информации.

3 9075

На чертеже изображена схема предлагаемого тренажера °

Тренажер содержит датчик 1 случайных чисел, блок 2 программ, шифратор 3, датчик 4 кода Морзе, блок

5 изменения тональности воздействующих сигналов, головные телефоны 6, узел 7 оценивания ответов, дешифратор 8, блок 9 анализа причин

° схема ИЛИ 12, счетчик 13, реверсивный счетчик 14, дополнительный счетчик 15, блок 16 регулирования скорости предъявления информации, логические элементы И 17, 18, блок

19 воздействия на клавиатуру, блок

20 индикации, управляющий вход 21 счетчика 15, управляющий вход 22 логического блока, информационные входы 23 логического блока и счетчика 13, управляющий вход 24 счетчика 13.

Узел предъявления учебной информации имеет датчик 1 случайных чисел, блок 2 программ, шифратор 3 и датчик 4 кода Морзе.

Логический блок включает в себя

1S реверсивный счетчик 14 и логические элементы И 17, 18.

Узел оценивания ответов содержит дешифраторы 8 и 10, блок 9 анализа причин ошибок и блок 11 выделения однотипных ошибок.

Принцип работы тренажера состоит в следующем, 35

Обучаемому для опознания предъявляется последовательный ряд знаков кода Морзе. В процессе опознавания обучаемый может допустить ошибки, причинами которых являются: пропуск элементов, неправильный прием элементов, стоящих в начале или конце знака, неправильный прием отдельных элементов или добавление лишних элементов. Как правило, большинство ошибок в опознавании приходится на группы сходнозвучащих знаков. Основной причиной ошибки является неправильный прием элементов, стоящих

45 в начале или конце знака. Остальные причины ошибок могут считаться маловероятными событиями и связываться с невнимательностью или усталостью обучаемого. Путем последующего анализа кода Морзе можно построить гра$5 фы ошибок для каждого знака, с помощью которых легко определить причины неправильного опознавания. В ошибок, дешифратор 10, блок 11 выде- 10 ления однотипных ошибок, логическая

71 зависимости от вида и количества допущенных обучаемым ошибок изменяют алгоритм обучения. Так, при большом числе маловероятных ошибок обучаемому предлагается делать перерыв и провести аутогенную тренировку

При большом количестве ошибок в приеме сходнозвучащих знаков сначала снижается скорость предъявления, а если это не дало результата, то с помощью разнотональной модуляции акценируют начало и конец знака.

После включения в сеть тренажер фук нцио нирует с л е дующим о бр а з ом .

Датчик 1 случайных чисел вырабатывает импульсы случайной последовательности, которые поступают в блок

2 программ и являются для него тактовыми. Выходные сигналы блока 2 п программ поступают на шифратор 3, где преобразуются в сигналы кода

Морзе, и через датчик 4 кода Морзе, блок 5 измененйя тональности поступают на головные телефоны 6 обучаемого. Одновременно с выхода шифратора 3 через дешифратор 10 сигналы поступают в блок 9 анализа причин ошибок, на второй вход которого через дешифратор 8 иэ блока !9 воздействия на клавиатуру поступает сигнал, отработанный обучаемым.

При правильных ответах обучаемого блок 9 анализа причин ошибок воздействует на блок !6 регулировки скорости предъявления информации, который, в зависимости от количест— ва правильных ответов, изменяет скорость следования импульсов на шифра тор 3 .

Если обучаемый допускает or.;ибки, причинами которых является неправильный прием элемента в,ачале или конце знака, то сигналы с выходов неправильных ответов блока 9 анализа причины ошибок через бло»

1 выделения однотипных ошибок, соответствующих укаэанным причинам, и через логическую схему ИЛИ 12 поступают на вход 23 счетчика 13, на другой вход которого поступают сигналы с выхода правильных ответов блока 9 анализа причин ошибок. Если число ошибок превысит установленную норму, то сигнал с выхода счетчика поступит на вход блока 16 регулирования Чкорости, который уменьппп скорость следования импульсов на шифратор 3. .Одновременно со второго выхода блока 16 регулирования ско—

907571

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9612276, кл. G 09 В 7/00, 1975.

I рости предьянления поступит сигнал на входы логических элементов И 17 и 1 8. При этом сигналы с выхода логической схемы ИЛИ 12 будут поступать как на вход счетчика 13, так и через логический элемент И 18 на вход реверсивного счетчика 14, на второй вход которого через логический элемент И 17 поступают сигналы с выхода правильных ответов блока 9 анализа причин ошибок, Если обучаемый продолжает допускать большое число ошибок, связанных с неправильным приемом элементов в начале или конце знака> и их число 1 превысит установленную норму, то сигнал с выхода реверсивного счетчика 14 поступит на вход блока 5 изменения тональности воздействующих сигналов. При этом изменится тональность точек и тире, причем тональность точек будет выше тональности тире на 200-400 Гц, что значительно улучшает опознаваемость знаков.

Если после снижения скорости 25 предъявления знаков обучаемый снизит число ошибок до определенного уровня, то блок 16 регулирования скорости предъявления информации, подсчитывающий количество правильных ответов, снимает сигнал со своего выхода, соединенног6 с управляющими входами логических элементов И 17 и 18, а также подает сигнал на вход

22 реверсивного счетчика 14. При этом вход блока 5 изменения тональности обесточится и обучаемому вновь будут предъявляться знаки кода

Морзе без частотного заполнения, обеспечивающего разнотональность элементов. Дальнейшее увеличение числа .правильных ответов, фиксирующих блоком )6 регулирования скорости предъявления информации вызовет увеличение скорости предъявления знаков .

Если обучаемый будет допускать большое число маловероятных ошибок, что свидетельствует о его невнимательности или усталости, то Сигналами с соответствующего выхода блока

9 анализа причин ошибок переполняется, дополнительный счетчик 15 и импульс переполнения останавливает датчик 1 случайных чисел и включает табло 20 индикации, указывающее обучаемому на необходимость перерыва или проведения специальной тренировки. !

Использование предлагаемого изоб" ретения в устройствах для обучения радиотелеграфистов позволяет сократить время обучения за счет акцентирования внимания обучаемого при йриеме знаков, особенно сходнозвучащих, на элементах начала и конца знака, где чаще всего допускаются ошибки. Тем самым повышается эффективность тренажа.

Формула изобретения

Тренажер операторов, содержащий узел предъявления учебной информации, совдиненный через узел оценивания ответов с блоком воздействия на клавиатуру и блоком регулирования скорости предъявления информации, блок головных телефонов и счетчик, о т— л и ч а ю шийся туч, что, с целью повышения эффективности тренажа, он имеет блок изменения тональности воздействующих сигналов, логический блок, логическую схему ИЛИ, дополнительный счетчик и блок индикации, при этом одни выходы блока регулирования скорости предъявления информации соединены с входами логического блока, выход которого подсоединен к первому входу блока изменения тональности воздействующих сигналов, своим вторым входом связанного с выходом узла предъявления учебной информации, а выходом — с входом блока головных телефонов, вход блока индикации связан с выходом дополнительного счетчика, управляющий вход которого соединен с выходом блока регулирования скорости предъявления информации и управляющим входом логического блока, другие входы дополнительного счетчика и одни из входов счетчика связаны с выходами узла оценивания ответов, который через логическую схему ИЛИ связан с информационыпки входами логического блока и счетчика, управляющий вход которого соединен с управляющим входом дополнительного счетчика, подключенного к блоку регулирования скорости предъявления информации.

90757!

Составитель С.Алексанов

Редактор Б.Лазаренко Техред И.Тенер Корректор Г.Огар

Заказ 598/59 Тирам 474 Подлис но е

ВНИИПИ Государственного комитета СССР о делам изобретений и открытий

1!3035, Иосква, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Умгород, ул. Проектная, 4

Тренажер операторов Тренажер операторов Тренажер операторов Тренажер операторов 

 

Похожие патенты:

Тренажер // 903942

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх