Способ сварки трением

 

ОП ИСАНИЕ<912447

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.07.80 (21) 2955758/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет 29.10.79 (51) M. Кл.

В 23 К 20/12

Гасударственный кюмлтет

СССР (53) УДК 621.79! ..14 (088.8) Опубликовано 15.03.82. Бюллетень № 10

Дата опубликования описания 15.03.82

Ilo делам нэююретеннй н юткрмтий

В. И. Егоров, В. В. Иванайский, В. А. Фатеев, . И. Губин,, А. С. Куликов, И. А. Аксенов и Л. П. Кудр1я.вцева

Алтайский научно-исследовательский инстйтуттехнологии машиностроения (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ СВАРКИ ТРЕНИЕМ

Изобретение относится к сварке трением.

Известен способ сварки трением деталей из чугуна с шаровидным графитом, в основу которого положен цикл с трехступенчатым изменением давления при равномерном нагреве.

Структура чугуна с шаровидным графитом обеспечивает получение неразъемного соединения с помощью сварки трением. Чугун с шаровидным графитом (высокопрочный чугун) представляет собой сплав железа с углеродом. Углерод в этом чугуне в основном находится в свободном состоянии в форме шаровидного графита с мелкодисперсным расположением в матрице сплава.

Форма графита и его расположение в высокопрочном чугуне приводит на начальной стадии нагрева при сварке трением к выгоранию углерода со свариваемых торцов.

На окончательной стадии нагрева, когда доступ воздуха к свариваемым торцам прекрашается, а температура достигает значений близких к температурам плавления, углерод растворяется в аустените, происходит фазовое превращение, т. е. образуются карбиды типа Fe С. Таким образом, в стадии нагрева на свариваемых торцах деталей

2 из чугуна с шаровидным графитом углерод в свободчом состоянии не присутствует и, следовательно, не образуется пленка из графита. Отсутствие пленки графита позволяет получить качественное соединение деталей из чугуна с шаровидным графитом в стадии проковки 11).

Недостатком этого способа является то, что он не обеспечивает получение неразъемного соединения деталей из серого чугуна

10 с серым чугуном и серого чугуна со сталью из-за структуры серого чугуна, который представляет собой сплав железа с углеродом. Углерод в этом чугуне в основном находится в свободном состоянии в форме грубопластинчатого графита с объемным

1s расположением в матрице сплава. Форма графита и его расположение в сером чугуне приводят к тому, что при сварке трением в стадии нагрева на свариваемых торцах графит не успевает полностью выгореть и перейти в другое фазовое состояние, поэтому образуется пленка из графита, которая выполняет роль смазывающего материала и уменьшает нагрев. В стадии проковки при образовании неразъемного соединения эта пленка не выдавливается из стыка. Из-за

912447 недостаточного нагрева свариваемых заготовок и из-за хрупкости пленки из графита (графит является хрупкой фазой) прочность ,такого соединения очень низкая (практически соединение не получается).

Известен также способ сварки трением, при котором нолучают неразъемное соединение деталей из серого чугуна со сталью; в процессе сварки длина заготовок уменьшается на величину, равную припуску на сварку. В этом способе в детали из серого чугуна в месте предполагаемого соединения высверливают отверстие, диаметр которого намного больше диаметра стержня из стали.

Далее в основании отверстия выфрезеровывают кольцевой паз. В отверстие до отказа вставляют стержень и прижимают с необходимым усилием. Стержню сообщают вращение, а затем осуществляют проковку. .Неразъемное соединение образуется за счет заполнения кольцевого паза деформированным металлом (2).

Недостатком такого способа. является то, что он позволяет сваривать детали только разновеликого сечения, предусматривает специальную механическую обработку крупногабаритной детали из серого чугуна и большой расход стали из-за того, что перед сваркой деталь из стали должна быть вставлена на определенную глубину в деталь из серого чугуна.

Цель изобретения — расширение номенклатуры свариваемых изделий из серого чугуна, а также серого чугуна со сталью, устранение специальной механической обработки деталей перед сваркой и уменьшение расхода материала.

Поставленная цель достигается тем, что в, способе сварки трением, преимущественно из серого чугуна и серого чугуна со сталью, при котором в процессе сварки длина заготовок уменьшается на величину, равную припуску на сварку, концы заготовок из серого чугуна перед сваркой отбеливают на глубину больше, чем припуск на сварку, а после сварки отбеленные участки термообрабатывают.

Отбеливание не снижает производительности получения литых заготовок из серого чугуна.

Производят отбеливание следующим образом.

Выплавляют чугун. Затем заливают его в форму, состоящую из двух частей. Верхняя часть формы выполнена из материала, обеспечивающего низкую скорость охлаждения. . Нижняя часть формы выполнена из материала, обеспечивающего высокую скорость охлаждения. Кристаллизация чугуна в такой форме позволяет получить заготовку из серого чугуна с отбеленным участком определенной длины. При этом на участке белого чугуна весь углерод находится в связанном состоянии в виде карбида типа РезС. При сварке на свариваемых торцах не образуется пленка из графита. Торцы заготовок нагреваются до требуемой температуры. Прочность неразъемного соединения удовлетворительная из-за того, что в стыке отсутствует хрупкая пленка из графита. Последующая термическая обработка отбеленного слоя в сварных заготовках приводит к превращению белого чугуна в чугун с хлопьевидным графитом и увеличению прочности сварных заготовок.

Пример конкретного исполнения. Предлагаемым способом сваривают заготовки из серого чугуна с содержанием С-3, 26 /о Si—

2,1о/о Мп — 0 62о/о P — 0 12о/о S — 0 12о/о

Чугун выплавляют в гра1ритовом .тигле с нагревом током высокой частоты, выплавленный чугун при 1320... 1390 С заливают в форму, состоящую из двух частей. Верхняя часть выполнена из шамота (кирппич ШБВ

ГОСТ 3272-71). Нижняя часть выполнена из стали 45, для увеличения скорости охаю лаждения. Таким образом, получены заготовки из серого чугуна Р 18 мм, длиной

120 мм. На длине 100 мм получена структура серого чугуна, на длине 20 мм структура белоцо чугуна с переходной зоной.

Заготовки из стали 15 длиной 100 мм и и ф18 мм.

Сварка выполняется на полуавтомате

МФ-372А при следующих режимах: п =

= 1550 об/мин; Р„= 13 кгс/мм, Рц

= 26 кгс/мм; 1„= 10с; tpp = 3 с где,п — число оборотов заготовки в мин; зе

Є— давление нагрева;

Рп> — давление проковки;

t „— время нагрева;

t „р — время проковки., Образцы после сварки подвергают термической обработке по следующим режимам.

1 партия образов — нагрев до 650 С, выдержка 4 ч и охлаждение на воздухе.

2 партия образцов — нагрев до 900 С, 4О выдержка 20 мин., охлаждение с печью до 300 C и охлаждение на воздухе.

Сваренные образцы испытывались на

4 изгиб. Требуемая прочность получена на образцах, термообработанных при 900 С.

При этом разрушение образца происходит по основному металлу, т. е. по серому чугуну и бщг 36 ... 40 кгс/мм .

На фиг. 1 показана микроструктура о6%Ф разца из серого чугуна + сталь 15, охлажденного после сварки на воздухе; на фиг. 2— микроструктура образца из серого чугуна + сталь 15, после термической обработки при

650 С, на фиг. 3 — микроструктура образца из серого чугуна + сталь 15, после термической обработки при 900 С.

Микроструктурный анализ показывает, что в этих образцах отсутствуют трещины, непровары и другие дефекты сварки.

912447

Предлагаемый способ сварки трением можно применять в арматуростроении, например, в производстве задвижек.

Применение предлагаемого способа сварки трением снижает трудоемкость изготовления продукции и дает экономию около

20000 р.

Формула изобретения

Способ сварки трением, преимущественно серого чугуна или серого чугуна со сталью, при котором в процессе сварки длина заготовок уменьшается на величину, равную припуску на сварку, .отличающийся тем, что, с целью расширения номенклатуры свариваемых изделий, устранения специальной механической обработки деталей перед сваркой и уменьшения расхода материала, концы заготовок из серого чугуна перед сваркой. отбеливают на глубину больше, чем припуск на сварку, а после сварки отбеленные участки термообрабатывают.

Источники информации, принятые во внимание .при экспертизе

I. Гельман А. С. и др. Сварка трением толстостенных труб. «Технология машиностроения», ¹8,,1960, с. 64 — 69.

2. Патент США ¹ 3444611, кл. 29-470.3, 20.05.69 (прототип).

912447

Составитель Б. Томбулагов

Редактор И. Касарда Техред А. Бойкас Корректор У. Пономаренко

Заказ 1247/19 Тираж 151 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35; Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ сварки трением Способ сварки трением Способ сварки трением Способ сварки трением 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к сварке трением и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, например, при производстве режущего инструмента

Изобретение относится к технологии машиностроения и может быть использовано при изготовлении элементов конструкции электрических установок, например роторов турбокомпрессоров

Изобретение относится к способу сварки трением соединяемых (металлических) элементов или деталей и, в частности, к так называемой сварке трением с перемешиванием, основанной на взаимном полирующем движении или перемещении между щупом из более твердого материала и соединяемыми деталями

Изобретение относится к области сварки трением и может использоваться в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к области технологии неразъемного соединения деталей /сварки/ "в стык" и может быть использовано в авиастроении, судостроении и в других отраслях машиностроения и строительства для соединения преимущественно листовых конструкций-панелей, обечаек, корпусов и т.п

Изобретение относится к способу сварки трением с применением нескольких головок для одновременной сварки стыкуемых поверхностей открытых или закрытых профильных рам
Наверх