Устройство управления реверсом дизельгазотурбинной установки

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистическик

Республик ри918183 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 250880 (21) 2976493/27-11 (51) М. Кл.з

В 63 Н 23/10 .В 63 Н 21/22

F 02 С 9/26 с присоединением заявки Ко

Государственный комитет

СССР по де,пам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 070482. Бюллетень Мо 13 (53).УДК629.12 8 (088.8) Дата опубликования описания 07.04.82 (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСОМ

ДИЗЕЛЬ-РАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам управления реверсом дизель-гаэотурбинной установки. .ИЗвестно устройство управления реверсом дизель-турбинной установки, содержащее последовательно электрически соединенные командоаппарат, разрешающее реле и связанный выходом с соединительной муфтой блок управле-. ния подачей топлива в дизель с реверс-редукторной передачей, а также датчик оборотов гребного винта, свя-, занный с валопроводом и с входом блока сравнения, сигналиэатор поло- 15 жения соединительной муфты, подключенный выходом к второму входу разрешающего реле, блок управления по дачей топлива в газотурбинный двигатель, соединенный входом с командоаппаратом, и цепь управленйя клапанами переднего и заднего хо да реверсивной турбины (1).

Недостатком известного устройства является то, что оно не обесйе-; 25 чивает надежного управления реверсом.

Цель изобретения — повышение на» дежности и упрощение Процесса управления реверсом. 30

Для этого цепь управления клапанами переднего.и заднего хода реверсивной турбины состоит из подключенного выходом к командоаппарату блока управления, к выходам которого подключены соответственно реле переднего и заднего хода, связанные соответственно выходами с манипуляторами переднего и заднего хода, и сервомотора, входы которого соединены соответственно с манипуляторами переднего и заднего хода, а выходы связаны с приводами клапанов переднего и заднего хода, причем устройство снабжено -сигналиэаторами переднего и заднего хода реверсредуус" торной передачи дизеля с выходными контактами и связанными соответственно с клапанами переднего и задне"

ro хода сигналиэаторами положения клапанов переднего и заднего хода реверсивной турбины с выходными контактами, выходные контакты сигнализаторов переднего хода соединены последовательно между собой, как и выходные контакты сигналиэаторов заднего хода,. а концы этих последовательных цепочек соединены между собой и подключены один к третьему входу разрешающего реле, другой к

918183 выходу блока сравнения, при этом реле переднего и заднего хода связа" ны соответственно с манипуляторами переднего и заднего хода через соответствующие контакты сигнализаторов положения соединительной муфты.

На чертеже представлена структур" ная схема предложенного устройства.

Устройство состоит.иэ командоаппарата 1, соединенного через раэре- (О шающее реле 2 с блоком 3 управления подачей топлива в дизель 4, соединительной муфты 5, подключающей ди- зель с реверс-редукторной передачей (РРП) к валопроводу б. К муфте 5 подключен сигнализатор 7 ее положения, связанный выходом с входом разрешающего реле 2. К валопроводу б подключен датчик 8 оборотов гребного винта, выход которого подключен к блоку 9 сравнения, сигнализаторы 10 и 11 переднего и заднего хода реверс-редукторной передачи дизеля имеют соответственно выходные контакты 12 и 13, причем контакт 13 сое-25 динен с выходом блока 9. Газотурбинный двигатель 14 связан с реверсивной турбиной, которая вместе с дизелем через редуктор 15 и соединительную муфту 16 соединена с греб- ным винтом 17. Блок 18 подачи топ лива в газотурбинный двигатель сйязан с камандоаппаратом., Сервомотор

19 клапанов переднего хода 20 и заднего хода 21 реверсивной турбины 22 соединен с манипуляторами переднего хода 23 и заднего хода 24, которые соответственно подключены к реле переднего хода 25 и реле заднего хода 26, упомянутые реле соединены с блоком 27 управления, который 40 связан с командоаппаратом 1., Сигнализатор 28 положения клапана

20 переднего хода реверсивной турбины имеет выходной контакт 29, подключенный к. выходному контакту 12 45

Сигнализатор 30 положения клапана 21 заднего хода реверсивной турбины имеет выходной контакт 31, подключенный вместе с контактом 12 к входу разрешающего реле 2, причем контакт 50

29 подключен к выходу блока 9 сравнения, контакт 13 соединен с контактом 31, а реле переднего 25 и заднего 26 хода связаны с соответствующими манипуляторами 23 и 24 через соответствующие контакты 32 сигнализатора 7 положения соединительной муфты 5.

Устройство работает следующим образом. 60

Командный сигнал на реверсе (напрймер, с.переднего хода на задний) поступает от командоаппарата 1 через .разрешающее реле 2 на блок 3 управ ления подачей топлива в дизель, на 65 блок 18 управления подачей топлива в газотурбинный двигатель (ГТД) и через блок 27 управления на реле 26 заднего хода. Командный сигнал на включение реле заднего хода. 26 блокируется в блоке 27 управления сигналом иэ блока 18 управления подачей топлива в ГТД. Блоки 3 и 18 автоматически уменьшают подачу топлива: в дизель до величины, соответствующей холостому ходу, и в ГТД до величины, допускающей реверс турбины 22 без перегрузки ее по крутящему моменту. Сигнал о соответствуюцем положении топливодозирующего органа из блока 18 управления пода; чей топлива в ГТД поступает в блок

27 управления ГТД, при этом снимается блокировка на включение реле 26 заднего хода. Реле 26 включается, но цепь от реле 26 заднего хода к манипулятору 24 заднего хода разомкнуФа выходными контактами 32 сигна- лизатора 7 положения муфты 5. В результате блокируется реверс ГТД, если дизель*подключен к валопроводу.-При достижении дизелем холостого хода отключается соединительная муфта 5, раэобщая дизель с РРП от валопровода 6, после чего РРП дизеля, переключается для работы на задний ход. При этом срабатывают сигиализаторы 10 и 11 РРП дизеля. Выходной контакт 12. сигнализатора 10 переднего хода размыкается, выходной контакт 13 сигнализатора 11 заднего хода замыкается. При отключении муфты 5 изменяется сигнал на выходе сигнализатора 7 положения. Это приводит к тому, что в реле 2 происходит блокирование командного сигнала так, что последующее включение муфты 5 становится возможным только после изменения сигнала от сигнализатора 7. Одновременно замыкаются выходные контакты 32 сигнализатора

7 и подключают манипуляторы 23 и 24 сервомотора 19 к выходным реле переднего 25 и заднего 26 хода соответственно. От включенного реле 26 заднего хода через контакты 32 включается манипулятор 24 заднего хода.

Сервомотор 19 срабатывает и устанавливает клапаны 20 и 21 в положение заднего хода:клапан 20 переднего хода закрывается, клапана 21 заднего хода открывается. При этом выходной контакт 29 сигналиэатора 28 размыкается, выходной контакт 31 сигналиэатора

30 замыкается. Турбина 22 начинает работать на задний ход и тормозит валопровод, В результате уменьшается частота вращения валопровода 6 и сигнал на выходе датчика 8. Величина сигнала датчика 8 измеряется блокам 9. После того, как этот сигнал становится меньше постоянного опорного напряжения уставки, задаваемой

918183

Формула изобретения

40 в блоке 9, происходит изменение сигнала на выходе блока 9. Сигнал из блока 9 через выходные контактЫ

31 и 13, соединенные последовательно, подается на реле 2, В результате снимается блокировка на прохождение командного сигнала через реле

2 к блоку 3 на включение муфты 5.

Муфта 5 включается и соединяет дизель с РРП, включенный для работы на. задний ход, с валопроводом б. Дизель и ГТД работают совместно на задний ход. После включения муфты 5 изменяется сигнал от сигнализатора выходные контакты 32 сигнализато.уа 7 размыкаются, манипуляторы 23 и

,24 отключаются от реле переднего 25 и заднего 26 хода. При наборе мощности ГТД по сигналу иэ блока 18 через блок 27 управления отключается реле 26 заднего хода. Прохожде ние сигнала иэ блока 9 на реле 2 20 при реверсе блокируется выходными контактами 13 и 31 сигнализаторов по. ложения 11 и 30, если РРП дизеля и клапаны 20 и 21 реверсивной турбины 22 не установлены в положение, соответствующее заднему ходу.

Аналогично выполняется реверс с заднего хода на передний. В результате использования устройства упрощается управление реверсом и повышается надежность управления, так как исключается совместная работа дизеля и ГТД на гребной винт с противоположным направлением их крутящих.моментов, уменьшается время реверса и тормозной путь судна с дизель-газотурбинной установкой.

Устройство управления реверсом дизель-газотурбинной установки, содержащее последовательно электрически соединенные командоаппарат, разрешающее реле и связанный выходом с соединительной муфтой блок управ- . ления подачей топлива в дизель с реверс-редукторной передачей, а также датчик оборотов гребного винта, связанный с валопроводом и с входом блока сравнения, сигнализатор положения соединительной муфты, подключенный выходом к второму входу разрешающего реле, блок управления подачей топлива в газотурбинный двигатель, соединенный входом с командоаппаратом и цепь управления клапанами переднего и заднего хода реверсивной турбины, о т л и ч а ю . щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности устройства и упрощения процесса управления реверсом, цепь управления клапанами переднего и заднего хода реверсивной турбины состоит из подключенного выходом к командоаппарату блока управления к выходам которого подключены реле переднего и заднего хода, связанные выходами с манипуляторами переднего и заднего хода, и сервомотора, входы которого соединены с манипуля+ торами переднего и заднего хода, а а выходы связаны с приводами клапанов переднего и заднего хода, причем устройство снабжено сигнализаторами переднего и заднего хода реверс-редукторной передачи дизеля с выходными контактами и связанными с клапанами переднего и заднего хода сигналиэаторами положения клапанов переднего и заднего хода реверсивной турбины с выходными контактами, выходные контакты сигнализаторов перед" него хода соединены последовательно между собой, как и выходные контакты сигналиэаторов заднего хода, а концы этих последовательных цепочек соединены между собой и подключены один к третьему входу разрешающего реле, другой .к выходу бло ка сравнения, при этом реле перед- . него и заднего хода связаны с манипуляторами переднего и заднего хода через соответствующие контакты сигнализаторов положения соединительной муфты.

Источники информации, . принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 527339, кл. В 63 Н 23/10,14.01.75 (прототип).

918183

Составитель С.ИарФина

Редактор Н.Аристова Техред Т. Маточка Корректор Е.Рошко

Заказ 2018/24 Тираж 463 Подписное.

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4;(5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Устройство управления реверсом дизельгазотурбинной установки Устройство управления реверсом дизельгазотурбинной установки Устройство управления реверсом дизельгазотурбинной установки Устройство управления реверсом дизельгазотурбинной установки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области регулирования газотурбинных двигателей и может быть использовано в регуляторах газотурбинных двигателей (ГТД) для регулирования режима сброса расхода топлива

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинной установки, а более конкретно к устройству, обеспечивающему управление положением дозирующего узла, через который подводится газообразное или жидкое топливо в камеру сгорания газотурбинной установки

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинного двигателя (ГТД), а более конкретно - к системе управления положением запорного клапана, обеспечивающего подвод топлива через дозатор к форсункам камеры сгорания двигателя

Изобретение относится к области бронетанкового вооружения и техники, в частности к силовым установкам танков

Изобретение относится к системам управления сложных объектов техники, работающих в широком диапазоне режимов и нагрузок, и может быть использовано в системах управления газотурбинных двигателей, турбин электростанций, в которых для регулирования нескольких параметров используется одно управляющее воздействие

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинного двигателя (ГТД), а более конкретно - к системе управления положением запорного крана, обеспечивающего подвод топлива через дозатор к форсункам камеры сгорания
Наверх