Устройство защиты от помпажа турбоэксгаустерного агрегата

 

О Il k С А Н И Е (И1924427

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ . СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсиик

Социапистичесинк

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (5l)hi1. Кл.

F 04 О 27/02 (22) Заявлено 07.07.80 (21) 2950229/25-06 с присоелинением заявки М

Ржударвтввкай квпитвт

CCCP

Io авлан кзвврвтвнивк вткрыткй (23) Приоритет (53) УДК 621.515.

° 5 (088.8) Опубликовано 30.04 ° 82. Бюллетень М 16

Дата опубликования описания 30.04.82

А.И.Ульяненков, В.Н.Уваров и В.H.Øèõàëåâ (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ ПОМПАЖА

ТУРБОЭКСГАУСТЕРНОГО АГРЕГАТА

Изобретение относится к системам, предназначенным для защиты турбоэксгаустерных агрегатов от помпажа и может быть использовано в турбоэксгаустерных и турбокомпрессорных

S станциях, а также в других областях

1 экспериментальной газодинамики.

Известно устройство защиты от помпажа турбоэксгаустерного агрегата с электроприводом, содержащее запор1О но-регулирующий элемент, установленный во всасывающей магистрали, байпасный трубопровод с запорно-регулирующим элементом, блок управления, управляющий положением запорно-регу15 лирующего элемента, установленного во всасывающей магистрали, антипомпажный регулятор (13.

Недостатком известного устройства является возможность возникновения . помпажа агрегата при несогласованных режимах работы входного запорно-регулирующего элемента при его закрытии и запорно-регулирующего элемента анти помпажного ре гулят ора.

Так, .например, при независимом закрытии входного запорно-регулирующего элемента от внешнего сигнала воз- . можны случаи, при которых запорнорегулирующий элемент антипомпажного регулятора по тем или иным причинам не успевает отрабатывать возмущения, вызываемые закрытием входного элемента, в результате чего возникает помпаж.

Цель изобретения - повышение надежности устройства.

Поставленная цель достигатеся тем, что в него дополнительно введены два датчика положений запорно-регулирующих элементов, блок согласования положений запорно-регулирующих элементов, пороговый и экстремальный блоки, сумматор-инвертор и задатчики минимальной и максимальной скоростей перемещения запорно-регулирующего органа, установленного во всасывающей манию элемента 3 и 4,от датчиков 7 и 8 положений с таким расчетом, чтобы суммарный расход через агрегат, поступающий через элементы 3 и 4, поддер живался приблизительно постоянным, т.е. скор ос т ь входно го элемента 3 ускоряется или замедляется в зависимости от положения элемента 4.

В случае отсутствия перемещения элемента 4 скорость перемещения запарно"регулирующега элемента 3 опеределяется задатчиком минимальной скорости 13, которая в принципе может равняться нулю.

Использование предлагаемого устройства позволяет повысить эксплуатационную надежность работы агрегата. так как устраняется возможность

- возникновения помпажа при несогласа2о ванных режимах работы входного запарно-регулирующего элемента и запорна-регулирующего элемента пративопампажного регулятора.

Формула изобретения

Устройство защиты ат помпажа турбоэксгаустерного агрегата с электроприводом, содержащее запорно-регулирующий элемент, установленный во всасывающей магистрали, байпасный трубопровод с запорно-регулирующим элементом, блок управления, управляющий положением запарно-регулирующего элемента, установленного во всасывающей магистрали, антипомпажный регулятор, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, она дополнительно содержит два датчика положений запорно-регулирующих элементов, блок согласования положений запорно-регулирующих элементов, пороговый и экстремальный блоки, сумматор-инвертор и задатчики минимальной и максимальной скоростей перемещения запорно-регулирующего органа, установленного во всасывающей магистрали, причем входы блока согласования положений запарно-регулирующих

15 элементов соединены с датчиками их положения, а выход подключен к экстремальному блоку, к входу которого подключен также пороговый блок, соединенный с выходом датчика положения запорно-регулирующего элемента, установленного во всасывающей магистрали, и выходом задатчика максимальной скорости, а экстремальный блок соединен,с сумматором-инвертором, 3 924427 гистрали, причем входы блока согласованияя положений запорно-ре гулирующих элементов соединены с датчиками их положения, а выход подключен к экстремальному блоку, к входу которого подключен также пороговый блок, соединенный с выходом датчика положения запорно-регулирующего элемента, установленного во всасывающей магистрали, и выходом задатчика максималь-. ной скорости, а экстремальный блок соединен с сумматором-инвертором, к входу которого подключен задатчик минимальной скорости, при этом сумматор -инвертор соединен с блоком управления.

На чертеже показана блок-схема устройства.

Устройство содержит турбоэксгвустерный агрегат 1, электрапривод 2, запорно-регулирующий элемент 3, установленный во всасывающей магистрали, запорно-регулирующий элемент 4 байпасного трубопровода, блок 5 управления, антипомпажный регулятор 6, датчики 7 и 8 положения запорнорегулирующих элементов, блок 9 согласования положений запорно-регулирующих элементов, пороговый блок 10, экстремальный блок 11, сумматор-инвертор 12, задатчик 13 минимальной скорости и задатчик 14 максимальной скорости.

Устройство работает следующим образом.

При работе турбаэксгаустерного агрегата в зоне рабочей характеристи-. ки запорно-регулирующий элемент 4 полностью закрыт, входной запорнарегулирующий элемент 3 полностью открыт. При подаче внешнего сигнала на блок 5 управления на закрытие регулирующий элемент 3 закрывается с максимальной скоростью, определяемой задатчиком 14 максимальной скорости.

Сигнал от задатчика через пороговый блок 10, экстремальный блок 11 и сумматор-инвертар 12 поступает на блок 5 .управления, при этом от датчика 8 положения поступает сигнал на пороговый блок 10. При достижении определенного положения запорнорегулирующего элемента 3 пороговый блок переводит управление от блока 9 согласования положений элементов 4 и 3 на экстремальный блок 11. Сигнал 55 управления скоростью перемещения регулирующих элементов в блоке 9 согласования формируется по положе924427

Составитель В, Мартынов

Редактор А. фролова Техред С. Мигунова Корректор Ю.Макаренко

Заказ 2782/53 Тираж 671. Подпис ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 к входу которого подключен задатчик минимальной скорости, при этом сумматор-инвертор соединен с блоком управления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

H 705152, кл. F 04 0 24/02, 1979.

Устройство защиты от помпажа турбоэксгаустерного агрегата Устройство защиты от помпажа турбоэксгаустерного агрегата Устройство защиты от помпажа турбоэксгаустерного агрегата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно - к устройствам для предотвращения помпажа компрессоров газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области центробежных компрессоров

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинных двигателей, в частности, к устройствам, обеспечивающим устойчивую работу вспомогательных силовых установок (ВСУ) летательных аппаратов при изменении количества отбираемого воздуха потребителем

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в компрессорах газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области защиты осевых и центробежных компрессоров от помпажа и может быть использовано в системах защиты и управления газоперекачивающих агрегатов
Наверх