Способ управления поворотом полуприцепа с блокируемой тележкой и устройство для его осуществления

 

О П И С А Н И Е 925726

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскиа

Соцналистмчесиих

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт. саид-ву

{51)М. Кл. (22) Заявлено 05.05.80 (21) 2920248/27 — 11 с присоединением заявки № (28) Приоритет

В 62 D 13/02

3еоударстввииыв комитет

{53) ËK 629.113. .014.5 (088.8) по делам иэобретеиий и открытий

ОпУбликовано 07.05.82. Бюллетень ¹ 17

Дата опубликования описания 07,05.82

А. П. Лисовец, М, И, Шагомяло, А. С. Курочкин, В. и А. П. Зимин (72) Авторы изобретения

Научно — исследовательский институт строительных конструкций Госстроя СССР (71) Заявитель (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ ПОЛУПРИЦЕПА

С БЛОКИРУЕМОЙ ТЕЛЕЖКОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается управления поворотом длиннобазовых полуприцепов.

Известен способ управления поворотом полулрицена с блокируемой тележкой, имеющей неповоротные колеса, оборудованные тормозами, посредством. изменения скоростей вращения неповоротных колес разных бортов (11.

Применение этого способа приводит к ус. ложнению конструкции транспортного средства.

Известно устройство для реализации ука.занного способа управления, содержащее копир, шарнирно закрепленный на раме полуприцепа с возможностью поворота относительно последней, клин, жестко соединенный с копиром

1S и входящий в паз плиты седельного устройства тягача, поворотную балку,, шарнирно закрепленную на раме полуприцепа и кинематически связанную с копиром, и тяги, Это устройство не обеспечивает достаточной управляемости транспортного средства.

Целью изобретения является улучшение управляемости путем обеспечения движения колес полуприцепа по заданной траектории.

Укаэанная цель достигается тем, что перед притормаживанием колес одного борта тележки выключают блокировку ее, поворота относительно рамы.полуприцепа, используя в качестве задающего параметра утол складывания автопоезда, имеющий обратную взаимосвязь с углом поворота тележки и тормозным усилием на ее колесах.

Отличие устройства, позволяющего реализовать новый способ, состоит в том, что оно снабжено механизмом блокировки поворота тележки относительно рамы полуприцепа, механизмом управления блокировкой. поворота тележки и раздельным торможением колес одного из бортов тележки и дополнительной поворотной балкой, шарнирно закрепленной на раме полуприцепа но оси вращения тележки и кинематически связанной с механизмом управления, причем концы обеих балок кинематически соединены между собой.

На фиг. 1 приведена кинематическая схема управления поворотом колес тележки полуприцепа; на фиг. 2 — схема системы управления блокировкой поворота тележки и раз925726 дельного торможения колес разных бортов тележки.

Копир 1 (фиг. 1) с жестко присоединенным к нему клином 2, установлен с возможностью поворота на раме полуприцепа. Клин входит в паз плиты 3 седьмого -устройства тягача и кинематически взаимодействует с поворотной балкой 4, шарнирно закрепленной на раме полуприцепа. Вторая поворотная балка 5 шарнирно прикреплена к раме полуприцепа 10 по оси вращения тележки полуприцепа и кинематически связана с рычагом 6 управления механизмом 7 управления блокировкой и раздельным торможением колес разных бортов поворотной тележки. Корпус механизма 7 жест- 15 ко присоединен к заднему концу рамы поворотной тележки, а балки 4 и 5 соединены между собой посредством тяг 8.

Механизм 7 (фиг. 2) представляет собой полый цилиндрический корпус 9 с пятью

20 отверстиями по образующей и выточками(углублениями) на внутренней поверхности по месту отверстий. В корпусе 9 расположен ротор 10 с тремя выточками по его поверхности, выполненными таким образом, чтобы при повороте ротора они соединяли в определенном сочетании отверстия корпуса 9, два из которых сообщены напорной пневмолинией с ресивером, а остальные — рабочими пневмолиниями соответственно с пневмокамерами 11 — 13.

Шток пневмокамеры 11 кинематифески связан с кулачком 14, который удерживает в разведенном положении колодки 15, шарнирно прикрепленные к раме полуприцепа, и препятствует повороту барабана 16, жестко при35 крепленного к раме поворотной. тележки.

Штоки пневмокамер 12 и 13 кинематически связаны с разжимными кулачками 17 и 18 колодок 19 и 20, которые взаимодействуют соответственно с тормозными барабанами 21

40 левых и с тормозными барабанами 22 правых колес тележки.

При повороте ротора 10 относительно корпуса 9 напорные пневмолинии сообщаются с пневмокамерой 11 и с одной иэ пневмокамер 12 или 13 в зависимости от направления поворота, т. е. поворот балки 4 приводит к выключению блокировки поворота тележки и последующему затормаживанию колес одного из бортов поворотной тележки.

При движении по прямой ротор 10 находится в нейтральном относительно корпуса 9 положении, а рабочие полости пневмокамер

12, 11 и 13 сообщены с атмосферой, При этом колодки 15 разведены и препятствуют 55 случайному повороту тележки относительно полуприцепа, а колодки 19 и 20 сведены, т.е. колеса полу прицепа свободно вращаются.

При входе в поворот, например вправо, копир 1 поворачивает балки 4 и 5 влево (против часовой стрелки). 3а счет кинематической связи балки 5 с рычагом 6 механизма

7 ротор 10 последнего поворачивается по часовой стрелке. При этом напорные пневмолинии сообщаются с пневмокамерами 11 и 12, вследствие чего шток пневмокамеры 11 поворачивает кулачок 14 и разблокирует поворот тележки, а шток пневмокамеры 12 поворачивает кулачок 17, который разводит колодки 19 и притормаживает колеса левого борта тележки, которая поворачивается в сторону, проивоположную повороту тягача. При этом рама тележки полуприцепа поворачивается вместе с корпусом 9 против часовой стрелки, а так как положение ротора соответствует положению балки .5, то это равнозначно повороту ротора 10 относительно корпуса 9 против часовой стрелки. На определенном угле поворота тележки при неизменном положении балки 5 (движение по круговой траектории) благодаря повороту корпуса 9 в обратном направлении по сравнению с поворотом ротора

10 подача воздуха в пневмокамеры 11 и 12 прекращается — они сообщаются с атмосферой, и тележка блокируется в этом положении.

При выходе с поворота копир 1 поворачичает балки 4 и 5 (по часовой стрелке), вызывая тем самым поворот ротора 10 против часовой стрелки относительно корпуса 9. При этом сжатый воздух поступает в пневмокамеры

ll и 13, вследствие чего шток пневмокамеры

11 поворачивает кулачок 14.и разблокирует

I поворот тележки, а шток пневмокамеры 13 поворачивает разжимной кулачок 18 и притормаживает колеса правого борта тележки. Это приводит к развороту тележки по часовой стрелке вместе с корпусом 9. Подача воздуха в пневмокамеры 11 и 13 прекращается, когда тележка выровняется; при этом она блокируется, Установка корпуса 9 на заднем конце рамы тележки обеспечивает обратный поворот корпуса по отношению к повороту ротора 10 при повороте тележки вследствие притормаживания колес ее бортов. Кроме того, при повороте тележки угол складывания автопоезда уменьшается и.копир 1 по ходу поворота автопоезда возвращает балку 5, а значит и ротор 10 механизма 7 в нейтральное положение. Таким образом выполняется двойная обратная связь торможения колес тележки по ее углу поворота и по углу складывания автопоезда.

Блокировка поворота тележки при прямолинейном или установившемся криволинейном движениях автопоезда препятствует возможному случайному повороту тележки при наезде на односторонние неровности. Если такие неров925726 ности встречаются при входе или выходе с поворота (блокировка поворота тележки отсутствует), возможный поворот тележки на угол, больший, чем задает копир 1, благодаря обратной связи торможения колес по углу ново- 5 рота тележки приводит к затормаживанию колес противоположного поворота тележки, т.е. за случайным поворотом тележки следует ее разворот в положение, соответствующее углу складывания автопоезда. Такие повороты 10 тележки могут наблюдаться на малых скоростях движения, при проезде обособленных неровностей (на повороте) больших размеров„ когда сопротивление их проезду вызываетдей,:ствие момента, большего, чем момент инерции 15 вращения тележки.

Для стабилизации движения автопоезда по прямой ось вращения тележки относительно полуприцепа смещена вперед на расстояние 0 (см. фиг.1) по отношению к оси симметрии (оси симметрии колес тележки). Такое смещение оси вращения также способствует выходу тележки с поворота.

Предлагаемый способ управления поворотом полуприцепа относительно прост и дает возмож- 5 ность улучшить управляемость автопозеда.

Копир угла складывания, тяги и поворотная балка играют роль привода управления механизмом блокировки поворота тележки и управления включением раздельного торможения колес разных бортов тележки. Поэтому на тягач практически не будут передаваться значимые для него нагрузки, что повышает общую устойчивость и управляемость автопоезда.

Конструктивное исполнение устройства

35 для осуществления способа не затрудняет компоновку автопоезда. Кроме того, для управления и раздельного торможения колес бортов тележки могут быть применены (с некоторой доработкой) золотник — распределитель усили40 теля рулевого управления тягачей или тормозной кран и имеющиеся в колесах стационарные тормоза.

Формула изобретения

1. Способ управления поворотом полуприцепа с блокируемой тележкой, имеющей неповоротные колеса, оборудованные тормозами, посредством изменения скоростей вращения неповоротных колес разных бортов, о т л и ° ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения управляемости путем обеспечения цвижения колес полуприцепа по заданной траектории, перед притормаживанием колес одного борта тележки выключают блокировку ее поворота относительно рамы полуприцепа, используя в качестве задающего параметра угол складывания авгопоезда, имеющий обратную взаимосвязь с углом поворота тележки и тормозным усилием на ее колесах.

2. Устройство для осуществления способа по п.1, содержащее копир, шарнирно закрепленный на раме полуприцепа с возможностью поворота относительно последней, клин, жестко соединенный с копиром и входящий в паз плиты седельного устройства тягача, поворотную балку, шарнирно закрепленную на раме полуприцепа и кинематически связанную с копиром, и тяги, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения управляемости путем обеспечения движения колес полуприцепа по заданной траектории, оно снабжено механизмом блокировки поворота тележки относительно рамы полуприцепа, механизмом управления блокировкой поворота тележки и раздельным торможением колес одного из бортов тележки и дополнительной поворотной балкой, шарнирно закрепленной на раме полуприцепа по оси вращения тележки и кинематически связанной с механизмом управления, причем концы обеих балок кинематически соединены между собой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Фаробин Я. Е. Теория поворота транспортных машин, М., Машиностроение, 1970, с. 57 — 59 (прототип).

925?26

Составитель В. Калмыков

Техред М. Рейвес

Корректор с. Шекмар

Редактор Б. Федотов

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 4726/9 Тираж 680

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Способ управления поворотом полуприцепа с блокируемой тележкой и устройство для его осуществления Способ управления поворотом полуприцепа с блокируемой тележкой и устройство для его осуществления Способ управления поворотом полуприцепа с блокируемой тележкой и устройство для его осуществления Способ управления поворотом полуприцепа с блокируемой тележкой и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам и автопоездам и конструкциям дышла их прицепов, содержащих дышло прицепа, опирающееся своими цапфами на переднюю часть шасси с возможностью поворота относительно вертикальной и горизонтальной осей, и средство для поворота оси

Изобретение относится к последовательно связанным жестким поворотным осям с центральными осями поворота

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для управления поворотной осью автомобильных прицепов

Изобретение относится к автопоездам, имеющим тягач и один или несколько прицепов

Изобретение относится к управляемым устройствам для перевозки грузов, в частности к прицепам, предназначенным для сцепки с ведущим транспортным средством, и может быть использовано в условиях ограниченного пространства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается способов управления транспортными средствами
Наверх