Щеточный узел электрической машины с торцевым коллектором

 

О П И С А Н И Е („>930454

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.08.80 (21) 2971767/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

Н 01 R 39/40

Гес дарстеелный хемитет

СССР (53) УДК 621.3. .047.5 (088.8) ло делам лзебретений и лтермтий

Опубликовано 23.05.82. Бюллетень №19

Дата опубликования описания 28.05.82

А. Г. Мартиросов, А. С. Фролов, В. С. Чекмазов и А. Г. Щербаков (72) Авторы изобретения

Московский завод автотракторного электрооборудования АТЗ-1 и Научно-исследовательский и экспериментальный лщститут автомобильного электрооборудования и автоприборов

НИИАвтоприборов (71) Заявители (54) ЩЕТОЧНЫЙ УЗЕ,Л Э,ЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

С ТОРЦОВЫМ <КОЛЛЕКТОРОМ

Изобретение относится к электрическим машинам с торцовым коллектором и может найти применение, например, в электрических двигателях стартеров. для запуска двигателей внутреннего сгорания.

Известен щеточный узел электрической машины с торцовым коллектором, содержащий пластмассовый подшиниковый щит, выполненные за одно целое с ним щеткодержатели и установленные в них щетки и щеточные пружины (1).

Недостатками известной конструкции являются низкая теплопроводность пластмассы, что приводит к высоким перегревам, высокая трудоемкость, большой расход пластмассы, стоимость которой значительно выше стоимости линейных металлических сплавов, таких, как цинковых и алюминиевых.

Известен также щеточный узел электрической машины с торцовым коллектором, содержащий подшипниковый щит, закрепленные на его стенке массовые и изолированные щеткодержатели с размещенными в них торцовыми щетками и щеточными пружинами, и кожух, причем в стенке щита выполнены окна, в которых размещены изолированные щеткодержатели (2). Недостатками известной конструкции являются высокая трудоемкость изготовления щеточного узла и его высокая материалоемкость, что об ьясняется наличием крепежных деталей и сложностью пластмассового щетко-держателя.

Цель изобретения — снижение трудоемкости сборки и материалоемкости изделия.

Поставленная цель достигается тем, что изолированные щеткодержатели выполнены в виде вставок из упругого электроизоляционного материала и снабжены упорами и фиксаторами, расположенными по обе стороны стенки подшипникового щита и выступающими за пределы окна.

На фиг. 1 показан щеточный узел, общий вид, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, вид с торца (без кожуха.с щеточных пружин); на фиг. 3 — щеткодержатель-вставка, в аксонометрии.

Якорь 1 электрической машины имеет торцовой коллектор 2 и установлен в подшипниках 7. Один из подшипников 3 смонтирован в подшипниковом щите 4, который прикреплен к корпусу 5 электрической машины стяжными винтами 6. Подшипниковый щит 4 имеет бобышку 7 для подшипника, стенку 8 и посадочную кольцевую часть 9

930454 з (четырехщеточная электрическая машина) .

Два «массовых» щеткодержателя 10 отлиты из металла за одно целое со стенкой 8 щита. В стенке 8 выполнены окна 11. Изолированные щеткодержатели выполнены в виде вставок 12 из упругого электроизоляционного материала, например пластмассы типа К18 — 37, КВ, ДС — 2Р— 2М, Аà — 4В и т.п.

Вставка 12 представляет собой тонкостенную коробчатую конструкцию, в поперечном

1о сечении внутри имеющую форму торцовои щетки 13, установленной во вставке, а снаружи выполненной по форме окна 11. На боковой поверхности вставки 12 имеются элементы, выступающие за пределы окна, — упо ры 14 и фиксаторы 15. Фиксаторы 15 имеют скосы, что обеспечивает их установку в окна

11. В верхней части вставки имеется прорезь 16, в которой размещен щеточный канатик 17 щетки 13. Ширина прорези 16 большем, чем ширина двух фиксаторов, что позволяет устанавливать вставки 12 в окна 11.

Вставка 12 имеет элемент 18 цилиндрической формы для лучшей фиксации щеточных пружин 19. Вставки 12 частично размещены в окнах 11.

Торцовые щетки 13, установленные в мас- «

coBble щеткодержатели 10, подсоединены к

«массе», — т.е. непосредственно к металлу подшипникового щита, а щетки, установленные в изолированные щеткодержатели-вставки 12 — к выводам обмотки возбуждения электрической машины. зо

Снаружи щеточный узел закрыт кожухом 20, на внутренней стенке которого выполнены бобышки 21 и 22 для установки на них щеточных пружин, причем на бобышках

22, установленных внутри вставок 12, дополнительно закреплены, например при помощи

35 клея, изолированные втулки 23. Кожух 20 притянут к корпусу 5 электрической машины заодно с подшипниковым щитом и стяжными винтами 6. Якорь 1 зафиксирован в подшипниковом щите посредством разрезного 4о кольца 24 и чашки 25.

Сборка щеточного узла осуществляется следующим образом.

В подшипниковый щит 4 и в окна.!1 устанавливают вставки 12. В «массовые» щеткодержатели 10 и во вставки 12 устанавли45 вают торцовые щетки 13. «Массовые» щетки соединяют с металлом подшипникового щита, например при помощи винтов. Изолированные щетки соединяют с выводами обмотки возбуждения, например сваркой. После этого подшипниковый щит устанавливают в электрическую машину, при этом якорь 1 устанавливают в подшипниковом щите 4 и закрепляют посредством разрезного кольца

24 и 25. На бобышки 21 и 22 кожуха 20 с небольшим натягом устанавливают щеточные пружины 19. Кожух 20 вместе с пружинами 19 устанавливают на подшипниковый щит таким образом, чтобы пружины 19 разместились в щеткодержателях и затем при помощи стяжных винтов 6 соединяют все детали в единый узел.

Предлагаемая конструкция щеточного узла дает ряд преимуществ в сравнении с известными: снижается трудоемкость изготовления электрической машины за счет устранения крепежных элементов и операции их установки, снижается расход пластмассы за счет устранения перемычки между изолированными щеткодержателями приблизительно на 30 — 500/р (для стартеров типа СТ362) и расход металла за счет устранения крепежных элементов.

Формула изобретения

Щеточный узел электрической машины с торцовым коллектором, содержащий подшипниковый щит, закрепленные на его стен-. ке массовые и изолированные щеткодержатели с размещенными в них торцовыми щетками и щеточными пружинами, и кожух, при чем в стенке щита выполнены окна, в которых размещены изолированные щеткодержатели, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости и материалоемкости, изолированные щеткодержатели выполнены в виде вставок из упругого электроизоляционного материала и снабжены упорами и фиксаторами, расположенными по обе стороны стенки подшипникового щита и выступающими за пределы окна.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Автотракторное электрооборудование.

Реферативный сборник. 1974, № 10, с. 12.

2. Там же, стр. 17.— 18.

930454

Я

zs

19

12

17

Фиг.1

euz.2

Фиг.,7

Составитель В. Чернова

Редактор Н. Рогулич Техред А. Бойкас Корректор М. Шароши

Заказ 3337/72 Тираж 629 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Щеточный узел электрической машины с торцевым коллектором Щеточный узел электрической машины с торцевым коллектором Щеточный узел электрической машины с торцевым коллектором 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и касается щеток для электрических машин, работающих в условиях повышенных электрических и вибрационных нагрузок, например, тяговых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкции узла скользящего токосъема электрических машин, преимущественно крупных многощеточных синхронных генераторов и асинхронных двигателей с фазным ротором, и позволяет уменьшить износ токоведущих и дополнительных щеток, уменьшить боковой износ дополнительных щеток, сократить расход смазывающего материала

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к электрическим машинам

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкций щеток для электрических машин, работающих в условиях повышенных электрических, вибрационных и ударных нагрузок, например, тяговых электродвигателей

Изобретение относится к электромашиностроению, преимущественно к высокоскоростным коллекторным электрическим машинам (КЭМ) с тяжелыми условиями коммутации и искусственной воздушной вентиляцией

Изобретение относится к электромашиностроению, преимущественно к сильноточным высокоскоростным коллекторным электрическим машинам с тяжелыми условиями коммутации

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электрических машинах и агрегатах малой мощности, в частности в воздуховсасывающих агрегатах бытовых и промышленных пылесосов и пылеводососов

Изобретение относится к конструкции щеточных механизмов, предназначенных для электрического подключения к источнику напряжения и соединения с обмотками электрического устройства через контактные элементы, для использования в электротехнике, в автомобильной промышленности, в машиностроении и на железнодорожном транспорте
Наверх